Дефицит качества потенциала
Инвестиционный потенциал "стягивается" в считанное число регионов, при этом для большинства регионов ведущими факторами формирования инвестиционного потенциала остаются природные ресурсы, местоположение и инфраструктура
До середины 90-х инвесторов при выборе места приложения их усилий интересовал прежде всего потенциал региона. Они считали риски страны очень высокими и непрозрачными, а потому не делали особых различий между Новгородом Великим и Нижним. По мере осознания разнообразия условий в России они безоговорочно отдали приоритет уровню риска инвестиций. Теперь все чаще, помимо рисков, их вновь начинает интересовать потенциал: готов ли регион к крупномасштабным проектам (см. "Информация и методы").
Первая десятка регионов по совокупному инвестиционному потенциалу претерпела некоторые изменения. Места выбывших из нее Нижегородской и Ростовской областей заняли объединенный Пермский край и Красноярский край.
Однако за внешней относительной стабильностью неуклонно идет процесс концентрации. В наибольшей степени прибавила свой инвестиционный потенциал Москва, ее доля в стране вновь выросла и достигла 17,5%. В результате на долю трех первых регионов - Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области приходится более четверти всего инвестиционного потенциала страны. В целом наблюдается процесс концентрации инвестиционного потенциала в ограниченном числе наиболее крупных регионов, в то время как доля остальных регионов постепенно снижается. Если в 1995г. в России было 37 регионов с долей в совокупном инвестиционном потенциале, превышающей 1%, то в 2005г. их осталось только 25. Такая ситуация связана не только с концентрацией населения, производства, услуг и иных видов деятельности в этих регионах, но со сложившейся практикой регистрации и налогового учета крупнейших компаний. Например, значительная часть результатов деятельности "Газпрома" фиксируется в Москве. Поэтому в отличие от Ханты-Мансийского автономного округа, ведущую роль в инвестиционном потенциале которого играет финансовая составляющая (40%), в структуре потенциала Ямало-Ненецкого округа доминирует природно-ресурсная часть (49%).
Если следовать теории смены экономических укладов, то подавляющее число наших регионов находятся в начальной стадии развития (преобладание так называемых "первичных" секторов - добывающие отрасли, сельское хозяйство). Преобладают регионы с ведущей ролью природно-ресурсного и инфраструктурного потенциалов в совокупном инвестиционном потенциале. Таких регионов 53.
Три следующих вида потенциала, условно отнесенные ко "вторичному" сектору экономики (производственный, туристический) являются ведущими в потенциале 18 регионов. И лишь в семи регионах России преобладают составляющие потенциала, соотносимые с высшим "четвертичным" сектором экономики - институциональный и инновационный потенциалы. Среди них безусловный лидер - Москва.
Если же говорить о стимулировании столь желанного для нашего правительства инновационного пути развития, то с позиций результатов рейтинга в качестве первоочередных регионов выделяются 11 регионов с наибольшей долей инновационного потенциала в совокупном потенциале каждого региона. По словам руководителя департамента Мипромэнерго Станислава Наумова, министерство в настоящее время как раз активно разрабатывает меры воздействий (ту самую пресловутую промышленную политику), которые позволят регионам реализовать этот вид потенциала.
И еще. При обсуждении рейтинга президент РСПП Александр Шохин отметил, что многие регионы уже сейчас столкнулись с жесточайшим дефицитом трудовых ресурсов. Добившись государственной поддержки в реализации приоритетных проектов, многие будут вынуждены привлекать рабочую силу извне. Этот тезис убедительнейшим образом подтвердил и рейтинг. В России нет регионов, в которых трудовой потенциал был бы ведущим фактором формирования инвестиционного потенциала.