«Имеется огромный потенциал, который позитивно скажется на дальнейшем развитии рынка»

Ян Мадея , Генеральный директор ЗАО «Мерседес-Бенц РУС»

Почему вы решили наладить в Нижнем Новгороде совместно с Группой ГАЗ производство малотоннажных грузовиков?

Российский рынок малотоннажных автомобилей один из самых больших в Европе. Группа ГАЗ является бесспорным лидером рынка в этом сегменте с долей рынка около 70%. Сейчас мы продаем примерно 5.000 импортируемых грузовиков, имеем двузначные показатели роста и увеличиваем свою долю рынка. Чтобы еще больше расширить свое присутствие на российском рынке, нам нужен хорошо зарекомендовавший себя грузовик по конкурентоспособной цене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наш выбор пал на модель Sprinter Classic, которая выпускается в миллионах экземпляров и прекрасно себя зарекомендовала. Проведя некоторые исследования, было решено перенести ее производство из Аргентины в Россию. Тем не менее, это не то же самое изделие: начиная с приборной панели и заканчивая двигателем и трансмиссией, автомобиль оснащен новыми технологиями. Можно сказать: «Новейшие технологии в привычной оболочке».

Двигатель для Sprinter Classic будет также производиться в России? Почему?

Двигатель будет также выпускаться в сотрудничестве с Группой ГАЗ на моторном заводе в Ярославле. В нашем распоряжении находится современный моторный завод, поэтому имеет смысл делать двигатель в России и постепенно локализовать все его комплектующие.

А вы уже можете что-то сказать про качество?

Мы не идем на компромиссы: Это будет испытанное качество «Мерседес-Бенц». Первые опытные автомобили, как и планировалось, сошли с конвейера в июне. А недавно первая партия автомобилей уже отправлена дилерам.

Какую долю рынка вы рассчитываете занять в ближайшие годы?

Наш бизнес малотоннажных грузовиков в последние годы неизменно демонстрировал двузначные показатели роста. С моделью Sprinter-Classic мы однозначно нацелены на трехзначные показатели роста. Для нас это будет не эволюция, а революция.

А разве после вступления в ВТО стало не проще импортировать, чем производить самим?

Со вступлением в ВТО, как и планировалось, были снижены таможенные тарифы. Но был введен утилизационный сбор на импортируемые автомобили. Это, конечно, ничто иное как попытки защитить местный рынок. Эту же тенденцию мы сейчас наблюдаем и во многих других странах, а не только в России. Полностью открытого рынка мы, может, и не добьемся. Но полагаю, что рынок будет становиться все более открытым.

Для инвестора важны, прежде всего, ясность и стабильность общих правовых и экономических условий. В России наблюдаются небольшие подвижки и в этой сфере. Желательно продолжить и ускорить этот процесс.

Россия является вторым по величине рынком легковых автомобилей в Европе. Уже в 2015 г. Россия может обогнать Германию и выйти на первое место. А это привлечет дополнительные инвестиции в автомобильную отрасль.

Еще одним важным фактором для инвесторов является эффективность местоположения. Здесь России еще предстоит пройти долгий путь. Инфраструктура субпоставок пока далеко не оптимальна. Многие комплектующие приходится импортировать, что увеличивает затраты на логистику. Четкие рамочные условия, конкурентоспособные структуры поставщиков и эффективность – помимо спроса это ключевые факторы успеха, от которых в значительной степени будет зависеть привлекательность России как места размещения производства. В этом нет ничего нового, но зачастую это недостаточно учитывается, когда обсуждается вопрос о новых инвестициях.

Ваш профильный бизнес — легковые автомобили. А как этот рынок развивается в России?

В целом мы весьма довольны, но оцениваем критически динамику рынка. Начиная с марта, рынок легковых автомобилей немного снижается, каждый месяц примерно на 10%. В Германии подобный факт вызвал бы беспокойство у федерального канцлера. Но здесь в России на такие вещи смотрят более хладнокровно. Зато премиальный сегмент существенно стабилизировался и растет примерно на 5-6% в месяц.

Наш новый модельный ряд пользуется повышенным спросом. Новый Мерседес класса «А» продается фантастически, а новый CLA-класс сейчас как раз бьет все рекорды. Здесь наша продукция не плетется в хвосте. Новые модели S-класса вызвали такую эйфорию, какой за двадцать лет работы в Mercedes-Benz я еще не видел. Что касается S-класса, то в этом году мы уже распродали практически все, что было произведено. При этом мы пока еще не вывели на рынок небольшой спортивный внедорожник премиального класса. А ведь спортивные внедорожники это наиболее динамично растущий сегмент, особенно в Росси. Наши GL-класс и ML-класс являются лидерами рынка, а GLK-класс на данный момент занимает вторую позицию. Когда в следующем году на рынке появится наш компактный спортивный внедорожник с модельным обозначением GLA, это вновь даст мощный импульс нашим объемам продаж.

Превосходно идут и продажи нашей спортивной марки AMG. В марте мы запустили новую программу под названием «AMG-Атака». Мы изменили позиционирование данного продукта и поменяли мотивацию для дилеров. Россия по сравнению с другими странами мира наиболее динамично растущий рынок AMG.

AMG позиционируется здесь как дочка Mercedes или как самостоятельная компания?

Не то и не другое. Она является неотъемлемой составной частью «Мерседес-Бенц РУС» и продается подобно всем остальным моделям через специализированные центры AMG-Performance, которые обслуживают наши дилеры.

Нет ли намерения производить в России и легковые автомобили?

Мы как раз расширяем производственную базу для модели Sprinter Classic, включая изготовление кузова, покраску и сборку, а также локализуем производство двигателей. Это колоссальная задача. Увидим ли мы помимо этого перспективы для производства легковых автомобилей, будет зависеть от рамочных условий.

Но ведь тогда вы больше не сможете использовать в своей рекламе фразу «сделано в Германии»?

Думаю, что хорошие автомобили можно производить и в России. Кроме того мы уже давно используем формулировку «Сделано на Мерседес-Бенц», так как у нас уже сложилась сеть, охватывающая весь мир. Помимо Германии у нас есть производство в США, Южной Африке, в Венгрии. Мы считаем своей задачей не обмануть ожидания клиентов по дизайну, технологии и качеству.

В премиальном сегменте ваши конкуренты Audi, BMW, Porsche и Lexus. А как обстоят дела в среднем классе?

Мы представлены новыми моделями почти во всех сегментах рынка и везде неизменно обеспечиваем премиальное качество. Наилучшим примером могут служить наши компактные модели A и B, занявшие свое достойное место на рынке. В ближайшие годы на сегмент компактных авто будет приходиться примерно четверть наших продаж в России. Это более 10.000-12.000 автомобилей в год. В этом смысле данный сегмент приобретает для нас все большее значение, и мы надеемся с его помощью выйти на новые группы клиентов.

Но при этом мы не забываем и свои классические сегменты (C-, E- и S-класс) и намерены в долгосрочной перспективе еще более укрепить здесь свои лидирующие позиции на рынке, предложив завораживающие новые модели. Новый C-класс, который мы собираемся вывести на рынок весной 2014 года, призван убедительно подтвердить серьезность подобных заявок.

Как вы оцениваете свои перспективы на российском рынке на ближайшие пять-десять лет?

Весьма оптимистично. Исходя из предпосылки, что мировая экономика будет расти в среднем на 2-4%, а в России рост, возможно, составит 3%, мы видим здесь огромный потенциал. Парк автомобилей в России составляет примерно 250 автомобилей на 1000 жителей. В Польше – примерно 400 автомобилей. То есть, здесь имеется огромный потенциал, который позитивно скажется на дальнейшем развитии рынка. Покупательная способность россиян также неуклонно растет.

Основные объемы продаж у Mercedes приходятся на частных клиентов. А как обстоят дела с корпоративными клиентами?

Оптовые продажи развиваются весьма динамично и становятся одним из важнейших направлений для дальнейшего развития нашего бизнеса в России.

И в государственном секторе тоже?

Многие предприятия в России, такие как «Газпром», «Роснефть» или «Сбербанк» являются государственными, но управление ими осуществляется в значительной степени по принципам частного бизнеса. Это драйверы роста. Мы наблюдаем, что они все более профессионально управляют своим парком автомобилей, и эта тенденция продолжится. Многие из этих предприятий уже являются нашими клиентами, и мы постоянно разрабатываем все новые, еще более эффективные подходы к этим весьма важным для нас клиентам.