«В условиях кризиса корпоративные заказчики стали уделять больше внимания сокращению расходов и экономии бюджета компании, и, как следствие, подходить к своим закупкам более ответственно. Руководство страны тоже заинтересовалось эффективностью закупок компаний с государственным участием. Как следствие, в прошедшем году властями было принято решение о реформировании и упорядочивании сферы закупок по 223-ФЗ, и, прежде всего, будущем переводе всех корпоративных закупок в электронную форму»
Виктор Степанов, Генеральный директор ООО «РТС-тендер»
– Как повлиял кризис на развитие рынка электронной торговли B2B?
– В условиях кризиса корпоративные заказчики стали уделять больше внимания сокращению расходов и экономии бюджета компании, и, как следствие, подходить к своим закупкам более ответственно. Руководство страны тоже заинтересовалось эффективностью закупок компаний с государственным участием. Как следствие, в прошедшем году властями было принято решение о реформировании и упорядочивании сферы закупок по 223-ФЗ, и, прежде всего, о будущем переводе всех корпоративных закупок в электронную форму. Сотрудники «РТС-тендер» и других площадок вместе с представителями Минэкономразвития, ФАС России, Агентства стратегических инициатив входят в состав рабочих групп, ответственных за совершенствование сферы закупок, и только за последний год ими было подготовлено более 30 проектов нормативных правовых актов, призванных оптимизировать и повысить эффективность закупок по 223-ФЗ. Коммерческие же заказчики, не подпадающие под 223-ФЗ, тоже стали чаще использовать электронные площадки, так как увидели в электронных конкурентных процедурах реальную возможность сократить свои расходы. Поставщики со своей стороны старались покрыть возросший спрос, активно участвуя в электронных процедурах. Согласно последним аналитическим данным и прогнозам экспертов, четкая динамика увеличения количества коммерческих заказчиков и поставщиков, работающих в сфере электронных закупок, будет прослеживаться и в 2016 году.
Также на рынке корпоративной торговли наблюдается тенденция привлечения к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства, им законодательно предоставлены особые преференции: с 1 января 2016 года все заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у таких предприятий в общей сложности 18% от объема всех своих закупок.
– Оказал ли кризис положительное влияние на развитие рынка электронной торговли B2B?
– Из-за некоторого спада деловой активности все больше корпоративных заказчиков обращаются к услугам электронных площадок для удовлетворения своих внутренних потребностей. Это вызывает ответную реакцию среди отечественных поставщиков – они также активизируют свою работу на данных платформах. Таким образом, электронные площадки становятся центрами интеграции и развития бизнеса в непростых условиях кризиса. При этом некоторые из них ведут целенаправленную деятельность по повышению эффективности, обучению работе заказчиков и поставщиков в сфере электронных закупок. «РТС-тендер», например, с этой целью сотрудничает и реализует ряд совместных проектов с большим количеством регионов, а также с крупнейшими общественными организациями, такими как «Опора России» и т. д.
Если говорить о девальвации, то в связи с этим явлением ряд отечественной продукции стал более привлекательным, чем ее зарубежные аналоги. Прежде всего, это продукция местных некрупных поставщиков, закупая которую заказчики могут сэкономить не только за счет разницы курсов, но и сокращения логистических издержек, а если говорить о заказчиках по 223-ФЗ, то и выполнить нормы по осуществлению закупок у предприятий малого и среднего бизнеса.
– Привело ли ухудшение ситуации в экономике к увеличению числа участников рынка электронной торговли в целом и клиентской базы вашей ЭТП в частности?
– За 2015 год количество активных пользователей «РТС-тендер» увеличилось более чем на 150 000 организаций и достигло отметки в 500 000. Такой рост обусловлен не только новыми участниками рынка, но и открытием дополнительных секций на площадке «РТС-тендер»: для закупок по 223-ФЗ и коммерческих закупок, а также торгов по приватизации и аренде государственного и муниципального имущества. Как я уже говорил, кризис оказал влияние на корпоративных заказчиков по двум направлениям: с одной стороны, многие из них стали уделять больше внимания эффективности собственных закупок с целью экономии, с другой – их закупки привлекли внимание правительства, которое поставило себе целью полностью перевести их в электронный вид. Большинству участников рынка уже ясно, что бумажные закупки так или иначе постепенно уходят в прошлое, и будущее – за электронными процедурами.
– Какие передовые практики применения электронных закупок крупными корпоративными заказчиками возникли в 2015 году на фоне кризиса в экономике? Не могли бы вы назвать наиболее успешные из них?
– В прошедшем году многие крупные корпоративные заказчики отчитались о рекордной экономии, достигнутой благодаря использованию электронных площадок. Так, «Росатом» при проведении электронных конкурентных процедур сэкономил в 2015 году около 20 млрд рублей, и планируется, что эта цифра в 2016 году будет еще более внушительной, так как общий объем электронных закупок госкорпорации должен составить порядка 1 трлн рублей. Внушительные цифры экономии демонстрируются и другими крупными игроками на рынке корпоративных закупок – «Россети», РЖД, «Аэрофлот» и др. Такая экономия не является чем-то необычным, ведь сам формат электронных торгов предполагает, что итоговая цена поставки, скорее всего, будет снижена. На площадке «РТС-тендер», например, заказчики сэкономили более 160 млрд рублей, и эта цифра постоянно растет.
Отдельно хочется отметить регионы нашей страны, которые стараются повысить эффективность своих закупок. Так, Московская область реализовала проект Единого портала торгов области, централизовав все закупки региона и выпустив общее типовое положение для всех своих подведомственных заказчиков. Это позволило существенно упорядочить, структурировать и повысить эффективность закупок региона.
– Стимулировал ли экономический спад более полное освоение корпоративными заказчиками торгово-закупочного функционала, предлагаемого ЭТП? Или же кризис, наоборот, привел к упрощению процедур закупки, применяемых заказчиками?
– Перевод в электронный вид посредством использования электронных площадок – это и есть упрощение процедуры закупки, причем существенное, так как такой формат намного более выгодный, удобный и комфортный, чем традиционный «бумажный». Функционал площадок заказчики осваивают настолько, насколько им это необходимо и насколько богатые возможности предоставляет площадка. Так, «РТС-тендер» позволяет максимально автоматизировать весь процесс закупок – от размещения извещения о проведении закупки до публикации протоколов и отчетности по заключенным контрактам. При этом организованы бесплатные обучающие вебинары по работе на площадке, внушительная цифра посещаемости которых говорит о том, что корпоративные заказчики в условиях кризиса стремятся использовать доступный функционал на все 100%.
– Какие новые потребности крупных корпоративных заказчиков возникли под влиянием кризиса? Как ваша ЭТП отреагировала на появление этих новых потребностей с точки зрения развития торгово-закупочного функционала, дополнительных сервисов, тарифной политики?
– Стоит отметить, что у всех крупных корпоративных заказчиков есть своя собственная закупочная система – ERP. В настоящее время основная потребность данных заказчиков – это максимально быстрая, безопасная, удобная и эффективная интеграция своих ERР-систем с электронными площадками. Чтобы обеспечить возможность такой интеграции, а также с целью обеспечения соответствия высоким требованиям всех наших клиентов, в 2015 году было проведено масштабное обновление IT-платформы «РТС-тендер», которое коснулось как открытой, так и закрытой части площадки. Заказчик теперь может интегрировать свою закупочную систему с площадкой, автоматически формировать извещение о закупке на основе позиций плана закупок, формировать результаты закупки в виде протокола и размещать протокол в любой необходимой ему форме, публиковать извещение о сборе коммерческих предложений, которое позволяет провести мониторинг рынка без обязательного заключения контракта и т. д. На площадке реализован удобный интерактивный календарь, благодаря которому заказчики получают напоминания о необходимых регламентируемых действиях, могут назначать ответственных за закупки, а также просматривать информацию обо всех своих закупках в одном окне. Еще одно нововведение «РТС-тендер» – удобное отображение данных в виде карточек, когда вся необходимая информация о закупке представлена на одной карточке и заказчику не надо делать лишние клики для ее просмотра, при этом, если заказчикам удобнее работать с традиционной табличной формой отображения закупок, то она также доступна. Пользователи «РТС-тендер» бесплатно участвуют в вебинарах и семинарах, посвященных актуальным законодательным изменениям, и могут быть в курсе всех нововведений в сфере закупок по 223-ФЗ. Также хотелось бы отметить, что обновлению IT-платформы предшествовало длительное и детальное исследование всех возможных сценариев работы наших пользователей. Это позволило определить и реализовать самый удобный и быстрый путь осуществления заказчиками основных действий, и теперь они тратят на них в среднем в два раза меньше времени, чем на других площадках.
Тарифы на площадке «РТС-тендер» для закупок по 223-ФЗ, в отличие от многих других площадок, просты и прозрачны: заказчики работают полностью бесплатно, из поставщиков платит только выигравшая торги компания – 1% от суммы контракта, но не более 5 000 рублей. Все это позволяет пользователям «РТС-тендер» работать эффективно, комфортно и быстро.
– Как спад в экономике повлиял на развитие клиентской базы поставщиков и их активность, а также конкурентную среду на электронном рынке B2B? Какая тенденция возобладала: сокращение количества участников за счет ухода с рынка части компаний или приток новых участников, которые в условиях кризиса стремятся использовать все доступные каналы продаж?
– Как я уже не раз говорил, на электронном рынке В2В наблюдается прирост и заказчиков, и поставщиков. Для поставщиков это огромный, во многом неосвоенный рынок сбыта, где можно легко найти своих клиентов и выйти на новый уровень ведения бизнеса. Кроме того, сегодня им доступны различные вспомогательные сервисы – например, выдачи банковских гарантий, тендерных кредитов, предпоставочного кредитования, факторинга и т. д. – которые позволяют активно участвовать в большем количестве торгов, не отвлекая собственные средства для гарантийного обеспечения и выполнения условий контракта. Также не стоит забывать о законодательно закрепленных преференциях, обязывающих заказчиков по 223-ФЗ закупать 18% от совокупного объема своих закупок у предприятий малого и среднего бизнеса: 10% через закупки только для малого и среднего бизнеса и еще 8% – либо по закупкам, участниками которых могут быть любые лица, включая малый и средний бизнес, либо по договорам субподряда с субъектами малого и среднего предпринимательства. Это триллионы рублей, учитывая, что по показателю опубликованных извещений за 2015 год объем рынка закупок по 223-ФЗ составил 23 трлн рублей. Компании-поставщики активно пользуются этими преференциями: на площадке «РТС-тендер» по 223-ФЗ, например, среднее количество поставщиков, участвующих в одном аукционе, – 4, поэтому ни о каком уходе поставщиков с рынка речи не идет.
– Заинтересована ли ваша ЭТП в развитии трансграничной электронной торговли? Какие проекты в этой области вы реализуете или планируете реализовать?
– В целом я думаю, что трансграничная электронная торговля будет выгодна всем участникам, однако нельзя объединять столь крупные рынки, до конца не отладив механизм собственного российского. Когда инициативы правительства по упорядочиванию и структурированию сферы электронных закупок будут реализованы, а все корпоративные закупки станут конкурентными, прозрачными и проводимыми на современных, безопасных и удобных площадках, тогда и можно будет реализовывать проекты по трансграничной электронной торговле в государственных масштабах. «РТС-тендер» работает в полном соответствии с законодательством РФ, которое определяет правила и порядок осуществления закупок организаций, подпадающих под действие федеральных законов № 223-ФЗ или № 44-ФЗ, в том числе закупок у иностранных поставщиков. Согласно данному законодательству, в настоящий момент нами реализована возможность участия в торгах на площадке по 44-ФЗ поставщиков из Белоруссии. Конечно, в условиях кризиса для российской экономики важно, чтобы отечественные поставщики насыщали не только внутренний рынок, но экспортировали свою продукцию, работая на крупных трансграничных площадках. Если законодательство будет меняться, то мы легко адаптируем нашу площадку к новым условиям, как это было, например, при смене 94-ФЗ на 44-ФЗ, однако говорить о каких-либо собственных проектах в данной сфере несколько преждевременно.
– Как планируемая реформа регулирования закупок субъектов закона № 223-ФЗ отразится на переформатировании рынка услуг электронных торговых площадок? Можно ли говорить о том, что проведение реформы по «жесткому» сценарию (отбор ограниченного числа ЭТП для проведения закупок по 223-ФЗ) приведет к исчезновению конкурентного рынка услуг ЭТП в России?
– В сфере государственных и муниципальных закупок уже 6 лет работают только 5 аккредитованных Минэкономразвития и ФАС России электронных площадок, причем на первые три – «РТС-тендер», Сбербанк-АСТ и ЕЭТП – приходится около 90% всего рынка (закупок государственных и муниципальных заказчиков – прим. RAEX (Эксперт РА)). Преимущества от такого ограничения числа площадок видны «невооруженным глазом»: во-первых, все они находятся «как на ладони» перед контролирующими органами и общественными организациями, что делает закупки по-настоящему прозрачными. Во-вторых, ограничение числа площадок позволило добиться высочайшего уровня клиентского обслуживания, который площадки предлагают своим пользователям, бесперебойной работы и большого числа вспомогательных сервисов, о которых я уже говорил ранее. В-третьих, это позволяет площадкам быть ближе к своим клиентам: у «РТС-тендер», например, 5 филиалов и 25 представительств по всей России, а также 2 колл-центра, обеспечивающих круглосуточную техническую поддержку пользователей от Камчатки до Калининграда. В-четвертых, конкуренция между данными площадками очень высока, что обуславливает их постоянное развитие, повышение качества своих услуг, высокий уровень клиентоориентированности. А в сфере закупок по 223-ФЗ, согласно данным официального сайта, в 2015 году функционировало 89 площадок, многие из которых имеют сомнительную репутацию, крайне низкий уровень обслуживания, сложные, необоснованно высокие тарифы и т. д. Естественно, они боятся, что не смогут пройти отбор, и выступают против инициатив Минэкономразвития и ФАС России.
– Каким вы видите рынок межкорпоративной электронной торговли и рынок услуг ЭТП в начале 2017 года?
– В последнее время сфера закупок по 223-ФЗ активно развивается и совершенствуется. Я думаю, что на этом рынке за год существенно вырастут объем и количество электронных закупок, будут продемонстрированы впечатляющие цифры сэкономленных средств, увеличатся объемы закупленной у малого и среднего бизнеса продукции, за счет чего данному сектору экономики будет оказана реальная поддержка. Учитывая последние инициативы правительства и проекты нормативных правовых актов, находящихся на стадии разработки, можно прогнозировать, что процесс развития сферы межкорпоративной электронной торговли продолжится с еще большей интенсивностью. Все это вселяет уверенность и позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.