«Основным трендом будет создание региональных порталов поставщиков»
Андрей Субботин, технический директор АО «Комита»
— Каковы, по вашим оценкам, результаты 2019 года для рынка межкорпоративной электронной торговли? Можете ли вы выделить какие-либо новые тренды, проявившиеся в прошлом году, которые будут влиять на развитие рынка в будущем?
— 2019 год показал, что возможности для роста рынка межкорпоративной электронной торговли ещё не исчерпаны. Очень многие коммерческие предприятия, особенно субъекты МСП, ещё даже не пробовали оптимизировать свою закупочную деятельность с помощью ЭТП, но активно проявляют интерес к этому. Важным фактором, влияющим на этот рынок, является взятый страной курс на цифровизацию закупок. При этом ожидать рост закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ уже не приходится, т. к. они и так полностью зарегулированы.
— Какие драйверы обеспечивают развитие рынка в настоящее время в наибольшей мере? Какие сегменты межкорпоративного электронного рынка развиваются наиболее активно?
— На развитие межкорпоративного электронного рынка влияет общая экономическая ситуация в стране, которая выражается усилении и ужесточении конкуренции. В таких условиях на передовые позиции выходит эффективность ведения бизнеса, в том числе процессов снабжения производств и закупок для обеспечения деятельности организации в целом. Чем эффективнее эти процессы, тем более конкурентоспособно предприятие. Организация эффективных процессов снабжения и закупок без использования ЭТП невозможно.
Наиболее развивающимся сегментом межкорпоративного электронного рынка мы считаем подключение к ЭТП в качестве заказчиков предприятий малого и среднего бизнеса. Сегмент крупного бизнеса почти полностью уже распределён между ЭТП, а сегмент МСП фактически не охвачен.
— Какие направления развития бизнеса вашей ЭТП в сегменте межкорпоративной электронной торговли являются для вас приоритетными? Какие ниши на этом рынке представляют для вас наибольший интерес?
— Наиболее приоритетными направлениями развития бизнеса нашей Универсальной электронной торговой площадки (УЭТП) мы считаем развитие финансовых услуг, логистических решений, продажа неликвидов и складских остатков, коммерческой недвижимости и иного имущества, а также расширение использования в качестве помощи заказчикам и поставщикам искусственного интеллекта. Мы также постоянно расширяем и дополняем сервисы и функциональность наших электронных торговых ресурсов. Более того, мы их «обкатываем» на себе, что повышает их привлекательность для наших заказчиков, т. к. они получают уже решения, адаптированные к требованиям бизнеса.
— Какие факторы в наибольшей мере тормозят развитие электронного рынка в настоящее время?
— Развитие электронного рынка тормозит отсутствие полноценного электронного документооборота между предприятиями и организациями всех видов собственности, включая органы государственной власти. В настоящее время сложилась ситуация, что практически все они распределились между Доверенными операторами электронного документооборота (ДОЭД), аккредитованными ФНС России, крупнейшие из которых саботируют возможность обмена электронными документами между своими клиентами и клиентами других ДОЭД. Эта ситуация длится уже много лет, но мы очень надеемся, что в связи со сменой Правительства этот вопрос будет наконец решён.
— С момента проведения реформы 223-ФЗ, серьёзно повлиявшей на развитие рынка услуг ЭТП, прошло более полутора лет. Остаётся ли рынок услуг ЭТП в регулируемом сегменте межкорпоративной торговли конкурентным? Какие факторы конкурентоспособности на этом рынке в настоящее время наиболее значимы?
— Из-за реформы 223-ФЗ в 2018 году часть закупок была переведена на отобранные площадки, но это мелкие закупки, проводимые только для субъектов МСП. При этом большое количество крупных и наиболее значимых закупок заказчики проводят у нас. Это позволило УЭТП, согласно отчётам Минфина, занять по сумме торгов по 223-ФЗ за весь 2018 год 8-е место, а в I полугодии 2019 года — подняться на 5-е место. Заказчики с удовольствием с нами работают благодаря нашей клиентоориентированности, готовности адаптировать сервисы площадки под требования заказчика, оказать им всестороннюю помощь. Отдельно следует отметить наши наработки в части интеграции УЭТП с ЕИС в части 223-ФЗ. Существенным конкурентным плюсом является то, что мы сами являемся разработчиками программного обеспечения УЭТП. Программное обеспечение было разработано «с нуля» в 2018 году, поэтому является самым современным и легко адаптируемым к внешним условиям, т. к. не отягощено грузом предыдущих десятилетий эксплуатации. При разработке ПО был учёт огромный опыт, полученный нами при создании, развитии, эксплуатации и сопровождении Электронной торгово-закупочной площадки ОАО «РЖД».
— Вопреки прогнозам, реформа регулирования 223-ФЗ не привела к существенной консолидации рынка услуг ЭТП. Рынок не покинул ни один крупный оператор ЭТП, не прошедший отбор. Это временная ситуация или же рынок окончательно адаптировался к реформе, и все крупные игроки нашли свои ниши?
— Мы считаем, что потеряв большую долю рынка в количественном выражении, крупные операторы ЭТП, не прошедшие отбор, сосредоточили свои усилия на повышении качества и расширении состава оказываемых дополнительных сервисов, а также переориентировались на привлечение коммерческих заказчиков. Таким образом, сервисы ЭТП на рынке нерегулируемых закупок существенно развились, а сервисы на рынке регулируемых проиграли в качестве. Как показывает практика, любой монополизм приводит к ухудшению качества сервисов. Необоснованные попытки ФАС перевести все оставшиеся закупки на постоянно неработающий ЕИС или отобранные по 44-ФЗ площадки уже не находят понимания даже в органах государственной власти.
— Какие перспективные направления защиты информации и оптимизации торгово-закупочной деятельности по 44-ФЗ и 223-ФЗ вы могли бы отметить?
— С точки зрения действующей в России нормативной базы по обеспечению безопасности информации все ЭТП являются объектами КИИ, поэтому они все должны быть категорированы, а принимаемые в них меры защиты информации должны обеспечивать требуемый уровень безопасности в соответствии с актуальными моделями угроз и нарушителя. Основным трендом в области защиты информации является переход с импортных средств защиты информации на отечественные, прошедшие контроль соответствия требованиям регуляторов: ФСБ России и ФСТЭК России. Очень важным фактором является также обеспечение надёжности функционирования ЭТП, что предполагает использование для их размещения ЦОД высокого уровня надёжности, не ниже Tier III.
Оптимизация торгово-закупочной деятельности может производиться в направлении упрощения самих процессов планирования, размещения и контроля исполнения закупок. Планируемые поправки в 44-ФЗ, озвученные в середине февраля Минфином, направлены именно на это: уменьшение количество видов проводимых процедур, упрощение конкурсной документации, перевод на электронный документооборот всех стадий закупочного процесса, включая исполнение контрактов и обжалование.
— Одно из ключевых направлений развития сервисов ЭТП в настоящее время — создание электронных магазинов B2B для проведения простых и малых закупок. Каковы ваши подходы к созданию такого рода сервисов? Какими конкурентными преимуществами обладают ваши продукты в этой сфере?
— Наша компания уже третий год продвигает различные решения в области создания торговых ресурсов B2B, объединённых в рамках Универсального электронного магазина. Мы сознательно не ограничиваем для бизнеса размер размещаемых закупок или предложений. Главное, с нашей точки зрения, простота проведения процедур, поэтому наши электронные магазины — это магазины простых закупок без ограничения их стоимости. Основным достоинством наших магазинов мы считаем возможность их интеграции с логистическими сервисами, когда можно не просто купить товар, но в режиме онлайн рассчитать стоимость грузоперевозки и её заказать. Это существенно расширяет возможности ведения бизнеса, особенно для МСП.
Важным фактором, существенно повышающим эффективность проводимых на торговых ресурсах АО «Комита» корпоративных (коммерческих) закупок, является их отображение на порталах Бизнес-навигатора Корпорации МСП и «ТАСС-Бизнес» с совокупной аудиторией более 2 миллионов пользователей. Таким образом, эти порталы выступают своеобразной ЕИС в сфере коммерческих закупок.
— Какие наработки, полученные в результате работы на межкорпоративном рынке, могут быть использованы при разработке электронных «магазинов» прямых закупок для государственных и муниципальных заказчиков? И наоборот, как опыт создания сервисов для прямых закупок в сегменте 44-ФЗ может быть применён для развития сервисов для корпоративных заказчиков?
— В первую очередь это возможность публикации не только ценовых запросов заказчиками, но и публикации предложений поставщиками. На основании этих предложений заказчик имеет возможность с помощью аналитических инструментов определить НМЦ, а также сразу оформить покупку требуемых ТРУ по устраивающей его цене. Стоит отметить, что с момента открытия все наши электронные магазины позволяли поставщикам также направлять заказы на предложения других участников, тем самым получая возможность не только выгодно продавать свои ТРУ заказчикам, но и друг другу.
— Какие тренды прошлого года в области развития основных и дополнительных сервисов ЭТП, на ваш взгляд, наиболее перспективны и востребованы заказчиками?
— Основным трендом прошлого года, который будет активно развиваться в этом году, будет создание региональных Порталов поставщиков. Не электронных магазинов для проведения закупок малого объёма, а именно полноценных ЭТП, сочетающих в себе всю функциональность, необходимую для проведения региональными заказчиками всех уровней, включая коммерческих, закупок, которые они не обязаны размещать на отобранных площадках. Это позволит регионам обеспечить полный контроль над региональными закупками, реально поддержать своих региональных поставщиков, в первую очередь субъектов МСП, а также консолидировать в регионе все денежные средства в сфере закупок.