«Рост рынка электронной межкорпоративной торговли обеспечат закупки и продажи частных компаний»
Анастасия Жмурко, Директор по развитию ЭТП «ТОРГИ 223»
– Рынок услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков близок к насыщению. Какие направления вы считаете наиболее перспективными для расширения своей клиентской базы?
– Насыщение рынка услугами – это абсолютно нормальное явление, с ним сталкивается практически любая компания. В этот момент либо компания не может развиваться дальше, либо она использует его в качестве точки опоры и начинает осваивать новые направления. Последнее время площадки старались привлечь заказчиков новыми сервисами.
Что касается новых направлений, то в качестве таковых нам представляется возможность работать более адресно, и, прежде всего, я говорю о развитии сервисов ЭТП под конкретные отрасли российского бизнеса, ведь далеко не всегда стандартное решение удовлетворяет требованиям заказчика. За прошедший год мы открыли для себя несколько таких направлений, они помогают нам использовать сложившуюся ситуацию для усиления собственных позиций. Разумеется, мы продолжаем совершенствовать и базовый функционал.
– Какие новые тенденции в развитии рынка электронной межкорпоративной торговли проявились в 2017 году?
– В последнее время активно развиваются фармацевтика, сельское хозяйство и другие отрасли. Удачный опыт одних компаний мотивирует к использованию электронных площадок других представителей бизнеса. Конкретный пример: весной 2017 года мы начали выстраивать работу с одним из птицеводческих предприятий, сейчас их количество возросло. Более того, их поставщики уже задумываются о том, чтобы собственные закупки также проводить в электронной форме. Аналогичная ситуация с фармацевтикой: разработанная нами система дала свои преимущества заказчикам – у участников есть запас по цене, возможность торговаться онлайн дает им ощутимую экономию. Безусловно, при работе с заказчиками из конкретных отраслей оператор ЭТП производит адаптацию своей платформы под их требования, это невозможно сделать, если не изучать специфику бизнес-процессов своего клиента в определенной степени.
– Какие сегменты рынка электронной межкорпоративной торговли будут, по вашим оценкам, обеспечивать его рост или, по крайней мере, стабильность в среднесрочной перспективе?
– Прежде всего, закупки и продажи частных компаний. И если с закупками более-менее все ясно и положительный опыт уже наработан, то продажи через ЭТП – тот новый инструмент, который может быть применен самими компаниями для повышения эффективности бизнеса и роста продаж. Пока этот сегмент не столь популярен, но мы уверены, что в среднесрочной перспективе он будет очень востребован. Малый бизнес и физические лица тоже не остаются в стороне, нам известны примеры проведения закупок и ими.
– Какие наиболее существенные хронические проблемы инфраструктуры электронной торговли B2B в России остаются нерешенными?
– Главная проблема инфраструктуры электронной торговли B2B в том, что государство продолжает укреплять свои позиции на рынке. Это негативно сказывается на конкуренции в целом. Пытаясь установить собственные правила, государство ведет рынок электронной торговли к стагнации. Крупные госкорпорации – основные заказчики – имеют собственные корпоративные электронные площадки, на которых размещаются закупки, а аффилированные компании участвуют в них. Формально конкуренция присутствует, де-факто она подавляется.
– Решение данных проблем лежит скорее в технологической плоскости или в области совершенствования процедур проведения электронных торгов и управления деятельностью ЭТП?
– Решение проблемы – это здоровая конкуренция и рыночные отношения между независимыми операторами электронных площадок без принудительного регулирования рынка со стороны государства. Необходимо дать возможность ему развиваться, и тогда операторы смогут улучшать и расширять предоставляемые сервисы для государственных заказчиков. Слабые игроки со временем исчезнут, зато оставшиеся смогут предоставлять еще более качественные услуги.
– Какие из прорывных ИТ-технологий, которые в последнее время привлекают к себе общественное внимание, могут оказать в обозримом будущем наиболее серьезное влияние на развитие рынка услуг ЭТП?
– Безусловно, технический прогресс не стоит на месте. Он проникает во все сферы нашей жизни, и рынок электронной торговли не может оставаться исключением. На мой взгляд, сейчас серьезно говорить о прорывных технологиях рано. Ни одна площадка не использует их в полной мере. Часть технологий – распределенные реестры, big data, поведенческий анализ – имеет место. Но рынок электронных закупок – очень серьезная вещь. Все-таки пока в большинстве своем это – модная шумиха, и только.
– В течение последних пяти лет обсуждается возможность дальнейшей консолидации рынка услуг ЭТП в корпоративном сегменте, в том числе сделки слияния-поглощения. Исходя из существующих тенденций развития рынка, как вы оцениваете вероятность такого рода процессов?
– Слияния неизбежны, и как это будет происходить, покажет ближайшее время. Повторюсь, это нормальное развитие сценария рыночных отношений, но не хотелось бы, чтоб в данных процессах участвовали или вмешивались в них госкорпорации и банки. Тогда это будет стагнирующий рынок в конечном итоге.
– Как вы оцениваете возможное влияние принятых поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ на дальнейшее развитие межкорпоративного электронного рынка и рынка услуг ЭТП?
– Принятие поправок в 44-ФЗ заставило заказчиков перевести часть закупок в электронную форму. Но если мы говорим о поправках в 223-ФЗ, то делать все по аналогии с 44-ФЗ нельзя. 223-ФЗ – в основном это хозяйствующие субъекты, которые частично принадлежат государству, и их закупки, безусловно, тоже должны носить прозрачный характер, но регламентироваться более мягко.
– Большинство мер по усилению государственного регулирования рынка услуг ЭТП мотивируется необходимостью поддержки субъектов МСП, в частности, облегчения их доступа к регулируемым корпоративным закупкам и закупкам государственных и муниципальных заказчиков. По вашему мнению, насколько именно такой способ поддержки малого и среднего бизнеса является оптимальным и как высока цена подобной помощи для операторов ЭТП и корпоративных заказчиков?
– Все меры поддержки: доступ к закупкам для субъектов МСП, введение спецсчетов, перевод закупок по 223-ФЗ для субъектов МСП на федеральные ЭТП – это меры принудительного плана, и носят они фиктивный характер. У субъектов МСП совершенно другие проблемы, например, условия закупки зачастую невыполнимы, хотя она и ориентирована на малый и средний бизнес.
Положительные моменты все же есть. Хотела бы отметить деятельность «Корпорации «МСП» по популяризации участия в закупках госкомпаний, обучающие семинары вызывают высокий интерес со стороны субъектов МСП.
– Какие меры государственного регулирования, на ваш взгляд, могут действительно способствовать развитию рынка услуг ЭТП?
– На мой взгляд, способствовать дальнейшему развитию рынка услуг ЭТП могут меры, о которых уже очень давно говорят все, но которые государство до сих пор не внедрило. Основное – это минимизация объемов закупок у единственного поставщика. Согласна, закупка электроэнергии, услуг водоснабжения – тут альтернатив зачастую нет, но все-таки перечня, установленного ПП РФ № 616, недостаточно для снижения объемов неконкурентных процедур.