Самый мощный внешний драйвер для развития электронного рынка услуг в настоящее время – это популяризация цифровой экономики
Андреев Николай Юрьевич, генеральный директор ЗАО «Сбербанк-АСТ»
— Каковы, по вашим оценкам, результаты 2019 года для рынка межкорпоративной электронной торговли? Можете ли вы выделить какие-либо новые тренды, проявившиеся в прошлом году, которые будут влиять на развитие рынка в будущем?
— Рынок межкорпоративной электронной торговли развивается с каждым годом всё интенсивнее. Всё больше компаний переходит на электронную форму закупок, активнее используют электронные площадки для проведения закупочной деятельности. В 2019 на нашей электронной площадке по 223-ФЗ было размещено 117 381 процедур, что практически вдвое больше показателя 2018 года (66 022). Свой вклад в общий рост, разумеется, внесли и закупки у СМСП по 223-ФЗ.
Ещё один важный тренд – отказ крупных заказчиков от собственных площадок в пользу отобранных операторов. Заказчики экономят деньги, нервы и снимают с себя почти всю ответственность технического характера, в том числе за обеспечение информационной безопасности, а взамен получают огромный пул поставщиков, уже обученных и знающих правила игры у отобранных операторов электронных площадок.
Основным трендом для развития рынка в будущем является цифровизация закупочной деятельности крупных корпоративных заказчиков. Корпоративные заказчики с различным регулированием внутреннего закупочного процесса переходят к более детальному локальному регулированию своих закупок, унификации закупочных процедур и, конечно, проведению в электронной форме не только закупок, но и продаж.
— Какие драйверы обеспечивают развитие рынка в настоящее время в наибольшей мере? Какие сегменты межкорпоративного электронного рынка развиваются наиболее активно?
— Автоматизация процесса электронных закупок, сокращение времени проведения закупочной процедуры, электронная контрактация – это и есть драйверы развития рынка сегодня и в будущем. Наша площадка постоянно работает над внедрением новых инструментов, развитием инфраструктуры системы. Самый мощный внешний драйвер для развития электронного рынка услуг в настоящее время – это популяризация цифровой экономики.
Один из наиболее ярких секторов закупок сейчас – электронные магазины. Изменение подходов к регулированию малых закупок в госсекторе, которые теперь фактически не такие малые, вызвали интерес и у заказчиков по 223-ФЗ. Стоит отметить, что переход к обязательной электронной форме в малых закупках по 44-ФЗ только начинает осуществляться, и мы ожидаем, что уже в этом году сложится новая региональная практика. При этом типовые положения о закупках в регионах стали катализатором интереса к централизации закупок региона по 223-ФЗ у тех же уполномоченных органов, что проводят закупки по 44-ФЗ. Надеемся, что продолжится централизация закупок регионов по 223-ФЗ, и сложится практика проведения совместных закупок уполномоченными органами. Нельзя не отметить и ещё один важный фактор роста, который снижает барьеры для входа и развития малого и среднего бизнеса – сближение регулирования закупок у СМСП по 223-ФЗ с 44-ФЗ.
— Какие направления развития бизнеса вашей ЭТП в сегменте межкорпоративной электронной торговли являются для вас приоритетными? Какие ниши на этом рынке представляют для вас наибольший интерес?
— Приоритетом является, прежде всего, обеспечение гибкой организации проведения закупок, возможность создавать и настраивать функционал под потребности заказчика. Мы всегда стараемся максимально быстро реагировать на любые изменения регламентов и алгоритмов проведения закупочных процедур компании-заказчика. Большое внимание мы уделяем закупкам у СМСП. Наш электронный магазин малых закупок SberB2B подходит как для госсектора, так и для корпоративных заказчиков. Из сервисов для поставщиков – гибкая система подписки, финансовые продукты и услуги в режиме онлайн.
— Какие факторы в наибольшей мере тормозят развитие электронного рынка в настоящее время?
— Эффективность электронной торговли обеспечивается ростом конкуренции среди поставщиков. Довольно часто у поставщиков возникают вопросы по срокам оплаты по договорам, а заказчики нередко предлагают участвовать в торгах с отсрочкой платежей. У средних коммерческих компаний уже выстроена работа с определённым списком поставщиков, и они опасаются расширять этот список из-за рисков срыва поставок. У некоторых коммерческих заказчиков до сих пор отсутствует понимания того, что рост конкуренции среди поставщиков возможет и без потери качества товаров, работ и услуг.
— С момента проведения реформы 223-ФЗ, серьёзно повлиявшей на развитие рынка услуг ЭТП, прошло более полутора лет. Остаётся ли рынок услуг ЭТП в регулируемом сегменте межкорпоративной торговли конкурентным? Какие факторы конкурентоспособности на этом рынке в настоящее время являются наиболее значимыми?
— Да, это конкурентный рынок. При этом отобранные операторы, которые обязуются соответствовать высочайшим требованиям, оказывать качественный сервис клиентам – должны за 2 года достигнуть и количественного результата, а именно достичь 5% по совокупному объёму и по совокупному количеству закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ у СМСП. Наиболее значимыми факторами конкурентоспособности остаются надёжность функционала, актуальная «донастройка» сервисов площадки под активно изменяющееся законодательство с одной стороны, и под положения о закупках заказчиков – с другой.
— Вопреки прогнозам, реформа регулирования 223-ФЗ не привела к существенной консолидации рынка услуг ЭТП. Рынок не покинул ни один крупный оператор ЭТП, не прошедший отбор. Это временная ситуация или же рынок окончательно адаптировался к реформе, и все крупные игроки нашли свои ниши?
— Попытку унификации закупок несколько нивелировала итоговая вариативность конкурентных и неконкурентных процедур в законе. Несмотря на то, что доля закупок у СМСП несомненно высока, довольно много заказчиков, которые могут не применять эти нормы. Они могут проводить неконкурентные или конкурентные закупки на площадках, которые не участвовали в отборе. Стоит отметить, что отбор площадок способствовал развитию сервиса и тех ЭТП, которые не получили аккредитацию. Соответственно, рынок площадок остаётся столь же высококонкурентным.
— Как внедрение единой системы аккредитации участников закупок в ЕРУЗ отразилось на проведении закупочных процедур на вашей ЭТП? Какие трудности в связи с внедрением этой системы для вас возникли?
— 2019 год был переходным периодом для регистрации поставщиков в ЕРУЗ. Этого времени было достаточно, чтобы выполнить все требования и продолжить активно принимать участие в торгах. Внедрение ЕРУЗ прошло в штатном режиме. Всем участникам заранее были направлены уведомления о необходимости регистрации в системе. И, надо сказать, такой подход является несомненно удобным – одновременная и единоразовая регистрация на все площадки, на различные виды закупок и продаж.
— Одно из ключевых направлений развития сервисов ЭТП в настоящее время – создание электронных магазинов B2B для проведения простых и малых закупок. Каковы подходы вашей ЭТП к созданию такого рода сервисов? Какими конкурентными преимуществами обладает «Сбербанк-АСТ» в этой сфере?
— На торговой площадке малых закупок SberB2B мы стремимся построить сервис, где покупатели смогут закрыть все потребности своего бизнеса в сфере малых закупок, а поставщики найти клиентов для долгосрочного сотрудничества. И в этой части подходы к созданию электронных магазинов B2B мало чем отличаются от подходов B2C рынка. Один из примеров, позаимствованных у B2C рынка – каталог товаров и услуг. Мы постоянно работаем над его расширением и привлечением новых поставщиков на площадку. В то же время мы развиваем дополнительные сервисы внутри личного кабинета пользователя, сопутствующие процедуре закупок. Среди конкурентных преимуществ электронного магазина нужно отметить расширение конкуренции и получение лучших цен, проверку контрагентов, прозрачную цепочку согласования и принятия решений, электронный договор, возможность проведения аукциона среди участников. В целом, это более простой и быстрый по сравнению с классической закупкой способ получения ТРУ.
— «Сбербанк АСТ» реализовал ряд региональных проектов электронных «магазинов» прямых закупок для государственных и муниципальных заказчиков. Какие наработки, полученные в результате работы на межкорпоративном рынке, могут быть использованы в такого рода сервисах? И наоборот, как опыт создания сервисов для прямых закупок в сегменте 44-ФЗ может быть применён для развития сервисов для корпоративных заказчиков?
— Нам приятно, когда заказчики сами выступают с предложениями внедрить на нашей платформе их разработки. Мы всегда стремимся распространять самые удачные практики. Кроме того, региональные заказчики заинтересованы в привлечении поставщиков региона, и готовы проводить с ними работу: семинары и обучение. Организационная работа, которая проводится совместно с площадкой, несомненно, хорошая практика для всех. Корпоративный сегмент фактически приходит в уже готовый магазин, «опробованный» на 44-ФЗ. В нём уже есть поставщики, умеющие предлагать свой товар, знающие электронный документооборот, есть каталог товаров, услуг, сервисы, позволяющие обосновать цену, проверить надёжность контрагента и обезопасить расчёты, максимально снизить цену, получить альтернативные или дополнительные предложения поставщиков, сформировать аналитику и отчёты. Поставщики могут получать и финансовые услуги, кредиты, банковские гарантии.
— Какие тренды прошлого года в области развития основных дополнительных сервисов ЭТП, на ваш взгляд, являются наиболее перспективными и востребованными заказчиками?
— Не теряют актуальности возможность интеграции площадки с информационной системой заказчика и создание комфортной закупочной экосистемы. Можно отметить развитие дополнительных услуг, не связанных с функционалом площадки. Например, методическая помощь заказчику при проведении закупки, в том числе в выстраивании закупочной структуры компании. Таким образом, площадка позиционирует себя не только, как функционал, но как центр компетенций по закупкам и продажам.
— На ваш взгляд, какие изменения в правовом регулировании закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ могут оказать наиболее заметное влияние на развитие рынка электронной торговли в ближайшие два года?
— Мы ожидаем сокращения времени проведения закупочных процедур, возможности проведения на электронной площадке закупок у единственного поставщика. Будет продолжаться сближение закупок у СМСП по 223-ФЗ и 44-ФЗ. Например, заимствования из 44-ФЗ: обоснование начальной цены договора, формирование требований к банковской гарантии, унификация требований к участникам закупки СМСП. Безусловно, следующим шагом должна стать автоматизация электронных документов и уход от бумажных носителей при закупках по 44-ФЗ, например, протоколов. Дальнейшее распространение безбумажного подхода на документацию, договоры и акты. Затем, по аналогии, распространение этой практики и на 223-ФЗ. Электронный магазин и каталог ТРУ, унификация требований к ТРУ, автоматизация учёта исполнения – эти изменения сейчас на слуху у всех участников торгов. Обсуждается и возможная унификация способов закупки по 223-ФЗ, контроль государства за исполнением договоров не только в 44-ФЗ, но и в 223-ФЗ.