Результаты рейтинга 2006 года
Большая часть регионов реализовала имевшийся потенциал экстенсивного роста. Начинается новый этап экономического развития, что и демонстрирует активная перегруппировка регионов на поле "риск-потенциал"
Формально новый рейтинг продемонстрировал три основных процесса: рост интенсивности перегруппировки регионов между рейтинговыми категориями, рост дифференциации регионов по уровню интегрального риска и возобновление процесса концентрации совокупного инвестиционного потенциала в ведущих регионах.
Мобильность регионов возросла кратно. Если в прошлые годы рейтинговые категории меняли единичные регионы, то на этот раз процесс перегруппировки затронул сразу 18 регионов. По сравнению с предыдущим рейтингом три из них перешли в более высокую категорию инвестиционного потенциала, а четыре - улучшили категорию инвестиционного риска. Одновременно в категории с более высоким инвестиционным риском перешли семь регионов, а Ленинградская область и Чувашская республика перешли в категорию с более низким инвестиционным потенциалом. Амурская область улучшила свое положение в рейтинге как по потенциалу, так и по риску. Псковская область одновременно со снижением рейтинговой категории потенциала перешла в лучшую категорию по риску.
Одна из важнейших причин изменения позиций заключается в том, что большая часть регионов уже реализовала те возможности, которые были заложены их доперестроечным развитием или "очищающим" эффектом кризиса 1998 г. Показательна и вместе с тем парадоксальна тенденция снижения категории потенциала Ленинградской области, вышедшей из группы "полюсов роста". В области за последние годы был реализован целый ряд крупных, "знаковых" инвестиционных проектов. В результате были задействованы практически все свободные трудовые ресурсы и подготовленные инвестиционные площадки. Дальнейшее развитие в том же темпе теперь крайне затруднительно. В подобной же ситуации до этого оказались Новгородская, Ярославская и еще рад областей. Благодаря активной инвестиционной политике они почти полностью сумели реализовать свой достаточно ограниченный потенциал. Теперь же они нуждаются в новых импульсах роста, переходу к новому этапу экономического развития.
Каковы эти новые импульсы? Единого рецепта нет. Но пример, Белгородская область, обладающая высоким ресурсным и производственным потенциалом, показывает, что при прочих равных условиях низкие риски позволяют региону значительно увереннее удерживать свои позиции по уровню инвестиционного потенциала. В новом Рейтинге Белгородская область вновь вошла в категорию 2В - "полюсов роста" России.
Пример же нового импульса продемонстрировал Краснодарский край. Он впервые и, похоже, навсегда вошел в категорию "опорных регионов". В значительной степени это удалось сделать благодаря реализации высокого, и к тому же постоянно растущего туристического потенциала. По этому критерию регион доминирует в России, почти вдвое опережая следующую за ним Москву.
И еще одна негативная тенденция. По-прежнему в России нет низкорисковых регионов. Третий год подряд ни один из регионов не может достичь уровня минимального интегрального инвестиционного риска (категория "А" в таблице 1 и на графике 1). Но если рейтинг прошлого года не зафиксировал наличия крупных регионов в категории с высоким инвестиционным риском -1С и 2С, то теперь они есть. В высокорисковую зону вновь вернулся Красноярский край. На протяжении всего 11-летнего периода рейтингования этот регион постоянно балансирует между умеренным и высоким риском. В рейтингах 1998 г., 2000 г., 2002 г., 2003 г., как и в нынешнем году, Красноярский край имел высокий интегральный инвестиционный риск (категория "С"). Сейчас же чаша весов вновь склонилась к высокому риску в результате усиления оппозиции губернатору в результате прошедших выборов в законодательное собрание. А предстоящее объединение, хотя и с небольшими, но высокорисковыми автономными округами, может еще снизить шансы возврата края в категорию регионов с умеренным риском.