Инвестиционный парадокс

В России проявился феномен "разделения рисков": с федерального уровня инвестиционные риски переходят на региональный

С 2000 года инвестиционная привлекательность России в мире растет, но растут и риски инвестирования в большинство регионов страны. Кардинальное снижение рисков на региональном уровне можно прогнозировать лишь в 2009-2010 годах, когда будет завершена административная реформа и полностью, вплоть до муниципального уровня, заработает властная вертикаль управления.

Государственный имидж

Рейтинги международных агентств начиная с 1999 года показывают явно благосклонное отношение инвестиционного сообщества к России. Например, по данным журнала Euromoney, наша страна переместилась в национальном рейтинге со 133-го места в марте 2000 года на 64-е в сентябре 2004-го. Россия обошла Азербайджан и вновь вышла на пятое место среди государств бывшего СССР, вплотную приблизившись к динамично развивающемуся Казахстану (62-е место в мире) - между нами осталось только Марокко.

Для международных экспертов инвестиционная привлекательность страны связана в первую очередь с состоянием ее экономики и финансов. Сверхвысокие цены на нефть и высокие - на металлы обеспечили значительный приток финансовых ресурсов в страну и возможность досрочного погашения внешнего долга. Прирост российского ВВП составил в 2003 году 7,3%, что соответствует темпам провозглашенного удвоения ВВП за десятилетие. Это сопровождалось соответствующим ростом производства основных видов товаров и услуг, ростом инвестиций в экономику и особенно взрывным ростом прямых иностранных инвестиций. Более чем вдвое по сравнению с 2002 годом сократилось и число субъектов федерации, в которых отмечалось снижение уровня промышленного производства.

Такая динамика привела к качественному сдвигу в техническом оснащении экономики: впервые за последние пятнадцать лет снизился уровень износа основных фондов, доля инвестиций в ВВП в 2003 году составила 18% - против 16,4% в 2002 году. Хотя "инвестиционный коридор" (определенный мировым опытом оптимальный уровень накоплений - 21-23% от ВВП) еще не достигнут, можно утверждать, что в российской экономике в прошлом году появились некоторые признаки инвестиционного типа развития. Достигнут впечатляющий рост реальных доходов населения, ускорились темпы снижения уровня бедности в стране.

В сфере государственного управления произошло дальнейшее упорядочение законодательной базы и усиление властной вертикали - действия властей стали более предсказуемыми на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления. Даже "дело ЮКОСа" не смогло подорвать доверие инвесторов к федеральной власти.

Наконец, в политической сфере результаты выборов в Государственную думу, с точки зрения инвестора, работают на повышение стабильности в обществе, поскольку практически исключают конфронтацию между законодательной и исполнительной властью в процессе принятия законов. Теперь уверенно можно утверждать, что любой президентский законопроект Дума примет почти без изменений. Таким образом, у инвесторов появилось дополнительное время для подготовки своей деятельности в новых законодательных условиях.

Разделение рисков

Любые перемены, тем более реформы, затрагивающие основы государственного устройства, увеличивают количество и силу воздействия факторов неопределенности, а следовательно, и инвестиционный риск.

Результаты рейтинга убедительно подтверждают это утверждение, - среднерегиональный индекс инвестиционного риска за 2003 год существенно вырос, а число регионов со снижением интегрального индекса риска сократилось более чем вдвое. В значительной степени это стало следствием мероприятий первого подготовительного этапа реформы: негативной для регионов эволюции межбюджетных отношений, изменений в законодательстве, связанных с подготовкой к административной и социальной реформам, изменившихся принципов формирования выборных госорганов.

С 2000 года наблюдается парадоксальная ситуация "разделения рисков", когда инвестиционные риски с федерального уровня переходят на региональный. Несмотря на то что инвестиционная привлекательность России в мире растет, среднерегиональные значения большинства видов инвестиционных рисков, особенно политического и социального, в 2003 году только увеличились. Снизился лишь средний индекс экономического риска, который в прошлом году в большей степени зависел от конъюнктуры рынка, чем от воздействия реформ.

Реформа привела к стабилизации политической ситуации на федеральном уровне и кризису доверия к региональной и муниципальной власти. Единодушное голосование на президентских и парламентских выборах, снизившее "федеральную составляющую" политического риска, было перекрыто усилением внутриполитической напряженности в регионах, особенно в республиках Южного федерального округа. Участились отставки региональных правительств и число проверяемых глав региональной исполнительной власти. Обострению политической ситуации на региональном уровне способствовал и новый порядок выборов в местные органы представительной власти по партийным спискам. Если на выборах в Госдуму уверенную победу одержала "Единая Россия", то на региональном уровне все далеко не так однозначно. До 10 октября 2004 года состоялись парламентские выборы в 17 субъектах федерации: в Алтайском крае и на Сахалине победили региональные партии, а в Ингушетии, Волгоградской, Тульской, Ульяновской и Ярославской областях "медведи" не получили большинства голосов по партийным спискам.

На увеличение социального риска повлияло возрастание значимости таких факторов, как усиление забастовочного движения и рост аварий на коммунальных сетях в зимнее время.

Средний уровень законодательного риска инвестирования в регионах существенно не изменился. Это достигнуто в результате маневров региональных властей на быстро меняющемся федеральном законодательном поле.

Григорий Марченко, Ольга Мачульская