«У прогрессивных компаний есть спрос на комплексные решения для управления поставками»

«У прогрессивных компаний есть спрос на комплексные решения для управления поставками»

Ольга Юдина, врио генерального директора АО «Цифровые Закупочные Сервисы» (Isource)

— Какие изменения в структуре корпоративных закупок под влиянием внешних негативных факторов произошли в 2022 году? 

Отрасли нефти и газа, металлургии, машиностроения и деревообработки в текущей экономической ситуации столкнулись с невозможностью закупить часть оборудования, которое в некоторых случаях является критически важным для сохранения непрерывного производственного процесса. Именно поэтому предприятиям приходится искать выходы на новые рынки или искать аналоги в России.

Нельзя не отметить и другое изменение в структуре корпоративных закупок: переход с ПО глобальных вендоров на системы управления закупками от отечественных разработчиков, поиск альтернатив для минимизации рисков отключения от обновлений и поддержки. Для поставщиков IT-решений это время дало возможность предложить рынку новые продукты с учетом требований российских промышленных компаний.

 

— Какие изменения произошли на рынке поставщиков и подрядчиков по итогам 2022 года? Насколько существенными факторами стали уход с рынка отдельных поставщиков, возникновение дефицита предложения отдельных товарных групп?

В середине года промышленные компании столкнулись с затруднениями в поставках оборудования и техники по привычным каналам. Прервались цепочки поставок, некоторые комплектующие стали недоступны. После чего появились новые игроки, которые занимаются организацией поставок с новых рынков Азии и Ближнего Востока. Но закупочные процессы требуют значительной доработки, чтобы снизить риски простоев и оптимизировать расходы. 

Одно из решений, которое мы предложили для рынка в этот период, — создать клубы перераспределения на базе нашего маркетплейса Reserve Isource. Наиболее показательны цифры по топливно-энергетической отрасли: 400 тыс. актуальных позиций, общая стоимость перераспределенных материалов и оборудования уже превысила 5 млрд руб.

Более системное решение по поиску поставщиков предложено «Cервисом импортозамещения 2.0» на базе ГИСП, куда также входит Reserve Isource. На ГИСП зарегистрированы 58 тыс. поставщиков и покупателей, которые получают доступные меры господдержки, используют инструменты импортозамещения, ищут новых бизнес-партнеров или размещают собственную продукцию в каталоге.

 

— По вашим наблюдениям, насколько благополучно прошла адаптация крупных корпоративных закупщиков к новым условиям работы?

Все компании по-своему отреагировали на изменения на рынке. Однако мало найти новых поставщиков, нужно также убедиться в их надежности и качестве продукции, чтобы избежать перебоев в производственном процессе и незапланированных убытков. По заявкам в сервисе удаленного контроля качества Inspector Isource, фокус промышленников сместился в сторону Азии и Ближнего Востока. Например, количество технических аудитов только в Китае с помощью нашего цифрового сервиса выросло в 10 раз. Всего в 2022 году более 140 китайских поставщиков прошли проверку, добавлены в аналитическую базу и участвуют в отборах текущих закупок.

 

— Еще весной прошлого года экономические власти стали говорить о том, что под влиянием внешних факторов российская экономика будет находиться в состоянии трансформации. Стабилизация ожидается на более низком и упрощенном уровне технологического развития. Насколько этот термин адекватно описывает развитие корпоративных закупок и межкорпоративного электронного рынка в России в 2022 году?

В управлении поставками важны не только производители и поставляемое оборудование, но и методы организации процессов закупок и их автоматизация. 

К началу 2022 года уровень технологического развития у разных отраслей и предприятий разный. Например, у некоторых компаний в их учетных системах нет единого справочника номенклатуры и услуг, которые они закупают.

Поэтому в вопросе снижения технологического уровня стоит акцентировать внимание скорее на готовности промышленников использовать уже существующие решения, которые, в частности, не уступают ушедшим из России. Разница только в том, что переход на них осуществляется поэтапно и в настоящий момент у большинства отечественных систем готов только базовый функционал. 

У прогрессивных компаний есть спрос на комплексные решения для управления поставками. Наша SRM-система Processor Isource отвечает этим запросам и уже используется в ТЭК и горнодобывающей промышленности. 

 

— Еще 2021 году наиболее актуальной темой для закупочной отрасли была цифровая трансформация, качественные изменения в бизнес-процессах российских компаний под влиянием внедрения новых технологий. Насколько эта повестка сохраняет свою актуальность в текущих сложившихся условиях? 

Цифровизация закупок началась примерно 10 лет назад с приходом федеральных электронных торговых площадок. С прошлого года актуальность этой повестки возросла. 

Многие промышленные компании обратились к собственным разработкам, другие начали поиск готовых решений. Первые испытали дефицит компетенций в своих ИТ-отделах, другие столкнулись с незрелостью продуктов, сделанных на скорую руку. Многие импортозамещенные решения сейчас представляют собой MVP, которым еще предстоит пройти путь развития и функционального наполнения.

 

— В чем принципиальное отличие Isource от прочих существующих систем цифровизации и автоматизации закупок крупных компаний?

Прежде всего, Isource имеет SRM-систему для взаимодействия с поставщиками, которая интегрирована в облачном исполнении с ЭТП Газпромбанка и дает хороший уровень конкуренции. Наш клиент получает  комплексную оптимизацию закупочных бизнес-процессов компании: учет заявок, закупочных процедур, контроль статусов, аналитику — и более 800 тыс. поставщиков.

Далее, Isource предоставляет сервисы для работы с уже оформленными заказами: цифровой инспектор, логистические и финансовые сервисы. Целый набор решений направлен на снабжение в целом, это бОльшая область покрытия, чем у наших коллег.

Наконец, Isource выступает и в качестве вендора, и в качестве IT-интегратора.

 

— Какие сложности накладывает законодательство, регулирующее закупки, сегодня? 

Многие наши клиенты в соответствии с законодательством обязаны планировать свои закупки на год вперед и размещать их в открытых источниках. Но такое планирование требует регулярного оперативного пересмотра не только под влиянием внешних экономических факторов, но и из-за внутренних технологических изменений. В рамках сервиса аутсорсинга закупок мы решаем эти сложные аналитические задачи. Функционал не ограничивается планированием и корректировкой этих планов. Мы также организуем поставки сырья, материалов и оборудования под ключ, в том числе с новых зарубежных рынков. Аутсорсинг закупок позволяет проверить надежность новых поставщиков, обеспечить соблюдение сроков производства и поставки и предоставляет необходимые финансовые инструменты. В закупочных процессах в этом случае используются все продукты экосистемы Isource.

 

— Повлияли ли резкие изменения внешних условий на ваши приоритеты развития как крупного закупочного оператора? Какие задачи развития вашей экосистемы вы считаете первоочередными в 2023 году?

Мы следим за изменениями рынка и трендами, поэтому в 2022 году стали развивать взаимодействие с поставщиками и зарубежными партнерами, чтобы закрыть срочные потребности промышленности в импортных товарах в партнерстве с Минпромторгом, активно развиваем практику интегрирования собственных решений в существующие системы управления закупками наших  клиентов.

В 2023 году мы будем масштабировать не только закупочные, но и сопутствующие сервисы для промышленных компаний. Наша идея в том, чтобы окружить клиента экосистемой услуг, которые помогут ему понадобиться не только в процессе закупок. Сейчас актуально развитие персонала и повышение экспертизы кадров. Для этого расширяем спектр образовательных программ в нашей Академии. Сегодня уже представлены рынку наши логистические сервисы: Radar Isource для отслеживания груза и Express Isource для контрактования грузоперевозок. Клиентам доступны услуги консалтинга по моделированию цепей поставок, цифровизации складов и логистики с помощью внешних решений. 

Кроме того, в случае возникновения необходимости будем предлагать нашим клиентам финансовые сервисы совместно с крупнейшими банками.