«Активность участия в процедурах субъектов малого и среднего предпринимательства за 2016 год выросла почти в 3,5 раза»
Дмитрий Сытин, Генеральный директор «ТЭК-Торг»
Какие тенденции в области роста клиентской базы, оборота электронного рынка B2B и изменения размера среднего чека с одного клиента вы могли бы отметить в 2015–2016 годах?
Общий объем процедур, проводимых в электронном виде на ЭТП, продолжает расти. По 223-ФЗ он увеличился с 23 трлн рублей в 2015 году до 25,7 трлн рублей в 2016 году. По количеству процедур также произошел рост с 1,26 млн в 2015 году до 1,42 млн в 2016 году. Основных драйверов несколько: крупные инвестиционные государственные проекты, вывод закупок государственными компаниями из бумажного в электронный вид и вывод коммерческими заказчиками своих закупок на ЭТП.
В 2017 году мы с высокой степенью вероятности увидим несколько новых тенденций, вызванных прежде всего изменениями в законодательстве. Это вывод закупок госкомпаний с корпоративных площадок на универсальные ЭТП, консолидация закупочных процедур с ЭТП, не прошедшими отбор, на универсальные ЭТП.
Особенностью нашей площадки в настоящее время является фокусирование прежде всего на закупках по 223-ФЗ и на коммерческих закупках. За последний год у нас произошел существенный рост клиентской базы и количественных показателей, гораздо более быстрый, чем в целом по рынку. Например, общий объем процедур у нас увеличился более чем в 3 раза и достиг 1,2 трлн рублей за 2016 год, а количество процедур выросло в 4 раза за год. Что касается среднего чека, то он снизился на 19%. Причиной является увеличение доли процедур небольшого объема на нашей ЭТП и субъектов МСП в качестве поставщиков.
Отмечаете ли вы какие-либо существенные изменения в поведении крупных заказчиков и их поставщиков в 2016 году?
Наш опыт показывает, что крупные клиенты активно работают над своей эффективностью, в том числе и с использованием инструмента электронной торговой площадки. В частности, это выражается в запросе на услуги нашего маркетингового центра для целевого привлечения поставщиков на сложные процедуры, активного применения онлайн-форм торгов для сокращения сроков проведения процедур и повышения прозрачности, а также запроса на новые функции, использование которых ранее не было развито в рамках 223-ФЗ и коммерческих закупок. Это, например, заключение договоров в электронном виде с поставщиками по результатам процедур.
Что касается поставщиков, то мы видим повышение их активности, особенно в сегменте субъектов малого и среднего предпринимательства. В течение 2016 года их доля в нашей клиентской базе превысила одну треть, а активность их участия в процедурах также выросла почти в 3,5 раза.
Планируете ли вы диверсифицировать клиентскую базу вашей площадки? Какими конкурентными преимуществами обладает ваша площадка для привлечения новых крупных корпоративных клиентов, учитывая, что в данном сегменте рынок услуг ЭТП уже близок к насыщению? Развитие каких сегментов рынка межкорпоративной торговли для вас является приоритетным: субъекты 223-ФЗ или частные заказчики, крупный бизнес или МСП?
До последнего времени мы в основном ориентировались на крупные компании в качестве организаторов закупочных процедур на нашей ЭТП и прежде всего на компании ТЭК. Сейчас мы работаем и с другими субъектами 223-ФЗ, с крупным бизнесом и с частными заказчиками. В прошлом году мы запустили специальную секцию для проведения закупочных процедур для заказчиков любого размера, работающих как по 223-ФЗ, так и коммерческих заказчиков, и сейчас ведем активную работу с новыми сегментами клиентов. При этом тарифы в данной секции минимальны из имеющихся на рынке. Для привлечения заказчиков на новую общую секцию мы начали взаимодействовать как с поставщиками группы компаний «Роснефть», так и непосредственно с рынком. Присутствие на нашей площадке группы «Роснефть» позволило нам создать клиентскую базу активных поставщиков из более чем 17 тыс. компаний. Для формирования пула заказчиков для общей секции мы прежде всего обратились к поставщикам «Роснефти» и нашли понимание.
Что касается субъектов МСП, то совместно с ПАО «НК «Роснефть» и корпорацией «МСП» мы ведем работу по их привлечению. В рамках совместного проекта ездим по регионам РФ, организуем семинары с субъектами малого и среднего предпринимательства. Объясняем им все тонкости работы на площадке и работы с клиентами, рассказываем, как стать поставщиками крупнейших российских компаний.
По итогам прошлого года количество субъектов МСП на нашей площадке составило 38%, и это большая доля.
В какой мере электронный рынок B2B сохранил потенциал роста? Согласны ли вы с мнением, что существующая модель роста этого рынка во многом исчерпала себя?
В контексте этого вопроса нужно рассматривать два основных сегмента заказчиков. Первый – компании с государственным участием, попадающие под действие 223-ФЗ, второй – коммерческие компании.
В первой группе заказчиков все компании так или иначе уже проводят закупки в электронном виде на какой-либо электронной площадке. Примерно в половине компаний – это закупки, подпадающие под действие Постановления Правительства РФ от 21 июня 2012 года №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». В перечень включены компьютерная техника, транспортные средства, канцелярские товары, бумага и тому подобное. В общей структуре закупок доля закупок в электронном виде составляет около 5–10%. Остальные 90% закупок проводятся, как и раньше, «в бумаге».
Несмотря на это, большая доля компаний, подпадающих под действие 223-ФЗ, проводят закупки практически полностью в электронном виде. В основном это крупнейшие заказчики.
Исходя из вышесказанного, в сегменте 223-ФЗ привлечение новых клиентов в отрасль практически невозможно, поскольку так или иначе все проводят закупки в электронном виде, но возможен как переход клиентов с площадки на площадку, так и увеличение объема проводимых в электронном виде закупочных процедур.
Что касается коммерческих клиентов, то тут потенциал привлечения новых заказчиков очень велик. Небольшие компании проводят закупки по старинке, крупные коммерческие заказчики часто используют свои электронные площадки или порталы поставщиков, а некоторые уже работают на внешних ЭТП.
Какова стратегия развития вашего бизнеса в период экономического спада? Какие направления развития для вас приоритетны?
Любой спад или кризис нужно использовать как время реализации возможностей. Несмотря на то что мы вошли в уже существующий рынок, это не мешает нам на равных конкурировать с другими крупными площадками. Мы видим несколько направлений для развития в текущий период. Прежде всего это работа по привлечению новых клиентов из 223-ФЗ и коммерческого сегмента рынка и переводу процедур в электронный вид у существующих заказчиков.
Привлечение нового клиента сейчас связано прежде всего с возможностями ЭТП решить конкретные проблемы заказчика, помогать ему в его бизнесе, а это непосредственно зависит от развитости функциональных возможностей и бизнес-сервисов, которые компания – оператор ЭТП предлагает. Если заказчик видит пользу, эффекты от работы на ЭТП «ТЭК-Торг», то он будет работать с нами.
Поэтому для нас приоритетными направлениями являются создание сервиса по расчету максимальной начальной цены контракта и референтных цен. Второе направление – развитие общерыночных сервисов, востребованных поставщиками и организаторами. Такую работу мы ведем, в том числе, в рамках создаваемой ассоциации площадок. И третье направление – это работа с каждым конкретным заказчиком, независимо от его размера, и настройка системы под его особые требования.
Какие возможности вы видите для того, чтобы сохранить темпы роста бизнеса ваших ЭТП в сложившихся экономических условиях?
Ключевое – это развитие сервисов, востребованных у клиентов. Для крупных клиентов – это создание максимально эффективного сервиса, интеграция с информационными системами заказчиков, бесшовное встраивание в их закупочный процесс. Кроме того, востребовано предоставление инструментов или полного сервиса по избавлению заказчиков от рутинных операций. «ТЭК-Торг» активно работает в этих направлениях.
Для клиентов среднего размера – предоставление полного цикла закупочного процесса: от планирования до исполнения контракта.
Для поставщиков – снижение барьеров и трудоемкости участия в закупках, дополнительные сервисы, которые помогают разобраться в нюансах закупочной деятельности крупнейших заказчиков.
Мы запускаем корпоративный интернет-магазин для того, чтобы заказчики могли быстро и прозрачно проводить мелкие и аварийные закупки на конкурентной основе. Создаем сервис автоматического подбора процедур для поставщиков и потенциальных участников для процедур заказчиков на основе технологий Big Data и машинного обучения. Фактически это самообучаемая система, которая сможет предоставлять рекомендации как для поставщиков, так и для заказчиков. Поставщику не нужно будет тратить время на поиск процедуры, а для заказчика мы увеличим конкуренцию и повысим эффективность.
В чем вы видите ключевые препятствия для развития рынка дополнительных услуг ЭТП?
Наверное, основных препятствий два. Первое – законодательное. Это и несовершенство законодательства, и его частое изменение. В ряде случаев это приводит к невозможности создания нового сервиса или к усложнению схемы его предоставления, а иногда изменение законодательства способно привести к невозможности предоставления ранее реализованного сервиса или полному изменению структуры рынка.
Второе препятствие – низкий уровень зрелости и доверия на рынке между его участниками. Еще, наверное, с 90-х годов присутствует недоверие к новым услугам или продуктам, стараются работать со старыми проверенными партнерами, пусть даже в ущерб эффективности. Но в этой области уже виден прогресс, например корпоративный интернет-магазин отлично воспринимается как нашими существующими заказчиками, так и новыми клиентами, несмотря на новизну этого сервиса на рынке.
Продвижение новых услуг на рынок, как правило, происходит успешно, когда они соответствуют реальным насущным потребностям клиентов. Какие насущные потребности корпоративных заказчиков и их поставщиков, помимо проведения собственно торгов, могут удовлетворить операторы ЭТП?
Для заказчиков – это сокращение сроков проведения процедур, увеличение конкуренции, сокращение трудозатрат и обеспечение законодательных требований. Для этого у ЭТП есть все инструменты: онлайн-инструменты проведения самих процедур или переторжек, как от лучшего предложения среди всех участников, так и от лучшего предложения самого поставщика; заключение договоров в электронном виде; электронный документооборот с поставщиками; интеграция с ЕИС; наличие системы внутреннего контроля для отслеживания критичных сроков согласно законодательству; функции планирования для тех заказчиков, внутренние информационные системы которых не имеют таких функций; наличие каталога товаров, работ и услуг и возможность обработки заявок поставщиков и производителей на пополнение каталога и тому подобное.
Что касается поставщиков, то для них важно оперативно и без больших затрат найти интересующую их процедуру, подготовить и подать заявку опять же без больших затрат и соответствовать всем требованиям заказчика для заключения контракта. Для них ЭТП может предоставить практически весь спектр таких услуг: снижение трудоемкости при аккредитации на ЭТП, подбор процедур, предоставление финансовых сервисов для обеспечительных платежей.
Развитие каких дополнительных и сопутствующих сервисов на вашей ЭТП вы считаете наиболее перспективным?
Прежде всего это финансовые сервисы (займы и гарантии), реализация невостребованного имущества, корпоративный интернет-магазин, а также каталог товаров, работ и услуг и связанные с этим обработка детализированных предложений поставщиков в технической и коммерческой частях для их автоматической консолидации и ранжирования.
Перспективным и востребованным для поставщиков сервисом является анализ для них конкурентной среды и прежде всего – ценовой информации.
Какая модель предоставления дополнительных сервисов является оптимальной: создание собственных подразделений или собственного нового бизнеса или же привлечение партнеров? Что для вас более комфортно и выгодно – быть посредниками или поставщиками дополнительных услуг?
Во многом это зависит от самого сервиса. Однако в целом предпочитаем запускать новые сервисы с привлечением партнеров. У партнеров эти сервисы существуют и развиты, они прошли уже определенный путь. А вот в дальнейшем принимаем решение в зависимости от экономической целесообразности, готовы ли мы поддерживать новые сервисы своими силами или отдавать на аутсорсинг.
Ведущие ЭТП впервые выступили с совместной инициативой по созданию всероссийского каталога НСИ. Каковы перспективы данного проекта, на ваш взгляд? Готовы ли вы в нем участвовать?
В октябре 2015 года был подписан протокол о намерениях между пятью электронными площадками, работающими по 44-ФЗ, и Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей – нашим акционером. Мы активно принимаем участие в совместной работе. Когда рынок выдвигает инициативы, как говорится, снизу, это всегда хорошо, потому что тем, кто работает «на земле», весь спектр проблемы виден намного четче. А каталог крайне необходим для качественной работы как площадок, так и участников закупок, и важен на государственном уровне для контроля закупочной деятельности. У каждой площадки есть свои наработки. Мы работаем как с каталогом ПАО «НК «Роснефть», в котором более 1 млн позиций, так и формируем свой – для электронного магазина; есть каталог Москвы, есть каталоги у электронных площадок, созданные их усилиями.
Объединить существующий опыт и создать продукт, который будет удобен всем, – и есть наша задача.
Мы видим перспективы у данного проекта; думаю, что в скором времени ассоциация ЭТП сможет представить рынку первые результаты.
В целом, по вашему мнению, участники рынка, несмотря на жесткую конкуренцию, готовы участвовать в информационном обмене?
Рынок госзакупок и коммерческих закупок в России – один из самых передовых. И это заслуга всех участников и государства прежде всего. Но, как и любой достаточно молодой рынок, он требует постоянных доработок и развития. Мы это видим, в том числе, по тому, какое количество поправок вносится в 44-ФЗ и 223-ФЗ. Без информационного обмена это было бы невозможно. И этот обмен, безусловно, есть. Не только между площадками, но между всеми участниками процесса – государством, ЭТП, заказчиками, поставщиками, экспертами и журналистами. Это большая совместная работа. И она дает свои хорошие плоды.
Особенно хороший информационный обмен налажен у нас с ЭТП, которые договорились об учреждении ассоциации ЭТП. Можно сказать, что у нас идет совместная работа, в том числе и по выработке предложений по изменению законодательства.