«Установление правил отбора универсальных площадок сожмет рынок и увеличит конкуренцию»
Николай Андреев, Генеральный директор ЗАО «Сбербанк-АСТ»
– Какие новые тенденции в развитии рынка электронной межкорпоративной торговли проявились в 2017 году?
– Одной из важнейших тенденций в прошлом году стал поиск путей применения новых технологий в закупках в связи с утверждением программы «Цифровая экономика». Конечно же, в первую очередь речь идет о блокчейн-технологии. Идея перехода к интеллектуальной системе закупок с применением новых технологий и максимальной цифровизации информации, возможности использования новых информационных технологий в государственных закупках вызывают большой интерес и у заказчиков, и у поставщиков. Все ожидают создания «умной» системы закупок, основанной на применении блокчейна, «умных» контрактов и нейросетей.
Растет интерес к электронным магазинам как к площадкам для малых закупок. Мы отмечаем востребованность такого сервиса и на площадке «Сбербанк-АСТ».
– Какие сегменты рынка электронной межкорпоративной торговли будут, по вашим оценкам, обеспечивать его рост или, по крайней мере, стабильность в среднесрочной перспективе?
– Рост поддержат, в первую очередь, увеличение обязательной доли закупок у субъектов среднего и малого предпринимательства. Поможет этому и введение унифицированной формы закупок у СМП в электронном виде, что облегчит работу заказчиков при большом числе стандартных тендеров.
– Какие сервисы будут определять дальнейшее развитие рынка услуг электронных торговых площадок в целом?
– Электронные процедуры все больше двигаются в сторону автоматизации многих процессов, исключения человеческого фактора. Так, автоматизированный маркетинговый анализ позволяет провести интеллектуальный подбор поставщиков и их последующее приглашение на закупку. Сервис автоматически отбирает поставщиков на основе интеллектуального анализа данных об их участии в предыдущих закупках в течение продолжительного времени, после чего заказчик может направить приглашения на процедуру. Это позволяет как заказчикам, так и исполнителям максимально охватить все интересующие их тендеры, повышает уровень конкуренции, вместе с тем более кастомизированно отбирает релевантных участников.
Еще один автоматический сервис: максимальная автоматизация сбора информации для досье участников из официальных федеральных источников. Довольно много информации компания предоставляет в ходе своей коммерческой или иной профессиональной деятельности на различные официальные ресурсы. При этом такая же информация предоставляется участниками для участия в закупках. Необходимо интегрировать всю информацию в досье участника.
В целом речь в дальнейшем будет идти о формировании комплексной интеллектуальной системы закупок, основанной на применении новых технологий, таких как анализ больших данных, искусственный интеллект, перевод различной информации в цифровую плоскость.
Еще одно направление развития: магазин малых закупок. Это новый подход к закупке, когда поставщик презентует себя не только в ходе участия в конкретных торгах, но может рассказать о себе, представить свои услуги и товары на специальной витрине, а также оперативно получать информацию о закупках и участвовать в открытых тендерах.
– Какие наиболее существенные хронические проблемы инфраструктуры электронной торговли B2B в России остаются нерешенными?
– Определенные шаги в сторону унификации и стандартизации уже сделаны, но пока мы страдаем от отсутствия единообразия подходов к закупкам, из-за чего каждая новая площадка заново изобретает велосипед. Все еще не зафиксировано единообразное понимание электронной процедуры, электронной закупки, понятие каталога товаров и услуг.
Еще одна проблема – это регулирование от ЕИС, когда многие требования подгоняются под нужды Единой информационной системы. При этом корпоративные заказчики применяют настроенные под свои нужды закупочные информационные системы, электронные закупки проводятся на различных электронных площадках, но им все равно необходимо размещать информацию в ЕИС. Получается, что заказчику приходится распределять функции всех систем для эффективного проведения закупок, настраивать и собирать некий конструктор закупочного процесса из площадки, ЕИС и собственной закупочной информационной системы. Мы рассчитываем, что электронные площадки могут стать для заказчиков центром компетенций, предоставляющим кубики для этого конструктора.
– Решение данных проблем лежит, скорее, в технологической плоскости или в области совершенствования процедур проведения электронных торгов и управления деятельностью электронных торговых площадок?
– Вопрос с применением единообразных подходов решается принятыми поправками в 223-ФЗ. Поправки будут апробированы на практике, после чего общие подходы будут выработаны окончательно. По вопросу создания эффективного закупочного конструктора: опять же будут отобраны лучшие практики. «Сбербанк-АСТ» как центр компетенций по созданию интеллектуальной системы закупок такие практики нарабатывает и уже предлагает своим заказчикам.
– Какие из прорывных ИТ-технологий, которые в последнее время привлекают к себе общественное внимание (распределенные реестры, машинное обучение, элементы технологии искусственного интеллекта), могут оказать в обозримом будущем наиболее серьезное влияние на развитие рынка услуг ЭТП?
– Нами активно поддерживается идея создания интеллектуальной системы закупок, которая предполагает переход к максимальной цифровизации информации: формирование, обработка, анализ данных о закупках с помощью искусственного интеллекта. Пока это цель на будущее, но чтобы ее достичь, уже необходимо предпринимать определенные действия. «Сбербанк-АСТ» является экспертом по совершенствованию электронных торгов и на данный момент занимается исследованием и разработкой проектов на базе перспективных технологий, в том числе такой передовой технологии, как блокчейн. Так, совместно с Фондом имущества города Санкт-Петербурга мы сформировали группу по разработке электронной площадки с технологией блокчейн для проведения нормативно-регулируемых торгов.
– Новые технологии, скорее, скорректируют уже существующий тренд эволюционного развития электронного рынка или же мы можем ожидать революционных изменений, в частности, появления новых форматов электронной торговли?
– Новые форматы уже выделились: это автоматические интеллектуальные закупки, магазин малых закупок. Новые технологии, скорее, будут внедряться в интересах развития именно этих форматов, кроме того, позволят совершенствовать классические электронные процедуры закупок, повышать их надежность, эффективность. Появления еще более новых мы пока не ожидаем.
– В течение последних 5 лет обсуждается возможность дальнейшей консолидации рынка услуг ЭТП в корпоративном сегменте, в том числе сделки слияния-поглощения. Исходя из существующих тенденций развития рынка, как вы оцениваете вероятность такого рода процессов?
– Рынок ЭТП в России высококонкурентный, конкуренция – залог эффективности и развития. Вместе с тем обратная сторона излишней конкуренции – чрезмерное число маленьких площадок, которые не имеют достаточно собственных ресурсов для реализации программ дальнейшего развития в интересах каждого. Это также вынуждает заказчиков и поставщиков тратить средства на мониторинг множества различных ресурсов для проведения действительно эффективных тендеров. Сейчас есть определенный запрос на выделение лидеров и в целом сокращение числа ЭТП, разумеется, за счет откровенно неэффективных игроков. Не стоит опасаться, что рынок сожмется до одной-двух или даже пяти площадок.
– Как вы оцениваете возможное влияние принятых поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ на дальнейшее развитие межкорпоративного электронного рынка и рынка услуг ЭТП?
– Сейчас можно наблюдать две тенденции в законодательном регулировании закупок: добавление неких жестких рамок и границ, регулирование, исходя из функционального развития ЕИС, с одной стороны, и, с другой стороны, достаточно давно идет процесс сближения законов о закупках.
Соответственно, дальнейшее развитие будет зависеть от того, насколько при этом удастся отобрать лучшие практики и инкорпорировать их в регулирование сходных отношений при проведении закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ.
– Большинство мер по усилению государственного регулирования рынка услуг ЭТП мотивируется необходимостью поддержки субъектов МСП, в частности, облегчения их доступа к регулируемым корпоративным закупкам и закупкам государственных и муниципальных заказчиков. По вашему мнению, насколько именно такой способ поддержки малого и среднего бизнеса является оптимальным и насколько высока цена такой поддержки для операторов ЭТП и корпоративных заказчиков?
– Для универсальных операторов, привыкших работать с 44-ФЗ, сложностей нет. Система и процессы отлажены, и так же эффективно должны работать и с субъектами малого и среднего предпринимательства. Для корпоративных заказчиков предложены такие инструменты для облегчения их работы, как введение унифицированной формы закупок в электронной форме, электронные магазины, о чем мы упомянули выше.
Что касается самих субъектов МСП, то для них необходимы и другие меры, направленные на снижение барьеров по участию в закупках – финансовых, организационных, разумеется, без потери качества.
– Какие меры государственного регулирования, на ваш взгляд, могут действительно способствовать развитию рынка услуг ЭТП?
– Установление правил отбора универсальных площадок сожмет рынок и увеличит конкуренцию и качество услуг ЭТП, подтолкнет развитие сервисов.