«Введение чего-то нового достаточно часто вызывает непонимание и неприятие, особенно на начальном этапе»

Павел Кузнецов, Управляющий директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов Московского кредитного банка

— Как вы оцениваете первые результаты реформы регулирования государственных закупок и закупок субъектов по 44-ФЗ и 223-ФЗ, в соответствии с которой была создан механизм специальных счетов и утвержден перечень банков, уполномоченных открывать и обслуживать такие счета?

— Прежде всего, хотелось бы поблагодарить ОЭП за слаженную работу при запуске счецсчетов. С моей стороны, главный результат — это отсутствие негативной реакции от участников торгов на нововведения.

— Какими преимуществами созданная в результате реформы система банковского сопровождения закупок обладает для государственных и корпоративных заказчиков и их поставщиков по сравнению с системой, существовавшей прежде?

— Среди преимуществ отметим оперативность, удобство работы и возможность получения дополнительного дохода.

— Согласно результатам анализа первых итогов реформы регулирования по 44-ФЗ и 223-ФЗ, объёмы закупок государственных компаний у субъектов МСП во второй половине 2018 года значительно снизились. Снижение объяснялось, в том числе, трудностями, с которыми участники закупки сталкивались в связи с необходимостью открывать специальные счета, непонятностью процедуры открытия спецсчёта для участников из числа субъектов МСП. Насколько острой эта проблема является в настоящее время?

— Думаю, что причины в другом. Введение чего-то нового достаточно часто вызывает непонимание и неприятие, особенно на начальном этапе. В связи с этим многие заказчики могли провести закупки заранее или перенести на более поздний срок. Мы не слышали от наших клиентов вопросов по открытию спецсчетов, так как пакет документов практически идентичен пакету на открытие обычного расчётного счёта. Основные вопросы возникали с процедурой подачи заявки на участие в конкурсе, времени подачи заявки, блокировке денежных средств и т.п. Но и эти вопросы закрывались консультацией клиентов или участием в первой процедуре по новой схеме.

Задача банковского сообщества и представителей ОЭП — вести постоянную разъяснительную работу о принципах функционирования новой системы. Новая модель гораздо эффективнее, и призвана облегчить и упростить жизнь участникам закупок.

— В чём для Московского кредитного банка заключается привлекательность участия в системе обслуживания специальных счетов участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ и банковской сопровождении закупочной деятельности? Только ли как дополнительный источник фондирования?

— Конечно, банк зарабатывает на остатках на спецсчетах, но прежде всего — это желание банка предоставлять полных спектр услуг для наших клиентов. Возможность сопровождения клиентов «под ключ» уже стала весомым конкурентным преимуществом для любой финансовой организации. Для банка это отличный повод начать взаимовыгодные отношения, доказать свою эффективность и удобство продуктов.

— Какая модель конкуренции за привлечение средств участников закупок между банками, отобранными в соответствии с распоряжением № 1451-р, может сложиться в краткосрочной перспективе?

— На первоначальном этапе имели преимущества банки плотно взаимосвязанные с ОЭП. В дальнейшем клиенты будет пользоваться услугами банков, которые предлагают более удобный сервис по подачи заявки на участие, позволяют получить дополнительный доход и пользоваться смежными продуктами (кредиты, банковские гарантии и т.п.).

— Какие конкурентные преимущества вашего банка в сфере банковского сопровождения участников закупок вы видите?

— Если мы говорим о банковском сопровождении в рамках 44-ФЗ, то это, прежде всего, команда отличных специалистов. Благодаря им клиент оперативно получает необходимый ему спектр услуг. Это и банковские гарантии, и сопровождение исполнения контрактов, контроль подрядчиков и т.п.

— Какие иные финансовые услуги, помимо обслуживания специальных счетов, вы готовы предложить участникам межкорпоративной электронной торговли? Для каких финансовых услуг, по вашему мнению, электронные торговые площадки в перспективе могут стать эффективным каналом продаж (кредитные продукты, услуги факторинга, страхования и т.д.)?

— Повторюсь. Важно, чтобы банк оказывал полный спектр услуг участнику госзакупки: осуществлял банковское сопровождение, предоставлял при необходимости электронные банковские гарантии и кредитование. Одного включения в список банков, имеющих право открывать специальные счета, недостаточно, чтобы привлечь клиента.

В 2018 году Московский кредитный банк стал предоставлять электронные банковские гарантии участникам рынка госзакупок. Наши клиенты получают продукт в онлайн-режиме с передачей в банк лишь минимума документов в электронном виде. Банк не потребует ни залога, ни поручительств, не требует и открытия расчётного счёта.

Решение о выдаче гарантии принимается в банке за час. На данный момент лимит выдачи составляет 100 млн рублей. Продукт оказался очень востребованным: с апреля по декабрь 2018 года объём выдачи «экспресс-гарантий» достиг 7 млрд рублей.

Следующим шагом станет тендерное кредитование, которое позволит участвовать клиентам в конкурсе без временного изъятия части денежных ресурсов.

— Рассматриваете ли вы сотрудничество с ЭТП как возможность для создания и продвижения новых продуктов, или новых форматов уже существующих продуктов в различных сегментах B2B?

— Правильно было бы сказать, что мы не только понимаем, что это одно из перспективных направлений, но и активно работаем в этом направлении.