«Бизнес перешел в режим ручного управления, рынок сжался, обеспечивать сбалансированный cash flow становилось все сложнее»

Юрий Бяков, Председатель правления группы «Астерос»

– Расскажите, пожалуйста, какие факторы и как за прошедший период влияли на рынок ИКТ? По вашему мнению, что главным образом привело к замедлению темпов его роста?

– Обострение политической ситуации и охлаждение отношений между нашей страной и Западом в итоге завершились санкциями и небывалыми валютными скачками, из-за которых рынок просто замер, а затем, выражаясь авиа-термином, вошел в штопор.
Ввиду непредсказуемости поведения курса валют по отношению к рублю прогнозировать изменение цен на «железо» и ПО в конце 2014 года стало нетривиальным действием. Продажная стоимость оборудования «поползла» вверх, вслед за курсом валюты, в которой осуществлялась его закупка. Поставлять же оборудование в убыток мы, очевидно, не могли, в этой ситуации интеграторы и вендоры вынуждены были искать пути выхода, решение win – win. Позитивным моментом я бы назвал тот факт, что большинство зарубежных партнеров были готовы идти навстречу. Как правило, это реализовалось через предоставление длительных отсрочек платежей, а иногда и дополнительных скидок на оборудование под конкретные проекты.
Ситуация осложнялась еще и тем, что все поиски компромиссных решений с вендорами шли на фоне корректировки бюджетов клиентов в сторону сокращения. Часть инвестиционных проектов оказались замороженными, на всех сделках сказывалась общая нервозность и отсутствие возможности полноценно управлять продажами. Бизнес перешел в режим ручного управления, рынок сжался, обеспечивать сбалансированный cash flow становилось все сложнее. Дополнительную нагрузку создавали трудности кредитования бизнеса интеграторов: заемные деньги по понятным причинам стали дороже.

– На ваш взгляд, какие направления работ в области ИТ были наиболее популярны в прошлом году и остаются востребованными сейчас? Почему они пользуются спросом со стороны заказчика?

– Не думаю, что во втором полугодии 2014 года, принявшем на себя основной экономический удар, произошло кардинальное изменение спроса со стороны клиентов. Скорее, были созданы предпосылки, которые предопределили вектор развития рынка в 2015-м. Во-первых, неопределенность экономической ситуации, усиливающаяся геополитическими рисками, сегодня ставит перед бизнесом задачу управления рисками в новых реалиях. Перераспределение спроса идет в сторону сервисов, в частности, на аутсорсинговые модели предоставления услуг, на использование облачных технологий, на осторожные шаги к отечественным ИТ-аналогам. При этом основной стратегический вектор продаж направлен не на импортозамещение как таковое, а на обеспечение стабильного функционирования бизнес-процессов клиентов на период действия санкционной политики.
Во-вторых, без сомнения, сложившаяся ситуация на рынке сильно бьет по классическому box moving: на перепродаже зарубежных продуктов уже не заработать прежних объемов, а значит, рынок будет трансформироваться. Но, учитывая кризисную ситуацию, в ускоренном режиме.
В-третьих, постепенно поднимают голову отечественные ИТ-производители. Те компании, у которых до «эпохи санкций» велась собственная разработка, усилили маркетинговую активность, увидев возможности, которых у них раньше не было. Например, мы в этом русле развиваем собственную линейку продуктов на базе платформы «Астерос Бизнес Контакт», разработанной при поддержке «Сколково». На ее основе созданы отраслевые решения для телекоммуникационного и авиационного секторов, банков, диспетчерских служб, например, ЖКХ. Также нашими дивизионами ведется работа по созданию продуктового портфеля, состоящего из собственных разработок с высокой долей интеллектуальной составляющей.

– Как повлияют перечисленные факторы на ИКТ-рынок в ближайшей перспективе? Каковы перспективы развития рынка в связи с потребностями государства?

– Есть ощущение, что 2015 год сыграет трансформирующую роль для российского рынка ИТ. Его структура, формирование спроса и предложения, сами требования к интеграторам радикально изменятся. Уже сейчас мы видим высвобождающиеся ниши: более мелкие игроки не справляются с экономическим прессом, они не могут позволить себе долго жить на низкой марже, работая при этом на пределе. Но, помимо слабых мест, кризисные явления, как правило, открывают и новые возможности для гибких и способных подстраиваться под изменения компаний.

– Каким образом, по вашему мнению, государство может сегодня стимулировать развитие рынка информационных технологий?

– И как клиент, и как регулятор рынка. В первой роли государственный сектор может значительно увеличить долю эксплуатируемого российского ПО, в частности, в оборонном секторе и на стратегически важных предприятиях России. Курс на импортозамещение уже меняет приоритеты крупного корпоративного бизнеса, государственных и полугосударственных структур в пользу отечественного оборудования и ПО, а также продуктов и услуг с локализацией в России.

Как от регулятора рынка от государства ожидается, прежде всего, создание преференций российскому софту при проведении госзакупок, что станет возможным в том числе благодаря формированию соответствующих реестров отечественных продуктов.

– Использует ли ваша организация при реализации проектов в области телекоммуникаций и инжиниринга оборудование и продукцию отечественных производителей и разработчиков? Приведите, пожалуйста, пример и охарактеризуйте эту продукцию, ее конкурентоспособность.

– Группа «Астерос» развивает свой бизнес по нескольким направлениям. Среди них инжиниринг и ИТ-инфраструктура, комплексная безопасность, консалтинг, аутсорсинг и сервис. Где-то возможностей для применения отечественных аналогов больше, где-то они ограничены продуктовым предложением российских производителей. Например, в части комплексной безопасности территорий и объектов транспортной, спортивной, гостиничной индустрии спектр применяемых нами российских решений крайне широк. Это и специальные досмотровые комплексы, системы антитеррористической защиты, обнаружения взрывчатых, химических веществ, системы детекции, сканеры для досмотра, оборудование для КПП и многое другое. В частности, подобные решения были успешно применены в рамках проектов по безопасности Олимпиады в Сочи, которая, без сомнения, прошла на высоте. Теперь, когда мы стоим на пороге принятия чемпионата мира по футболу – 2018, этот опыт должен быть использован для новых объектов. И мы уже принимаем участие в таких проектах.