«Электронные площадки гармонично поддерживают бизнес-процессы закупок, позволяют повысить их прозрачность, увеличить конкуренцию среди поставщиков, добиться существенной экономии средств, привлекать новых производителей, получать новые технические решения, которые, возможно, появились на рынке, снижать коррупционные риски»

Андрей Степаненко, Президент НП «Российская Гильдия управляющих и девелоперов», генеральный директор ОАО «Российский аукционный дом»

– Как вы оцениваете уровень проникновения услуг электронных торговых площадок в секторе закупок крупных и крупнейших корпоративных заказчиков?

– Руководство крупных и крупнейших корпоративных заказчиков, а это в основном государственные компании и корпорации, крайне заинтересовано в оптимизации издержек. Одним из важнейших процессов, в рамках которого можно достичь существенного снижения издержек, является управление закупками, которое хоть не участвует непосредственно в создании потребительских ценностей, однако существенно влияет на себестоимость производимых товаров и услуг, а значит, и на конкурентоспособность компании. И в этой связи востребованность услуг электронных торговых площадок в секторе закупок крупных и крупнейших корпоративных заказчиков растет, являясь неотъемлемой составляющей системы эффективного управления закупками и развития экономики страны.

Электронные площадки гармонично поддерживают бизнес-процессы закупок, позволяют повысить их прозрачность, увеличить конкуренцию среди поставщиков, добиться существенной экономии средств, привлекать новых производителей, получать новые технические решения, которые, возможно, появились на рынке, снижать коррупционные риски. В конечном итоге все это приводит к повышению эффективности бизнеса. Неслучайно многие крупные корпоративные заказчики, оценив экономический эффект от использования услуг электронных площадок в своей закупочной деятельности, ставят перед собой задачу перевести практически все закупки в электронную форму.

– Какие факторы, по вашему мнению, в наибольшей мере тормозят развитие рынка электронной B2B-коммерции, как в секторе корпоративных закупок, так и в секторе электронных торгов?

– Несмотря на тенденции развития электронной коммерции в мире, в нашей стране по-прежнему преобладают традиционные формы коммерческой деятельности в силу того, что многие из бизнес-моделей электронной коммерции являются достаточно молодыми и незрелыми, отсутствует доверие к ним, необходимая законодательная база, а их использование требует обучения персонала и иных затрат.

Если говорить о корпоративных закупках, на мой взгляд, главным фактором, тормозящим развитие, является прежде всего желание отдельных сотрудников, занимающихся закупками, «скрыть» закупку от нежелательных поставщиков. Заказчики, работающие по 223-ФЗ, и госзаказчики применяют целый арсенал средств, затрудняющих поиск закупки на официальном сайте и ограничивающих добросовестную конкуренцию. Это всем известное искажение формулировок и использование латинских букв в названии закупки, установление в документации завышенных требований к участникам, нереальных сроков поставки и тому подобное. Естественно, такие заказчики не желают выносить свои закупки на электронные площадки. И в этом отношении законодательное регулирование и ужесточение контроля со стороны государства способствуют развитию рынка электронной коммерции.

– Какие аспекты работы рынка услуг ЭТП, по вашему мнению, должны стать объектом регулирования со стороны государства?

– Если мы говорим об электронной торговле в сегменте B2B на рынке проблемного имущества, государственного имущества, активов государственных компаний, корпораций, то необходимо отметить важную роль государства. Рынок ждет жестких, но понятных и прозрачных правил, порядка отбора и регламентов работы операторов электронных площадок. Учитывая специфику регулируемого рынка, особенно важными критериями для оценки готовности оператора работать в данном сегменте остаются безупречная репутация на рынке, квалификация и практический опыт работы по направлению.

– В каких областях, на ваш взгляд, это регулирование является избыточным и искусственно ограничивает конкуренцию на рынке услуг электронных площадок?

– Рынок площадок по государственным закупкам, как мне кажется, готов к вливанию «новой крови». Пять федеральных операторов достойны здоровой конкуренции со стороны новых амбициозных игроков. Задача государства сейчас – использовать механизм регулирования во благо рынка и расширить перечень операторов по регулируемым торгам.

– Необходимо ли, по вашему мнению, создание единого государственного регулятора электронных торговых площадок, работающих с государственным заказом и имуществом?

– Создание единого государственного регулятора  – смелая идея, ее реализация нивелировала бы само понятие «рынок государственной торговли и заказа».

– В чем заключаются плюсы и минусы возникновения такого регулятора?

– Мы как один из субъектов рынка не видим никаких плюсов. Задача государства – обеспечить вход в рынок действительно компетентным операторам и установить понятные правила функционирования.  

– Существует ли опасность, что государство попытается жестко регулировать и коммерческие сегменты рынка услуг ЭТП?

– Регулирование коммерческих сегментов рынка услуг ЭТП пока ограничено последними инициативами Минфина на ввод пошлин на интернет-покупки. Пострадает трансграничная торговля – один из самых молодых и динамично развивающихся рынков. Посмотрим, как будет складываться ситуация далее.

– Какие преимущества может получить государство и муниципалитеты в случае, если законодательством будет предусмотрена возможность проведения приватизации государственного и муниципального имущества в электронной форме?

– Электронная форма торгов хороша своей демократичностью. Каждый желающий независимо от места своего нахождения может получить информацию об имуществе, которое выставлено на продажу, и поучаствовать в аукционе.

Кроме того, эта схема наиболее антикоррупционна в силу того, что покупатели не могут пообщаться ни между собой, ни с собственником, ни с продавцом, а значит, возможность повлиять на ход продажи сведена практически к нулю.

С другой стороны, эта форма продажи имеет свои ограничения. Она наиболее эффективна в отношении недвижимости, но не подходит для больших, сложных, дорогостоящих объектов. Например, продажа крупных имущественных комплексов (гостиниц, торговых центров), акций госпредприятий и прочего требует серьезной подготовительной работы, встреч с инвесторами, предварительной оценки, проведения road show. Кроме того, инвестору, чтобы ознакомиться с таким объектом, необходимо гораздо больше информации для принятия решения, чем можно разместить на электронном сайте. Такие объекты, конечно, требуют классических торгов.

Во-вторых, существует ряд технических несовершенств, которые тормозят развитие электронной продажи госимущества. Это, например, отсутствие возможности провести электронную оплату сделки по госимуществу, необходимость физически подписывать договор купли-продажи, а также то, что ФРС не принимает на регистрацию электронные документы.

– В какой мере рынок электронных площадок готов к оказанию такого рода услуг?

– Мы на сегодняшний день являемся первой и пока единственной площадкой в РФ, которая имеет практический продолжительный опыт проведения приватизации в электронной форме. Смею заверить, что ОАО «Российский аукционный дом» готов и технологически, и по уровню компетентности менеджмента и сотрудников к проведению е-приватизации. Ряд площадок, принадлежащих таким операторам, как ЗАО «Сбербанк-АСТ», ММВБ, декларируют техническую готовность к проведению торгов по продаже государственного имущества.

– Среди факторов выбора партнера из числа присутствующих на рынке ЭТП наши респонденты особо отметили «информационную открытость площадки». Что вкладывается вашей площадкой в это понятие? На какие аспекты информационной открытости площадки необходимо обращать внимание компании, которая занимается поиском партнера из числа независимых ЭТП?

– Принцип информационной открытости, которым должны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, предусмотренный и 223-ФЗ, и 94-ФЗ, и вступившим с этого года в силу 44-ФЗ, органично вписывается в функционал большинства электронных торговых площадок. На мой взгляд, информационная открытость площадки – это прежде всего свободный и безвозмездный доступ к размещенной информации о проводимых закупках и их результатах, порядке и условиях работы на площадке, это полнота, достоверность информации, быстрота и удобство ее поиска. При этом очень важно соблюдать баланс информационной открытости и информационной безопасности, не допускать нарушения конфиденциальности информации и закона о персональных данных.

– Ответы наших респондентов однозначно показывают, что основной «добавленной стоимостью», создаваемой независимыми ЭТП для заказчиков, является обеспечение дополнительного выбора поставщиков и повышение конкуренции при проведении закупок. Какие факторы в наибольшей мере влияют на привлечение к работе на ЭТП новых поставщиков? Какие инструменты применяют ЭТП в конкуренции за поставщиков?

– На мой взгляд, заказчикам следует выбирать электронную площадку прежде всего исходя из ее функциональности, отвечающей принятым в компании бизнес-процессам. Наличие широкой базы профильных участников важно, поскольку оно обеспечивает конкуренцию при проведении закупок, однако локомотивом процесса закупок является заказчик. Поставщики придут на ту площадку, на которой он будет работать. Другими факторами, влияющими на привлечение к работе на ЭТП новых поставщиков, являются стоимость услуг площадки и набор дополнительных услуг, обеспечивающих комфортные условия работы. Это сервисы оповещения о предстоящих закупках, соответствующих сфере деятельности поставщиков, обучение и поддержка поставщика, это размещение на электронной площадке типовых документов и информации, которые позволяют избежать мелких ошибок, кредитование при внесении обеспечения заявки и многое другое.

– На основании каких показателей заказчик может составить обоснованное мнение об уровне и качестве конкуренции на ЭТП, не имея непосредственного опыта работы с площадкой?

– Обеспечение добросовестной конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг  – прежде всего задача заказчика. Площадка не отвечает за содержание закупочной документации заказчика, за установленные им требования к участникам, за критерии выбора победителя и принятые решения. На площадках работают совершенно разные заказчики, и в этой связи я считаю неправильным измерять среднюю температуру по больнице.

Вместе с тем электронная площадка – это инструмент, который помогает заказчику обеспечить конкуренцию за счет создания комфортных и доступных условий для работы на ней поставщиков.

– Какими возможностями должна обладать ЭТП для отсева заведомо недобросовестных поставщиков? Чем может помочь ЭТП заказчику в снижении риска недобросовестного поведения поставщиков?

– Чтобы защитить от рисков интересы заказчиков, необходимо использовать комплекс защитных мер. При осуществлении закупки заказчик может установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки. Такой реестр ведется ФАС России. Роль, которая может отводиться площадкам в этом вопросе, это проверка сведений по реестрам и информирование заказчика о результатах. Также существуют различные рейтинги поставщиков, которые разрабатываются независимыми агентствами, и площадки предлагают их использовать заказчикам, однако они очень условны и далеко не всегда отражают реальную картину. Например, низкий рейтинг может быть присвоен организации – субъекту малого предпринимательства, которая имеет в штате небольшое количество высококлассных и опытных специалистов и создана недавно. На практике такой поставщик может быть вполне благонадежным. Считаю, что рейтинги могут быть использованы как дополнительный, вспомогательный механизм для заказчика, но ни в коем случае не как критерий выбора победителя.    

Наиболее действенным методом защиты от недобросовестных поставщиков является установление заказчиком требования о внесении обеспечения заявки и исполнения контракта. В этом случае недобросовестный участник просто потеряет деньги. Также важным механизмом защиты интересов заказчика является установление условия об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

– Насколько остро стоит проблема интеграции независимой ЭТП и корпоративных ERP-заказчиков? Какие трудности возникают в этой области, и как они решаются вашей ЭТП? Что может предложить площадка, и что стоит предпринять самому клиенту, чтобы такая интеграция прошла без затруднений?

– Интеграция с корпоративной системой заказчика позволяет автоматизировать торгово-закупочную деятельность, вести учет закупок, аналитику и формировать необходимую отчетность.

На нашей ЭТП предусмотрен специальный модуль интеграции, позволяющий проводить обмен данными с любыми внешними системами. Однако сложность интеграции всегда зависит от конкретных условий: особенности системы заказчика, объема передаваемых данных, частоты обмена, состава необходимых отчетов и так далее.

Каждый конкретный случай надо рассматривать отдельно. Надо понимать, что в некоторых случаях могут потребоваться существенные доработки на стороне заказчика.

– Какой минимально необходимый набор дополнительных услуг должна предоставлять ЭТП? Какие дополнительные услуги являются наиболее востребованными клиентами вашей ЭТП?

– Обязательность использования электронной подписи предполагает необходимость предоставления площадкой услуги по заказу ключа подписи пользователям. Ввиду того, что мы работаем на технологическом рынке, возможность получения оперативных и квалифицированных консультаций по порядку работы на площадке в службе поддержки пользователей является крайне важной.

Услуги электронных площадок, которые востребованы заказчиками в достаточной степени, – это поиск поставщиков и приглашение их принять участие в конкретной закупке, это маркетинговые исследования рынка, это обучение, консультации и техническая поддержка.

Площадка Lot-online предлагает полный спектр услуг: проведение торгов, заказ электронной подписи, услуги комплексного сопровождения закупочной деятельности, онлайн-оценка объектов, подлежащих продаже, и многое другое. Круглосуточная служба поддержки пользователей позволяет нам быть всегда рядом с клиентом.

– Из каких составляющих складывается стоимость использования услуг ЭТП для заказчика?

– Каждая площадка выставляет свои условия оплаты услуг. Это может быть плата за регистрацию на площадке, абонентская плата (ежемесячная или поквартальная) за пользование функционалом площадки, оплата за проведение на площадке каждой отдельно взятой процедуры, плата в виде процента от цены, предложенной победителем, и тому подобное.

На нашей площадке регистрация бесплатна и для поставщиков, и для заказчиков, независимо от направления, в котором пользователь планирует работать.

Реализуя посредством площадки имущество, продавец оплачивает услуги площадки, при этом для покупателя участие в торгах бесплатно. На сегодняшний день тарифы площадки для продавцов имущества одни из самых лояльных на рынке и начинаются от 5 000 рублей.

В направлении «Закупки» заказчики работают на площадке бесплатно. При этом плата за участие в процедуре закупки взимается только с победителя и составляет 3 000 рублей. Если начальная цена лота меньше 100 тысяч рублей, стоимость услуг оператора составляет 2 000 рублей. Мы считаем это справедливым.

– Всегда ли заказчик может заранее в полной мере оценить свои затраты на использование услуг ЭТП?

– Затраты на использование услуг ЭТП всегда понятны, прозрачны и легко прогнозируемы для клиента. Тарифы и регламент площадки публикуются в открытом доступе, и любой желающий может с ними ознакомиться.

– На основании каких критериев заказчик при выборе площадки может составить обоснованное мнение об уровне информационной безопасности конкретной ЭТП? На что необходимо обращать внимание в первую очередь? Какие риски, связанные с информационной безопасностью, являются наиболее значимыми для клиента ЭТП?

– Аккредитация Министерства экономического развития РФ, предоставляемая площадке, является одной из гарантий высокого уровня информационной безопасности. Площадка Lot-online аккредитована регулятором с 2010 года одной из первых. Кроме того, по ряду показателей площадка ОАО «Российский аукционный дом» Lot-online обеспечивает уровень защищенности по группам информационной безопасности на порядок выше требуемого регулятором.

Для защиты площадки мы используем специализированные программные и аппаратные средства. Техническое и программное оснащение площадки регулярно модернизируется, организована система автоматического резервного копирования данных, каналы передачи данных, так же как и основные мощности, резервируются. Кроме того, мы сотрудничаем с профильными организациями по информационной безопасности.