Испытание конкуренцией

Ирина Шувалова, Дмитрий Гришанков

Динамика рынка услуг 100 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России

Объем выручки первой сотни аудиторско-консалтинговых групп в 1998 году более чем удвоился и достиг 2407,7 млн рублей (график 1). Однако реальные успехи аудиторов не столь головокружительны. Значительная часть прироста обусловлена объединением двух международных гигантов - Price Waterhouse и Coopers & Lybrand (последний в наших предыдущих рейтингах не участвовал). На долю этого конгломерата приходится 56% объема услуг, оказанных в прошлом году сотней крупнейших. Что же касается чисто российской части списка, то его показатели выросли на 52%. А если ограничиться только компаниями, которые вошли и в нынешний, и в прошлогодний списки, то всего на 42%. Это, безусловно, больше, чем 27-процентный промышленный рост, но крайне мало на фоне 84-процентной инфляции и выросшего в 3,5 раза курса доллара.

Наконец, справедливости ради надо сказать, что приведенная нами сотня крупнейших - это основная часть рынка аудита и консалтинга, но далеко не весь рынок. В тени пока держатся четыре группы из состава "большой пятерки". Кроме того, за пределами списка остались сотни аудиторов с относительно скромными масштабами деятельности. На основе экспертных заключений и сопоставления уже третий год собираемой нами информации общий объем рынка в 1998 году можно оценить в 3,5-4,3 млрд рублей.

Топ-100 российского аудита

Анализ списка крупнейших свидетельствует о том, что кризис серьезно обострил конкуренцию на рынке аудиторских услуг России.

Рейтинг крупнейших аудиторско-консалтинговых групп обновился по сравнению с 1997 годом на 30%. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, фирмы, которые понесли серьезные потери, были вытеснены из списка крупнейших своими более успешными коллегами. Во-вторых, информацию о себе раскрыли компании, которые до этого предпочитали конфиденциальность. В нынешних условиях скрытничать стало просто невыгодно.

До последнего времени лишь две российские компании могли похвастаться незыблемыми позициями - "Юникон/МС" и "Росэкспертиза". Невзирая ни на резкую смену экономических условий, ни на конкурентную борьбу, они уже в третий раз занимают первые две строки в списке чисто российских компаний.

Особенности их бизнеса - тема особого разговора. Здесь хотелось бы отметить лишь одну характерную черту. "Юникон/МС" и "Росэкспертиза" являются своеобразными индикаторами рынка. Структура их деятельности почти в точности совпадает со структурой всего рынка аудиторско-консалтинговых услуг (см. ниже). По-видимому, большие масштабы деятельности позволяют им гибко диверсифицировать бизнес и точно отслеживать конъюнктуру.

Однако буквально на днях из "Юникон/МС" ушло несколько десятков ведущих специалистов. По мнению участников рынка, это должно привести к тому, что фирма утратит свои лидирующие позиции.

Структура российского рынка аудита и консалтинга (без большой пятерки)

Крупные компании более стабильны. Перемещения в верхней части списка, в частности в первой десятке, крайне незначительны. Наиболее яркий пример - "Топ-Аудит". Эта компания в прошедшем году, казалось бы, имела целый букет неприятностей. Помимо кризиса, который повлиял на всех без исключения, у нее случилась еще одна незадача. Она потеряла своего крупнейшего (и, как утверждали злые языки, единственного) клиента - "Транснефть", которая предпочла иметь дело с "большой пятеркой". Вроде бы это должно было отбросить "Топ-Аудит" в конец списка. Однако выяснилось, что у компании есть немало клиентов и помимо "Транснефти"; более того, их число за последнее полугодие увеличилось. А за счет хорошего запаса "плавучести" компания усилила свои позиции на быстрорастущем и крайне перспективном рынке консалтинга (в первую очередь бухгалтерского и юридического). Результат - позиции "Топ-Аудита" практически не изменились, а его выручка не только не уменьшилась, но даже выросла.

Самое неожиданное изменение в десятке лидеров - появление на четвертом месте группы "Русаудит Дорнхоф Евсеев и партнеры". В 1997 году эта группа выступала совместно с компанией "Мариллион" и занимала десятое место в списке. Группа распалась. Тем не менее выручка оставшегося в одиночестве "Русаудита" неожиданно выросла. Оказалось, что это связано с завершением дорогостоящего двухгодичного проекта, все средства по которому были перечислены в конце 1998 года.

Если крупнейшие отличаются стабильностью, то темпами роста удивляют, как правило, более скромные по масштабам (таблица 2). Что, в общем, и неудивительно, они менее инертны.

Ценовые войны. Как мы и прогнозировали в предыдущем обзоре "Накануне ценовых войн", "Эксперт" N42, 1998), несвойственная аудиторам борьба за клиента при помощи гибкой политики почасовых ставок идет полным ходом. Диапазон рассчитанных нами на основе косвенной информации реальных почасовых ставок специалистов во втором полугодии 1998 года просто поражает: от 2 до 70 долларов в час. Правда, к верхней границе тяготеют единицы компаний, основная же масса равномерно распределена между нижней границей и 25 долларами в час. В этих условиях нет смысла говорить о каком-либо среднем ценовом уровне на услуги. Однако если судить по каждой компании в отдельности, то можно утверждать, что в подавляющем большинстве компаний ставки значительно снизились.

Эффективность работы крупнейших аудиторов превысила докризисный уровень. Прямым показателем эффективности работы компании является выручка, которую приносит компании один ее специалист (таблица 3). Большой эффективности работы компании можно добиться двумя способами: увеличивая объем заказов и сокращая число специалистов. Как ни удивительно, многие аудиторы пошли по первому, более тернистому пути. В 7 случаях из 20 число специалистов у наиболее эффективных аудиторско-консалтинговых групп во втором полугодии осталось тем же или даже выросло.

Посткризисный рынок аудита и консалтинга

Структура рынка по видам услуг изменилась несущественно. Доля аудита по данным за весь год несколько снизилась по сравнению с долей в первом полугодии: 65% против 72%. Учитывая, что обязательный аудит по итогам года приходится на первое полугодие, эти цифры частично свидетельствуют о нормальном сезонном колебании доходов от аудиторских проверок.

Нет сомнений, что в связи с кризисом уже наметилось повышение спроса на консалтинговые услуги, это подтверждают и сами участники рынка. Но пока клиенты, нуждающиеся в помощи консультантов, не готовы платить столько, чтобы это вылилось в зримое изменение структуры рынка.

Тем не менее растет не только доля консалтинга в целом, но и доли каждого вида консалтинга в отдельности. А это уже, как говорится, тенденция.

Больше всего увеличилась на рынке доля юридических и налоговых услуг. Это делает честь российским компаниям, поскольку, судя по данным группы Price Waterhouse Coopers, фирмы "большой пятерки" особенно сильны именно в этой сфере консалтинга. Если весь консалтинг принес Price Waterhouse Coopers 43% от совокупной выручки 1998 года, то 34% составляют доходы от оказания налоговых и юридических консультаций.

На втором месте по приросту доли на рынке - управленческий и бизнес-консалтинг. Его время еще не настало. Пригласить консультантов по управлению для многих топ-менеджеров означает расписаться в собственном бессилии, да и дорогое это удовольствие. Для начала все скупые предприниматели, которые попали в сложное положение, пробуют выйти из затруднений более дешевыми способами: закупив экспертные программы по финансовому анализу, минимизировав налоги, подшлифовав бухгалтерию, сократив персонал и фонд заработной платы. И только когда становится ясно, что эффективность бизнеса от этого не сильно возросла, дело доходит до управленческого консалтинга.

Казалось бы, в условиях кризиса предприниматели будут экономить на услугах в области информационных технологий. Но нет, растет и их доля. Пока в основном речь идет о наведении элементарного порядка в системе учета, контроля и анализа финансовых потоков. Однако, как показывает опыт Запада, в ближайшее время здесь возможен взрывной рост. Поэтому наиболее дальновидные аудиторы активно налаживают партнерские отношения с западными производителями программного обеспечения. А некоторые (например, "Росэкспертиза", "Гориславцев и Ко") помимо этого сами занимаются созданием уникальных систем, учитывающих специфику российского бизнеса.

Рынок аудита и консалтинга сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге. Хотя в сотне крупнейших около половины - регионалы (представлены 25 регионов), на их долю приходится лишь 16% совокупной выручки (и это без учета "большой пятерки"). Причина кроется не только в том, что в центре гораздо больше потенциальных клиентов. Крупные предприятия в регионах тоже предпочитают иметь дело с центральными компаниями. И их можно понять. Аудиторско-консалтинговые группы, базирующиеся в Москве, как правило, имеют хорошо обученных специалистов-консультантов.

В регионах структура рынка аудита и консалтинга сильно смещена в сторону первого. Если в центральных городах на аудиторские проверки приходится в среднем около 63% выручки, то в регионах - более 74%. Смещение структуры рынка произошло из-за того, что клиенты обращаются в местные компании в основном лишь для проведения аудиторских проверок. Что же касается консалтинга, то спросом пользуется прежде всего оптимизация налоговых выплат. Лишь в этом виде консалтинга да еще в оценочной деятельности региональные АКГ еще могут как-то соревноваться с москвичами и петербуржцами. До более сложных видов консалтинга дозрели далеко не все региональные предприниматели. Да и масштабы их бизнеса пока не позволяют платить высокие гонорары консультантам.

Выражаем благодарность Союзу профессиональных аудиторских организаций (СПАО) за содействие в подготовке материала.