Две десятины на будущее
Дмитрий Гришанков, Дмитрий Кабалинский
Каждый пятый рубль доходов крупный бизнес тратит на инвестиции.
На протяжении всех тринадцати лет существования рейтинга мы исходили из одного и того же предположения: крупный бизнес — стержень российской экономики, и доходы ведущих компаний рано или поздно должны конвертироваться в инвестиции. Только в этом случае можно рассчитывать на долгосрочный экономический рост. Если эта гипотеза верна, то как раз сейчас сложились все условия для активного наращивания инвестиций. Три года непрерывного роста за счет блестящей внешней конъюнктуры и потребительского бума внутри страны — вполне достаточный срок для накопления нужных финансовых ресурсов. Более благоприятной обстановки для старта задуманных инвестпроектов может и не представиться.
До сих пор инвестиционная активность крупного бизнеса оценивалась нами лишь опосредованно. В этом году мы решили заполнить этот пробел и провести специальное исследование. Конечно, получить надежные данные об объемах и направлениях капиталовложений всех компаний из "Эксперта-400" — задача заведомо невыполнимая. Ни анкетирование участников рейтинга, ни тем более использование данных российского бухучета рассчитывать на корректность собранной информации не позволяют. Поэтому мы пошли по другому пути.
Из фигурантов нашего последнего рейтинга мы отобрали компании, на интернет-сайтах которых представлены полные версии финансовой отчетности по IFRS или US (UK) GAAP. Таких оказалось чуть более 50 (что, кстати, весьма красноречиво свидетельствует о реальном уровне прозрачности нашего крупного бизнеса). На их долю приходится 52% суммарной выручки компаний нашего рейтинга. Из отчетов о движении денежных средств по международным стандартам* мы получили сведения об объемах капитальных вложений (эквивалент в российской статистике — инвестиции в основной капитал) и информацию об инвестициях в приобретение долей в других компаниях (наиболее близкий показатель в нашем статучете — долгосрочные финансовые вложения). Эти данные и легли в основу анализа. Понятно, что при таком выборочном подходе исследование не может претендовать на должную полноту. Тем не менее его результаты позволяют сделать несколько любопытных, а иногда и неожиданных выводов.
*Единственным исключением стала компания РЖД, масштаб деятельности которой не позволяет вывести ее за рамки исследования, а ежегодную отчетность по международным стандартам железнодорожный монополист публикует не ранее октября. Поэтому мы были вынуждены довольствоваться данными об инвестициях за 2006 год из отчета об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности РЖД. |
Секретные инвестиции
Суммарные инвестиции 50 компаний из рейтинга "Эксперт-400" в 2006 году составили 2 трлн рублей. Если соотнести эти данные с суммой инвестиций в основной капитал и объемов долгосрочных финансовых вложений, фиксируемых официальной статистикой, то получается, что на долю полусотни крупных компаний из нашего рейтинга приходится 28,7% всех инвестиций в российскую экономику. Еще более впечатляющую картину дает сравнение капитальных вложений отобранных нами корпораций с общероссийскими инвестициями в основной капитал. В этом случае удельный вес 50 компаний повышается до 36,6%. При всем уважении к заслугам крупного бизнеса, все же сомнительно, что ему под силу такое влияние на инвестиционные процессы в стране. Тем более что в отдельных отраслях совокупные инвестиции, отраженные в международной финансовой отчетности, намного превосходят данные официальных статорганов.
График 1. Инвестиции семи нефтегазовых компаний в 2006 году приблизились к 1 триллиону рубле
Наиболее наглядна ситуация в нефтегазовой промышленности. В нашей выборке этот сегмент представляют семь компаний, их инвестиции в основной капитал составили в 2006 году 801,9 млрд рублей (см. график 1). Между тем, по данным Росстата, в добычу природных топливно-энергетических ископаемых (включая уголь) вложено 559,7 млрд рублей. Понятно, что инвестиции нефтяников и газовиков идут не только в добычу, но и в переработку, транспортировку и сбыт. Но даже если добавить к росстатовскому показателю 130 млрд рублей инвестиций в трубопроводные системы "Газпрома", общероссийские капиталовложения в нефтепереработку (53 млрд рублей) и в производство и распределение газообразного топлива (еще 34,4 млрд), итоговая сумма все равно будет меньше реальных данных.
Нефтегазовая промышленность наиболее яркий, но не единственный пример. Розничную торговлю высококонцентрированной отраслью не назовешь. Согласно Росстату, инвестиции ритейлеров в основной капитал в 2006 году составили 52 млрд рублей. В то же время капиталовложения всего лишь четырех розничных сетей ("Х5 Ритейл Групп", "Магнит", "Седьмой континент", Аптечная сеть "36,6") достигли 20,3 млрд рублей — почти 40% зафиксированных официальной статистикой инвестиций.
Можно, конечно, попытаться объяснить такое положение вещей растущими инвестициями российских компаний за рубежом. Однако речь в данном случае идет не о приобретении иностранных активов, а именно о модернизации, затратах на оборудование и новом строительстве. Маловероятно, что наши корпорации в таких объемах вкладываются в строительство новых фондов за рубежом. Дело, скорее всего, в изъянах официальной статистики инвестиций.
График 2. По динамике капитальных вложений в 2006 году лидировали ритейлеры и машиностроители
Заполняя первичные формы статотчетности о результатах инвестиционной деятельности, компании часто скромничают, вполне справедливо опасаясь весьма неприятных налоговых последствий. Статистики же хотя и пытаются делать поправки на "скрытую инвестиционную деятельность", анализируя балансовые показатели развития отраслей, корректно оценить реальный объем инвестиций могут далеко не всегда. Впрочем, результат таких погрешностей не может не радовать: ведь на самом деле в основной капитал российских предприятий инвестируется как минимум на 15-20% больше средств, чем отражается в госстатистике.
Фонды решают все
Компании из нашего рейтинга инвестируют куда активнее, чем менее крупные предприятия. Правда, общий объем инвестиций (капитальные вложения и приобретение долей в компаниях) увеличился в 2006 году лишь на 14,3%. Но виной тому не угасание инвестиционного порыва, а завершение в 2005 году аномально дорогих сделок слияний и поглощений. За приобретение "Сибнефти" "Газпром" в 2005 году заплатил более 13 млрд долларов. Естественно, что в 2006 году вложения газового монополиста в покупку дочерних компаний упали на 83%.
Главным направлением инвестиционных стратегий российских компаний в прошлом году стали капитальные вложения. На их долю приходится свыше 85% совокупных инвестиций. И растут они весьма быстро. В 2006 году капвложения увеличились на 44,9%, притом что в целом по России инвестиции в основной капитал в фактических ценах выросли на 26,8%. Наиболее активно в обновление основных фондов вкладывались розничные сети и машиностроители. Капиталовложения в этих отраслях увеличились соответственно на 77 и 76% (см. график 2).
Активность ритейлеров диктуется конкуренцией на рынке. Увеличение доходов почти напрямую зависит от постоянного расширения сетей, а это требует немалых затрат. Лидеру по динамике инвестиций среди компаний розничной торговли (рост почти в 4 раза) — сети "Магнит" — обустройство одного магазина обходится в 200 тыс. долларов. В 2006 году сеть увеличилась на 393 магазина. К тому же компания активно инвестирует в развитие нового для себя формата — сети гипермаркетов. В машиностроении главным фактором роста стали инвестиции Группы ГАЗ, организующей производство автомобилей GAZ Siber на основе моделей Chrysler Sebring и Dodge Stratus компании DaimlerChrysler. По абсолютному размеру инвестиций машиностроители, правда, остаются в числе аутсайдеров: в 2006 году капвложения пяти отраслевых предприятий из нашей выборки составили 11,4 млрд рублей — вдвое меньше, чем у четырех компаний розничной торговли.
График 3.Самую тяжелую инвестиционную нагрузку несут транспортные компании
Инвестиции ТЭКа и транспортного комплекса всегда расценивались как ключевой фактор в развитии экономики. И если говорить только о темпах их роста, то сейчас экономистам просто не на что жаловаться. Вложения в модернизацию оборудования и новое строительство транспортных, нефтегазовых и энергетических компаний из нашей выборки в 2006 году выросли на 58,9, 58,5 и 43,5% соответственно. Характерно, что наибольшую инвестиционную активность демонстрируют госкомпании. В нефтегазовом секторе лидируют "Газпром" и "Роснефть", на транспорте —РЖД, "Транснефть" и "Транснефтепродукт", в энергетике —РАО "ЕЭС России".
Оправившись после покупки "Сибнефти", газовый монополист стал очень активно вкладывать средства в развитие газотранспортных магистралей и освоение новых месторождений. В 2006 году объем капитальных вложений компании составил 441 млрд рублей, увеличившись за год на 60,7%. Инвестпрограмма "Газпрома" на 2007 год утверждена в размере 779,4 млрд рублей, так что, скорее всего, динамика капвложений компании в ближайшей перспективе будет только нарастать. У "Роснефти" затраты на развитие нефтедобычи и переработки росли еще быстрее. Объем капвложений в 2006 году вырос на 71,2%. Частные нефтяные компании из нашей выборки такими показателями похвастаться не могут. Самая динамичная из них, "ЛУКойл", в прошлом году показала прирост капитальных вложений на 55,1%. Инвестиционная программа "НоваТЭКа" практически не изменилась в сравнении с 2005 годом. Между тем, по словам вице-президента "ЛУКойла" Леонида Федуна, для развития нефтяного сектора России потребуется не менее 300 млрд долларов инвестиций. Это в десять раз превосходит объем инвестиций в отрасль в 2006 году. Так что негосударственным нефтяным холдингам самое время задуматься о реализации более амбициозных инвестиционных планов.
По объемам капитальных вложений с ТЭКом могут соперничать только государственные транспортные монополии. В 2006 году затраты РЖД на инвестиционную деятельность достигли 262,9 млрд рублей против 196,8 млрд годом ранее. Инвестиции в развитие нефтяных трубопроводов компаний "Транснефть" и "Транснефтепродукт" выросли более чем в 2,3 раза, до 167,1 млрд рублей.
График 4.Несмотря на масштабы инвестиций нефтегазовых компаний, их объем в 2006г. меньше чистой прибыли
Черная металлургия — единственная крупная отрасль, где инвестиционные стратегии основных игроков делают акцент не столько на техническое перевооружение, сколько на корпоративное строительство. Металлурги уже успели завершить принципиально важные проекты модернизации своих мощностей. По уровню эффективности ведущие металлургические холдинги вполне конкурентоспособны и тем самым защищены от перепадов конъюнктуры. Сегодня главный объект их интересов — профильные активы как внутри страны, так и за рубежом. Объем капитальных вложений ведущих предприятий отрасли в 2006 году вырос на 10%, зато средства, затраченные на приобретение дочерних компаний, — в 4,8 раза. Новолипецкий металлургический комбинат, например, в 2006 году потратил на приобретение пакетов акций компаний 2,2 млрд долларов. Результатом стало приобретение "ВИЗ-стали", обошедшееся в 550 млн долларов, угольных активов ("Прокопьевскуголь" и "Алтайкокс") за 750 млн долларов, а также создание СП с Duferco Group, 50-процентная доля в котором стоила НЛМК 805,5 млн долларов.
Инвестиционное бремя
Сейчас 20% доходов 50 крупных компаний, включенных в нашу выборку, тратится на инвестиции. Даже если скорректировать данные госстатистики на объем не видимых Росстатом капиталовложений, то получается, что инвестиционная нагрузка на весь отечественный бизнес заметно ниже. Суммарная доля инвестиций в основной капитал и долгосрочных финансовых вложений в совокупном обороте отечественных предприятий составляла в 2006 году 16,6%.
Самое тяжелое бремя несут транспортные монополии. Своими силами развитие железнодорожной и трубопроводной инфраструктуры им явно не потянуть. С одной стороны, их доходы подвержены тарифному регулированию. С другой — масштаб проектов, без реализации которых экономический рост неизбежно будет тормозиться, исключительно велик. Инвестиции РЖД в 2006 году составили почти треть доходов. Что же касается операторов трубопроводных систем — "Транснефти" и "Транснефтепродукта", — их капиталовложения весьма близки к объемам годовой выручки и кратно превосходят чистую прибыль. Понятно, что ключевым инвестором инфраструктурных проектов прямо или косвенно является государство. Однако существенная доля расходов ложится и на сами компании — как напрямую, так и через привлечение частных инвестиций. Долгосрочная инвестпрограмма РЖД, например, предусматривает финансирование 75% капвложений за счет собственных и привлеченных средств.
Нелегко приходится телекоммуникационным компаниям, прежде всего операторам сотовой связи. Специфика их бизнеса требует регулярного обновления оборудования. К тому же выход на новые рынки возможен только за счет покупки компаний с необходимыми лицензиями и собственной абонентской базой. Инвестиции в отрасли в 2006 году составили почти треть от совокупных доходов (см. график 3). Между тем ожесточенная конкуренция сильно ограничивает возможность компаний увеличивать маржу. Так что свободных собственных ресурсов для полноценного финансирования инвестиций недостаточно. Объем чистой прибыли в этом секторе в 2,3 раза меньше инвестированных в 2006 году средств (см. график 4), поэтому значительную часть денег для реализации инвестстратегий крупнейшим игрокам приходится привлекать у банков или на рынке долгов.
В куда более выгодном положении находятся компании нефтегазовой промышленности. Несмотря на налоговые изъятия конъюнктурных сверхдоходов, оставшихся средств в целом достаточно для масштабных инвестпроектов. По отношению к доходам инвестиции нефтяников и газовиков составляют около 18%, а к объему чистой прибыли — всего 80%. Конечно, на покупку наиболее дорогих активов приходится занимать. Приобретение "Сибнефти" и "Юганскнефтегаза" привело к росту долговой нагрузки на их нынешних владельцев. Но ресурсы для модернизации фондов и развития инфраструктуры у нефтегазовых компаний есть.