«Ориентация на международные стандарты может ускорить достижение желаемого уровня корпоративной отчетности и социальной ответственности российских компаний»

Станислав Коптяков, Директор департамента корпоративного управления и управления имуществом ПАО «РусГидро»

В развитие принятой в прошлом году правительственной концепции о публичной нефинансовой отчетности (ПНО) разработан соответствующий законопроект, носящий самый рамочный характер. На ваш взгляд, созрели ли в нашем бизнес-сообществе необходимые условия, чтобы предпринимаемые властью меры по стимулированию компаний к созданию ПНО подтолкнули к ее реальному развитию либо как минимум на первых порах законодательное принуждение приведет по большей части к отпискам, имитации деятельности по подготовке ПНО?

В российской бизнес-среде уже сформировалось определенное понимание необходимости и оправданности такого явления, как публичная нефинансовая отчетность. Существенная часть российского фондового рынка формируется западными инвесторами, для которых устойчивое развитие и социальная ответственность компаний являются критериями, принимаемыми во внимание при инвестировании в ценные бумаги.

Как результат, российские компании-лидеры уже порядка 10 лет готовят нефинансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, осуществляют ее независимый аудит, а также общественное заверение.

В рамках национальных конкурсов годовых отчетов ежегодно награждаются лучшие нефинансовые и / или интегрированные отчеты.

Мы видим интерес к данной тематике и со стороны учебных заведений, формирующих учебные курсы по подготовке нефинансовой отчетности.

Таким образом, наблюдается естественное, эволюционное развитие института нефинансовой отчетности в ответ на имеющийся в обществе запрос.

По правде говоря, необходимость создания дополнительных жестких нормативных стимулов для развития ПНО в текущей ситуации не ощущается. Нормативная регламентация процесса должна быть максимального плавной и гибкой. Для того чтобы гармонично вписаться в существующую систему отношений необходимо обеспечить адекватность регулирования, исключив риски лоббистского влияния на нормотворческий процесс участников рынка.

При соблюдении указанных условий вполне реально включение в деятельность по созданию ПНО более широкого круга компаний, для которых подготовка качественной отчетности будет осознанным процессом.

В законопроекте о публичной нефинансовой отчетности содержатся положения, направленные на стимулирование ее независимой внешней оценки. Насколько такая оценка по вашему опыту важна и чем именно?

Для отдельных категорий стейкхолдеров нефинансовая отчетность по значимости сравнима с финансовой, поэтому существование института независимой внешней оценки такой отчетности вполне оправданно. Такая оценка является важной частью процесса подготовки ПНО, поскольку позволяет повышать или поддерживать на необходимом уровне качество отчетности. Внешние аудиторские проверки подтверждают достоверность нефинансовой информации, что приводит к повышению доверия различных заинтересованных сторон к нефинансовым отчетам. Внешние экспертные оценки (общественное заверение, рецензии на отчеты членов жюри российских и международных конкурсов и прочее) дают ориентиры и рекомендации по улучшению отдельных глав будущих отчетов.

В целом любые формы внешней оценки позитивно воздействуют на качество корпоративной отчетности российских компаний. Другое дело, что, по нашему убеждению, такое заверение, по крайней мере, на существующем этапе развития института ПНО должно быть добровольным и предопределяться исключительно внутренним желанием компании подтвердить качество и повысить уровень доверия к своей отчетности.

В экспертной среде продвигается мнение, что корпоративная отчетность находится на грани серьезной трансформации, что будут разорваны ее узко экономические стандарты. В результате новый фокус нефинансовой отчетности сместится на качество жизни и экосистем, управление воздействиями по всей цепочке создания стоимости. Насколько верны эти прогнозы (может быть, уже видна их реализация)? О каких сроках подобной трансформации, на ваш взгляд, идет речь применительно к российской ситуации?

Мы согласны с тем, что происходит трансформация корпоративной отчетности, в которой явно прослеживаются тенденции к интеграции различных ее видов и оптимизации объема информации.

Отметим также ценность ПНО в описании процессов управления воздействиями на всех уровнях и этапах жизни компании. Однако реализация данного подхода является довольно масштабной и амбициозной задачей для любой компании, даже из числа передовиков области подготовки ПНО. Осознав необходимость внедрения и настройки отдельной, глобальной системы сбора, учета и обработки соответствующей информации в рамках конкретно взятой компании российские игроки смогут продемонстрировать достойный уровень раскрытия в части цепочки создания стоимости и измерения воздействий на горизонте нескольких лет.

Ориентиром идеологического развития нефинансовой отчетности выступают стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР. По вашему мнению, должны ли они стать частью нормативной базы отечественной нефинансовой отчетности? Должна ли здесь присутствовать какая-то этапность или же если брать ситуацию с развитием нефинансовой отчетности у нас в стране, то дело это не самого ближайшего будущего?

В силу повсеместных процессов глобализации, в том числе в сфере корпоративного управления стандарты ОЭСР не могут не оказывать влияния на нормативную базу ПНО в России (так же, как стандарты GRI, международный стандарт интегрированной отчетности (), ряд документов ООН, и другие). Поэтому считаем, что ориентация на международные стандарты (в том числе на стандарты ОЭСР) может ускорить достижение желаемого уровня корпоративной отчетности и шире – социальной ответственности российских компаний. Естественно, введение должно осуществляться поэтапно, прежде всего тех тезисов, которые в достаточной степени положительно себя зарекомендовали и не являются дискуссионными, которые применимы к нашей действительности. Также этапность необходима для того, чтобы компании успевали адаптироваться и создавать эффективную среду управления (что и предусмотрено в концепции ПНО).

Принятая в прошлом году концепция публичной нефинансовой отчетности ставит среди прочего целью осуществление «профессиональной подготовки и повышение квалификации в сфере социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности». Как ведется поиск и подготовка кадров, задействованных в этом направлении работы вашей компании?

Готовых квалифицированных специалистов в сфере создания ПНО на рынке откровенно мало. Обусловлено это тем, что данная специализация является довольно узкой и не имеет массового спроса. Поэтому мы стремимся совмещать подход по поиску специалистов на рынке с дополнительным повышением квалификации уже внутри компании. Профильных сотрудников регулярно направляем на обучение, мастер-классы, конференции, посвященные ПНО.