Сумма региональных стратегий
Решение популярной ныне задачи удвоения ВВП невозможно, пока аналогичные, а то и более амбициозные цели не будут сформулированы в регионах. Сегодня к этому готовы не более четверти регионов
Инвестиционный путь развития
Итоги первых трех кварталов 2003 года позволяют надеяться, что прошлогодняя рецессия преодолена. Однако устойчивость роста возможна лишь при условии перехода к инвестиционному типу развития. Каждая страна по-своему реализует этот тип. Однако мировой опыт показывает, что практически всегда соблюдаются определенные соотношения, в частности:
- объем инвестиций составляет 20-25% ВВП (уровень капитализации);
- при этом доля прямых иностранных инвестиций (ПИИ) - не менее 15-17% от объема внутренних;
- степень износа основных фондов не должна превышать 30-35%.
То есть в масштабах страны удвоение ВВП невозможно без обеспечения устойчивого притока значительных объемов инвестиций - по нашим расчетам, не менее 1,11 трлн долларов, в том числе прямых иностранных - не менее 170 млрд долларов за 2004-2013 гг. Фактически речь идет о необходимости удвоения общего объема инвестиций в основной капитал и об учетверении объема прямых иностранных инвестиций по сравнению со среднегодовыми темпами инвестирования в 1995-2002 гг.
Необходимый темп роста ВВП России уже был достигнут в 2000 году (9%), а необходимый годовой объем инвестиций (78,2 млрд долларов) и доля ПИИ в 15,7% - в 1995 году/ Сейчас необходимо совместить эти два достижения, уже в 2004 году годовой объем инвестиций должен составлять не менее 80 млрд долларов, а ПИИ - не менее 12 млрд долларов.
В то же время в 2002 году прирост ВВП России составил 4,3%, объем инвестиций - 57 млрд долларов, их доля в ВВП - 16,5%, а доля ПИИ в общем объеме - 7%. В отличие от Казахстана в России устойчиво растет уровень износа основных фондов и падает доля ПИИ в их общем объеме.
Как выглядят на этом фоне регионы? Пока неоднозначно. В 2002 году в большинстве регионов России еще не удалось добиться существенного ускорения темпов экономического роста. По сравнению с 2001 годом вновь возросло число регионов, где снижается уровень промышленного производства, - теперь их уже 19. Лишь два региона из 89 продемонстрировали заветный семипроцентный средний рост ВРП в течение пяти лет. Правда, есть надежда на то, что на самом деле ситуация чуть лучше - Госкомстат еще не публиковал данных о региональных валовых продуктах за 2001-2002 годы.
А вот необходимый уровень капитализации зафиксировали уже 12 регионов (общий диапазон по регионам растянулся от безысходного нуля до вызывающих серьезную озабоченность избыточных 65%). Несколько хуже с иностранными инвестициями - их смогли привлечь в нужной пропорции лишь пять регионов.
Итак, дело за инвесторами, тем более что международная инвестиционная конъюнктура, несмотря на "дело ЮКОСа", складывается благоприятно для России. Присвоение суверенного рейтинга инвестиционной категории превращает Россию в привлекательную страну для иностранного капитала.
Готовы ли региональные власти использовать этот шанс инвестиционного обновления вплоть до создания принципиально новой экономики, своего рода "реиндустриализации"?
В нынешнем рейтинге мы не просто в очередной раз попытались оценить инвестиционный климат в регионах, дать ориентир инвесторам, но и определить эффективность работы региональных администраций с точки зрения их влияния на инвестиционный риск и привлечение инвестиций в регионы.
Пропуск к инвестору
Многолетние наблюдения за инвестиционными процессами в регионах позволили сделать два вывода. Один на первый взгляд банален - значительное улучшение инвестиционного климата невозможно без разработки стратегии социально-экономического и инвестиционного развития субъектов федерации и муниципальных образований. Еще лучше и для региональной власти, и для инвестора, когда в регионе стратегии или программы развития имеют все муниципальные образования, как, например, это сделано во Владимирской области.
Если первый вывод банален, второй, напротив, парадоксален: стратегии в той или иной степени готовности могут предъявить лишь два десятка регионов (то есть менее четверти!), об усилиях остальных к переходу на инвестиционный путь развития говорить не приходится. Мы, кстати, попытались проследить, что объединяет эти двадцать наиболее продвинутых. Выяснилось - общая проблема. Накануне принятия стратегий почти все они испытали спад инвестиций. Вот уж поистине - пока гром не грянет...
По данным Минэкономразвития РФ, государственную экспертизу прошли стратегии и программы развития восьми регионов. Это Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Республика Хакасия, Краснодарский и Ставропольский края, Воронежская, Ростовская и Тульская области. На экспертизе находятся стратегии и программы Брянской, Ивановской, Калужской, Курской, Новосибирской и Томской областей. По нашим сведениям, работа над такими документами ведется в Хабаровском крае, Ярославской, Пензенской, Пермской, Владимирской областях и в ряде других регионов.
Среди этих документов особенно четко нацеленными на инвестиционное развитие по названиям и содержанию являются инвестиционные стратегии Пензенской и Ростовской областей; "Основные направления инвестиционной политики правительства Хабаровского края на 2003-2006 годы и до 2010 года"; "Инвестиционная политика Ставропольского края"; Областная целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности Кировской области" на 2002-2005 годы.
Отчего же документ со столь непривычным для нашей страны названием "стратегия" стал настолько значим? Прежде всего, работа региональных администраций над стратегическими планами и программами систематизирует информацию о регионе, способствует лучшему пониманию ситуации. Порой чиновники впервые узнают о реальном положении дел лишь в процессе создания документа. Соответственно, после этого можно ожидать более обоснованных и правильных управленческих решений в сфере инвестиционной политики.
Кроме того, стратегия - важный фактор повышения инвестиционной привлекательности региона, она значительно облегчает ведение переговоров с инвестором. Исходя из документов инвестор может определить стратегические цели развития региона, его ресурсы и возможности, приоритетные направления и точки экономического роста, а также комплекс мероприятий по реализации стратегий и программ, включая льготы инвесторам. Инвестор может оценить региональный рынок, увидеть свое место и перспективу своего бизнеса в данном регионе. Поэтому не случайно крупные инвесторы зачастили в Ярославскую, Ивановскую и Пензенскую области и другие регионы, как только узнали о разработке стратегических документов.
Еще только разрабатывая и приступая к реализации региональных стратегий и программ, 80% названных выше регионов снизили инвестиционный риск уже в 2002-2003 годах, повысив свой ранг риска от одного места (Калужская и Пензенская области) до 16 мест (Удмуртия и Новосибирская область). А вот среди регионов, не имеющих стратегических программ, сумели снизить инвестиционный риск лишь 47%.