От капитализации к устойчивому развитию

Свою точку зрения на развитие крупного бизнеса в условиях кризиса и на последние тренды в подготовке корпоративной отчетности представляет партнер PricewaterhouseCoopers Александр Чмель

— Выход рейтинга совпадает с годовщиной мирового финансового кризиса. Какие тенденции в рейтинге «Эксперт-400» вы бы выделили?

— Нынешний рейтинг, пятнадцатый по счету, безусловно, по-своему очень интересен и отражает целый ряд результатов первого года финансового кризиса. Его острота особо ощущается на фоне того стремительного роста российского бизнеса, который видим мы в PricewaterhouseCoopers, работая в России уже более двадцати лет, и который хорошо фиксирует рейтинг (в частности, суммарный объем выручки компаний. входящих в список 400 крупнейших, за 5 лет вырос более чем вчетверо в долларовом исчислении). Стабильность, которой всегда отличался «Эксперт-400», была нарушена: в десятке лидеров появились три новые компании. Положение дел с капитализацией в долларовом исчислении продолжало ухудшаться: совокупная капитализация первой двадцатки снизилась почти на 40 процентов, при этом стоимость многих акций упала в разы, а у одного из предприятий - десятикратно!

Одним из проявлений кризиса, я полагаю, является и то, что число компаний, составляющих отчетность в соответствии с МСФО и общепринятыми бухгалтерскими стандартами США (US GAAP), сократилось по итогам 2008 года на пять процентов: сегодня таких лишь 107. При этом какие-то предприятия стали экономить на составлении подобной финансовой отчетности и проведении ее аудита, а какие-то выбыли из списка. Тем не менее около 30 процентов российских компаний используют МСФО и US GAAP для составления финансовой и управленческой отчетности, что, безусловно, отражает достаточно высокий уровень прозрачности и зрелости отечественного бизнеса.

— Вы много говорите о нефинансовых показателях деятельности компаний и о понятии «устойчивое развитие». Насколько это важно для отечественного бизнеса в условиях кризиса?

— Если бы это не было важно, мы бы с вами не наблюдали в России роста числа компаний, составляющих социальную отчетность или отчетность в области устойчивого развития: 11 предприятий из 20 крупнейших по капитализации на 1 сентября 2009 года составляли такую отчетность против девяти в рейтинге прошлого года. Повышение стандартов корпоративного управления, рост роли и влияния независимых директоров, институт которых существует в нашей стране примерно столько же, сколько и рейтинг «Эксперта», создали условия для интеграции российских компаний и российского бизнеса в международную экономику, способствовали его расширению и так называемой обратной глобализации в другие страны. При этом мы видим, что все отмеченные процессы в области улучшения корпоративного управления и прозрачности становятся неотъемлемой частью реализации принципов устойчивого развития, что находит свое отражение в том числе и в рейтинге. Составление отчетов в области устойчивого развития в той или иной форме за последние несколько лет стало более популярным среди 20 крупнейших российских компаний по капитализации, чем составление финансовой и управленческой отчетности по МСФО и US GAAP. В рейтинге можно найти немало примеров того, как рынок проявляет повышенное доверие к компаниям, чья выручка не является заоблачной: они могут находиться в четвертой сотне рейтинга по выручке и в числе 50 крупнейших по капитализации.

— Очевидно, что понятие «устойчивое развитие» очень важно для частного бизнеса, но уделяют ли этому внимание российские государственные компании?

— Вы правильно говорите, что потребность обеспечения устойчивого развития возникла вначале у частных предприятий, а уже затем эта практика стала охватывать и госкомпании. В России государственные компании всегда активно участвовали в движении по составлению социальных отчетов и отчетов в области устойчивого развития. Об этом говорят не только результаты российской премии «За лучший социальный отчет/отчет в области устойчивого развития», но и анализ рейтинга «Эксперта». В частности, почти 40 процентов из 50 крупнейших по капитализации предприятий, которые составляют социальную отчетность, — это компании с госучастием. Я думаю, что здесь мы идем в ногу с остальным миром, где наблюдается все возрастающая активность государства в определении требований к составлению отчетности предприятиями с государственным участием. Например, в Швеции, Китае, Южной Африке государство требует от своих компаний составлять отчетность не только по МСФО, но и по стандартам GRI, Global Reporting Initiative — Глобальной инициативы по отчетности. В таких странах, как Малайзия, Дания, Франция, отчетность в области «устойчивого развития» должны составлять компании, акции которых торгуются на бирже. Я полагаю, что и в России государство могло бы занять более активную позицию в вопросах формулирования требований к составлению социальной отчетности и отчетности в области устойчивого развития компаниями со значительным государственным участием.