«Коронавирус действительно показал реальную готовность IT-ландшафта организаций к сложным и непривычным ситуациям»

Станислав Иодковский, Первый заместитель генерального директора «ХайТэк»

— Расскажите, пожалуйста, с чем в прошлом году и сейчас связан спрос на услуги и работы со стороны существующих и новых заказчиков?

— В 2020 году спрос был обеспечен в первую очередь сложившейся эпидемиологической ситуацией. Коронавирус действительно показал реальную готовность IT-ландшафта организаций к сложным и непривычным ситуациям, новым задачам, а также позволил выявить проблемные места в части IT, например, в части информационной безопасности или недостаточной мощности. Так, в какой-то момент на рынке возник дефицит х86-процессоров, поскольку многим организациям пришлось в срочном порядке докупать серверное оборудование, чтобы развернуть различные сервисы для дистанционной работы (виртуальные среды, системы аудио- и видеоконференцсвязи, телефонии). Также была заметна нехватка ноутбуков, которые были необходимы для организации удалённой работы. Причём, как правило, это всё требовалось срочно, и работать приходилось практически круглосуточно.

Не все IT-компании смогли справиться с нахлынувшими запросами, ведь спрос на услуги вырос в разы и случилось это очень быстро. Поэтому многим заказчикам пришлось в срочном порядке искать новых партнёров, способных решить возникшие задачи.

 

— Решения из каких областей пользовались наибольшим спросом и остаются востребованными сейчас?

— В прошлом году, по вполне понятным причинам, одной из самых популярных стала технология VDI, или виртуализация рабочих мест, позволяющая организовать продуктивную удалённую работу. Справедливости ради, стоит сказать, что и в прежние года к этой технологии присматривались многие, но приобретать и использовать её не спешили из-за долгой окупаемости (ROI). С приходом пандемии данный вопрос отпал. Сложившаяся ситуация показала, что готовность инфраструктуры к терминальному доступу — это не какая-то новомодная штука, а необходимость.

Второе, что хотелось бы отметить, это унифицированные коммуникации и, в частности, ВКС. Стало очевидно, что это не просто имиджевая технология, а базовый инструмент, без которого невозможно выстроить нормальные коммуникации как внутри компании, так и во вне. Работать с такими системами научились если не все, то очень многие, причем от мала до велика. Мы, как разработчик собственной платформы унифицированных коммуникаций (ВКС и корпоративный мессенджер), не только не уступающей по своему функционалу популярным зарубежным аналогам, но превосходящей их по некоторым параметрам (масштабируемость, безопасность), сами столкнулись с этой ситуацией — рост данного направления бизнеса по итогам прошлого года исчислялся сотнями процентов.

И, третье — это решения в области информационной безопасности, обеспечение которой является одной из ключевых задач любой организации. Но, если раньше вопросы ИБ были связаны в большей степени с защитой внутреннего периметра компании от возможных атак извне, то в связи с массовым переходом на удалённый формат работы, само понятие корпоративного периметра размылось.

Удалённый формат работы расширил границы взаимодействия организации со своими сотрудниками и контрагентами, соответственно сменились и приоритеты защиты данных, будь то персональные данные или корпоративная информация. Недаром многие аналитики сходятся во мнении, что одними из самых востребованных профессионалов в 2021 году станут именно специалисты в области информационной безопасности.

 

— Каким образом поменялся спрос заказчика в связи с пандемией и кризисом?

— По моим ощущениям, немного усилился рынок российского программного и аппаратного обеспечения и соответственно «просел» рынок зарубежных решений. Но это в большей степени следствие не пандемии, а политики нашего государства в области импортозамещения и регулирования закупок в некоммерческих сегментах.

В последние время мы становимся свидетелями проявлений санкционной политики, когда одним нормативным актом иностранного государства или просто решением зарубежного вендора могут быть отключены ключевые бизнес-процессы любой организации. И этому подвержены не только государственные учреждения и компании с госучастием, но и коммерческие компании, находящиеся в, казалось бы, более выгодных рыночных условиях. Поэтому стремление нашего государства к цифровому суверенитету и технологической независимости от зарубежных разработчиков совершенно грамотная и правильная политика.

 

— Какие факторы, по вашему мнению, будут благоприятно влиять на дальнейшее развитие IT-сферы?

— Одним из благоприятных факторов, влияющих на развитие IT-сферы, является здоровая конкуренция. Именно она позволяет каждому производителю внимательно слушать рынок, получать обратную связь и постоянно инвестировать в разработку и сервис.

Другой не менее важный фактор — поддержка государства. Во-первых, это политика субсидирования разработчиков и потенциальных заказчиков отечественных решений, во-вторых, так называемый «налоговый манёвр», призванный существенно снизить налог на прибыль и на страховые взносы, в-третьих, преференции разработчикам решений, включенных в Единый Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) и Едины реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.