«Принципиальных стоп-факторов на рынке электронной коммерции сейчас нет»
— Каковы, по вашим оценкам, результаты 2019 года для рынка межкорпоративной электронной торговли? Можете ли вы выделить какие-либо новые тренды, проявившиеся в прошлом году, которые будут влиять на развитие рынка в будущем?
— Подводя итоги 2019 года, в первую очередь стоит отметить, что оборот рынка межкорпо-ративной электронной торговли в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков вырос более чем на 20% по сравнению с предыдущим отчётным периодом. Способ-ствовали этому общий вектор развития страны в рамках цифровизации, вступившие в силу законодательные изменения по переводу конкурентных закупок в электронную форму, а также рост интереса частного бизнеса к внешним инструментам, направленным на повышение эффективности закупочной деятельности. Среди устоявшихся трендов последних лет стоит выделить отказ заказчиков от собственных ЭТП в пользу внешних, в связи с ограничением круга операторов уполномоченных Правительством РФ на проведение закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме.
— Какие драйверы обеспечивают развитие рынка в настоящее время в наибольшей мере? Какие сегменты межкорпоративного электронного рынка развиваются наиболее активно?
— Основным драйвером роста по-прежнему выступает крупный частный бизнес благодаря его стремлению к оптимизации закупочных процессов и, как следствие, заинтересованности в сотрудничестве с операторами электронных торговых площадок.
— Какие направления развития бизнеса ЕЭТП в сегменте межкорпоративной электронной торговли являются в настоящее время приоритетными? Какие ниши на этом рынке представляют для вас наибольший интерес?
— В 2019 году активный рост клиентского портфеля АО «ЕЭТП» происходил за счёт компаний, в первую очередь, из сфер строительства, розничной торговли, производства продуктов питания, химического производства. Как и годом ранее, в вопросе развития бизнеса мы делаем ставку на сегмент закупок частных компаний, так как область закупок субъектов 223-ФЗ достигла своего насыщения.
— Какие факторы в наибольшей мере тормозят развитие электронного рынка в настоящее время?
— На мой взгляд, принципиальных стоп-факторов на рынке электронной коммерции сейчас нет. Присутствует лёгкая степень неопределённости и энтропии в сфере государственных закупок, вызванные постоянным изменением законодательства (очередной оптимизационный пакет поправок к закону о госзакупках, сокращающий количество способов закупок с 11 до 3, опубликован Минфином 17 апреля 2020 года), но к этому более-менее привыкли и участники контрактной системы, и операторы площадок.
— С момента проведения реформы 223-ФЗ, серьёзно повлиявшей на развитие рынка услуг ЭТП, прошло более полутора лет. Остаётся ли рынок услуг ЭТП в регулируемом сегменте межкорпоративной торговли конкурентным? Какие факторы конкурентоспособности на этом рынке в настоящее время являются наиболее значимыми?
— Рынок универсальных электронных площадок, утверждённых Правительством РФ, в 2019 году сохранил дух конкурентности, но однозначно среди восьми игроков можно выделить тройку ведущих ЭТП, позиции которых с принятием закона о спецторгах сильно не изменились: на их долю приходится более 70% от совокупного объёма процедур, публикуемых субъектами 223-ФЗ в течение года. Учитывая, что функциональная часть каждой площадки в обязательном порядке должна соответствовать требованиям и положениям законодательства в сфере закупок, борьба между операторами сосредоточена в плоскости качества предоставляемых услуг, дополнительных клиентских сервисов, а также скорости реакции на обращения заказчиков.
— Вопреки прогнозам, реформа регулирования 223-ФЗ не привела к существенной консолидации рынка услуг ЭТП. Рынок не покинул ни один крупный оператор ЭТП, не прошедший отбор. Это временная ситуация или же рынок окончательно адаптировался к реформе, и все крупные игроки нашли свои ниши?
— До утверждения списка универсальных электронных торговых площадок, крупнейшие государственные компании и корпорации уже имели многолетний опыт взаимодействия с операторами площадок, вошедшими в перечень, но многие из них квотировали свои закупки между государственными и частными площадками. С принятием реформы заказчики продолжили квотировать свои закупки, но уже между универсальными ЭТП. Частные ЭТП сохранили сильные позиции в корпоративном сегменте, но перспектив взаимодействия с субъектами 223-ФЗ в обозримом будущем у них не осталось. Основным вектором развития большинство из них видит в предоставление смежных сервисов, таких как: управление НСИ, электронный документооборот, финансовые сервисы, факторинг и другие.
— Одно из ключевых направлений развития сервисов ЭТП в настоящее время — создание электронных магазинов B2B для проведения простых и малых закупок. Далеко не все корпоративные заказчики оценивают опыт создания такого рода корпоративных сервисов (как собственными силами, так и на платформах внешних операторов) полностью позитивно. Какие сложности в создании такого рода торговых площадок существуют?
— По нашей практике, интерес корпоративных заказчиков к инструментам, которые делают процесс проведения малой закупки простым и прозрачным, ежегодно возрастает. Но не каждый закупщик заинтересован в контроле процессов именно в этом, на первый взгляд, незначительном сегменте закупок компании. Крупнейшие заказчики, которые несколько лет назад директивно ввели применение электронных магазинов при проведении закупок малого объёма и закупок у единственного источника для нужд своих предприятий, уже получили экономический эффект и совместно с площадками продолжают работу над кастомизацией интернет-магазинов под свои географические и отраслевые особенности.
Что касается частного бизнеса, применение интернет-магазинов в своей закупочной деятельности давно вышло за пределы процедур малого объёма. Простой процесс проведения закупки в интернет-магазине органично накладывается на правила закупок ТМЦ, к которым привыкли частные предприятия.
— Каких результатов формирования Каталога товаров, работ, услуг ЕИС вы ожидаете в 2020 году? Как создание такого каталога повлияет на развитие сервисов вашей площадки? Взаимодействует ли регулятор с ведущими операторами ЭТП по вопросам формирования КТРУ?
— Каталог товаров, работ, услуг (далее — Каталог) уже больше двух лет применяется в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За основу Каталога взят классификатор ОКДП2. Нормы и правила работы с ним регулируются рядом Постановлений Правительства РФ. Формирование отдельного каталога товаров, работ, услуг для субъектов 223-ФЗ вероятно пройдёт по такому же маршруту, с учётом опыта создания первого и с применением тех же алгоритмов и технологий. Как известно, уже с 1 апреля 2020 года, заказчики по 223-ФЗ при формировании в реестре договоров информации о заключённом договоре, а также о результатах его исполнения, должны будут указать страну происхождения товара. Поэтому можно говорить о том, что сами заказчики примут непосредственное участие в формировании единого Каталога.
Мы же, в свою очередь, занимаемся развитием собственного каталога НСИ, как ключевого элемента наших решений для организации малых закупок госкорпораций и частных компаний.
— Какие технологические направления цифровизации закупочной деятельности в целом являются наиболее важными и перспективными?
— Для нас важным направлением развития является формирование новой цифровой бизнес-сети с одновременным повышением мобильности процесса организации и участия в закупках. Обратите внимание, что стоимость смартфонов ежегодно снижается, а доступность мобильного интернета повышается (средняя стоимость смартфона за последние 10 лет сократилась с 16 до 6 тыс. рублей, а проникновение мобильного интернета в России выросло с 20 до 70%). Согласно нашей аналитике, более 60% пользователей заходят на сайт ЕЭТП с мобильных устройств. В связи с этим, в рамках реализации первого этапа стратегии развития компании, в январе 2020 года мы запустили мобильную версию площадки, на которой осуществляются закупки госкорпораций у субъектов МСП (msp.roseltorg.ru), с возможностью подачи заявок и участия в закупочных процедурах с мобильных устройств. Помимо этого, АО «ЕЭТП» — первый федеральный оператор электронных торгов в России, разработавший и успешно внедривший новую технологию облачной электронной подписи, не требующей физического носителя. Внедрение данных решений увеличило доступность участия в торгах за счёт возможности работы на площадке с применением мобильных устройств из любой точки мира.
Следующий этап реализации стратегических планов нашей компании предусматривает формирование цифровой бизнес-сети, то есть создание индивидуальных, кастомизированных под нужды конкретной компании электронных торговых микроплощадок, каждая из которых включает возможности:
- Интеграции с социальными сетями;
- Интеграции с ведущими мессенджерами;
- Размещения на мобильной платформе;
- Формирования своей витрины товаров.
Компания, работающая в рамках микро-ЭТП, может выступать и поставщиком, и заказчиком, опираясь на общесетевой каталог НСИ.
Данные возможности позволяют эффективно использовать сеть личных контактов руководителей компании, как деловой инструмент и систематизировать накопление социального капитала для повышения репутации (гудвилла).
— На ваш взгляд, какие изменения в правовом регулировании закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ могут оказать наиболее заметное влияние на развитие рынка электронной торговли в ближайшие два года?
— Мы не предвидим в ближайшие два года каких-либо законодательных изменений, влияющих или способствующих развитию рынка электронной торговли. Будут приняты поправки в 44-ФЗ, возможно, корректировки произойдут и в 223-ФЗ, но все они, с одной стороны, направлены на унификацию закупочных процессов и сокращение многообразия форм и способов закупок, а с другой ориентированы на развитие функционала Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок (например, внедрение в ЕИС электронного актирования полностью закрывает цикл госзаказа — от планирования до приёмки результатов закупок).
Так что операторы площадок просто подстроятся под эти изменения — доработают закупочные механизмы, перенастроят схемы информационного взаимодействия с ЕИС, — а развитием будут заниматься в соответствии со своими стратегиями и общерыночными тенденциями.