Политические аспекты инвестиционного климата
Привлекая инвесторов, главы администраций продлевают свою политическую жизнь
В предыдущей публикации инвестиционного рейтинга ("Эксперт" N41 за 2000 год) мы уже сделали предположение, что существует связь между политическими успехами региональных лидеров и инвестиционным климатом. Эта зависимость убедительно подтвердилась в этом году.
С начала нового политического цикла в 1999 году до момента составления нынешнего рейтинга инвестиционной привлекательности выборы глав исполнительной власти состоялись в 68 субъектах федерации. В результате выборов 42 региональных лидера сохранили свои посты, а в 26 регионах были избраны новые.
Региональные лидеры потеряли свои посты в регионах, где за годы их правления инвестиционный риск вырос в наибольшей степени. Это Коми-Пермяцкий автономный округ, опустившийся по рангу инвестиционного риска с 59-го в 1997/1998 годах на 72-е место, Республика Марий Эл (с 37-го на 57-е), Оренбургская область (опустилась на 21 место), Курская область (опустилась на 27 мест), Приморский край (на 30 мест). В двух последних регионах, соответственно, при Евгении Наздратенко и Александре Руцком положение было столь сложным, что они даже были различными способами отстранены от участия в выборах.
В ряде субъектов федерации, где региональные лидеры все же были переизбраны, для них прозвучали тревожные "звонки". Так, Василий Стародубцев в Тульской области (снижение ранга риска области на 14 позиций) потерял почти 11% общего числа голосов избирателей, а губернатор Брянской области (ухудшение ранга риска на 7 мест, потенциала - на 9) Юрий Лодкин потерял 12% голосов.
Реальные успехи региональных лидеров в формировании инвестиционного климата население замечает. На новых выборах были вновь переизбраны, получив дополнительно 10 и более процентов голосов избирателей по сравнению с прошлыми выборами, губернатор Костромской области Виктор Шершунов (снижение риска области по сравнению с 1997/1998 годом на 34 позиции), губернатор Кировской области Владимир Сергеенков (снижение риска на 33 позиции), президент Удмуртии Александр Волков (улучшение ранга риска на 33 позиции), губернатор Читинской области Равиль Гениатулин (снижение риска на 17 позиций), губернаторы Вологодской, Астраханской областей и Агинского Бурятского автономного округа.
Нельзя не отметить наличие обратной связи. Само по себе обострение предвыборной борьбы существенно увеличивает региональный риски для инвесторов. Не случайно в наибольшей степени продвинулись вверх по шкале ранга риска регионы, где выборы прошли до 1999 года.
Если же учесть и тот факт, что законодательный и политический риски в наибольшей степени важны для потенциальных инвесторов, становится очевидным: деятельность глав исполнительной власти субъектов федерации по созданию благоприятного инвестиционного климата является не только фактором привлечения инвестиций, но и в определенной мере гарантирует благоприятный исход выборов для самих региональных лидеров.