«Для достижения качественного результата в области отчетности и прозрачности данный процесс должен быть цикличным и круглогодичным»
Виктория Пименова, Начальник управления стратегии АО ИК «АСЭ»
– Кто является целевой аудиторией вашего публичного годового отчета? Изменилась ли как-то данная аудитория за последние годы и если да, то каким образом это повлияло на содержание и структуру отчета?
– Если говорить об изменениях целевой аудитории, они произошли. В 2016 году завершилось формирование инжинирингового дивизиона госкорпорации «Росатом» – объединены все активы проектирования и строительства объектов атомной энергии. Соответственно, расширилось и стейкхолдерское окружение нашей компании. Поэтому в 2016 году мы провели актуализацию ранговой карты стейкхолдеров, ее обновленную версию вы можете найти в отчете. В частности, повышен приоритет наших заказчиков и международных организаций в связи с активным ростом зарубежных заказов в нашем портфеле за последние несколько лет. И содержание отчета изменилось с учетом запросов новых заинтересованных сторон. Например, теперь мы подробнее раскрываем результаты по каждой проектной площадке.
– Ваша компания в течение последних лет стабильно занимает высокие позиции в нашем рейтинге. Как обустроен процесс подготовки публичной нефинансовой отчетности в вашей компании, позволяющий добиваться таких результатов?
– В первую очередь, хочу сказать, что для достижения качественного результата в области отчетности и прозрачности данный процесс должен быть цикличным и круглогодичным. Осенью определяются существенные темы, и формируется концепция отчета. Зимой происходит сбор нужной информации. Весной – готовится проект отчета, его дизайнерская и интерактивная версия, осуществляется перевод на английский язык, выпускается отчет. Казалось бы, на этом можно было поставить точку, отчет готов. Но здесь, как у хорошего спортсмена, недостаточно только соревновательной практики, важен также тренировочный процесс, постоянное совершенствование. Таким образом, всю вторую половину года наша команда участвует в различных мероприятиях по взаимодействию с заинтересованными сторонами, семинарах, круглых столах и конференциях, узнает о новых трендах и тенденциях в отчетности, проводит исследования лучших практик, готовит новые проектные замыслы.
Во-вторых, хочу обратить внимание, что мы выпускаем интегрированный годовой отчет. Не только в смысле его соответствия Международному стандарту интегрированной отчетности, но и в смысле единого отчета – интеграции в нем всех аспектов деятельности компании, в том числе нефинансовых. А также в смысле интеграции при его подготовке нескольких международных стандартов отчетности. Это про основной отчет. Параллельно мы ищем варианты предоставления отчетной информации – более удобные и полезные как для нас, так и для стейкхолдеров. В этом году мы выпустили первый краткий отчет (буклет «Итоги года»), который выходит гораздо раньше основного отчета. Сейчас прорабатываем варианты отчетности проектных площадок – будем пробовать в пилотном режиме.
И есть еще абсолютно новые задачи, связанные с переходом к цифровой экономике. Для инжинирингового дивизиона этот переход крайне важен. У нас есть серьезные заделы в этой области, например, промышленно-технологическая платформа Multi-D, созданная на базе информационной модели инженерного объекта. Разработка включает более 30 инструментов, базирующихся на данных из информационной системы. Один из инструментов – единое информационное пространство, доступ к которому имеют не только проектировщики и строители объекта, но и поставщики, заказчики и регулирующие госорганы. Существенная часть инструментов уже внедрена и дает ощутимый эффект в управлении сроками и стоимостью сооружения.
Перед публичной отчетностью появился новый вызов – как вписаться в этот переход? Какой должна стать отчетность в новой экономике? В какой мере она должна стать цифровой и что это означает на практике? Мы работаем над этими вопросами.
– Какие темы выбраны для отчета за 2016 год в качестве основных и почему?
– Перечень существенных тем для отчета ежегодно определяется в диалоге с его будущими читателями (представителями основных стейкхолдерских групп) в рамках специальной технологии, которую мы называем рэпид-форсайт. Это очень интересная, увлекательная и достаточно быстрая процедура, которая за несколько часов при участии менеджмента компании и стейкхолдеров на глазах у всех позволяет получить тематическую картинку будущего отчета. Есть специфика подготовки такой матрицы – она готовится сразу с учетом нескольких международных стандартов. Матрицу существенных тем мы размещаем в нашем отчете.
В последней отчетной кампании среди всех существенных тем комитетом по публичной отчетности были выбраны две приоритетные: «Интеграция компаний и формирование инжинирингового дивизиона» и «Достижение лидерства в управлении проектами». В рамках первой мы подробно описываем процесс и результаты такого исторического события, как формирование инжинирингового дивизиона. Безусловно, такая масштабная консолидация инжиниринговых активов российской атомной отрасли не могла пройти в одночасье. Изменения корпоративных процедур, объединение проектных компетенций, формирование нового бренда – все это и многое другое в значительной мере интересно тем, кто следит за нашей деятельностью. Вторая тема является описанием того, как наша компания развивает технологии, лежащие в ядре нашей бизнес-модели, и здесь нам тоже есть что рассказать нашим читателям.
– Есть ли отличия в подаче и объеме информации между бумажной и интерактивной версиями отчета?
– Да, безусловно. Мы выпускаем как печатную, так и интерактивную версию нашего отчета, понимая, что разным группам стейкхолдеров удобнее пользоваться различными формами доставки наших отчетных данных. В интерактивной версии представлен дополнительный видеоконтент, возможность интерактивного анализа отчетных данных, разработана система быстрого перехода по ссылкам между разделами отчета и даже отдельными показателями. Пользуясь интерактивным отчетом, можно в несколько раз быстрее найти необходимую информацию. Печатная же версия более удобна для детального и неспешного изучения и, разумеется, является незаменимой для стейкхолдеров, которые в силу тех или иных причин не так часто пользуются Интернетом.
– С 1 июля 2018-го вступят в силу модульные стандарты нефинансовой отчетности GRI Standards, которые были опубликованы в октябре 2015 года. Опирались ли вы при составлении отчета нынешнего года на эти стандарты либо планируете ориентироваться на них в будущем?
– Мы всегда стремимся находиться среди лидеров в области прозрачности в национальном и международном масштабе. Для этого крайне важно постоянно отслеживать изменения в ключевых международных стандартах и руководствах и оперативно внедрять их в свою практику. Наша компания одной из первых в России перешла на новую версию стандартов GRI SRS, и еще в июле 2016 года был выпущен интегрированный отчет группы компаний ASE, который соответствовал уровню Comprehensive GRI SRS. Отчет, выпущенный в этом году, также соответствует уровню Comprehensive GRI SRS, что было подтверждено независимой аудиторской организацией. То есть уже два последних отчета подготовлено в соответствии с GRI SRS.
С формальной точки зрения на данный момент нет более высокого уровня раскрытия сведений в соответствии с этим стандартом, однако это не значит, что у качества нашей отчетности нет потенциала к дальнейшему развитию. Более точное и акцентированное раскрытие ключевых показателей и подходов менеджмента, задача сделать отчет более кратким, емким, инфографичным и удобным для заинтересованных сторон – это то, чем мы будем заниматься в ближайшие годы.