Раздел: …в т.ч. ИТ-консалтинг: управленческое консультирование (2001—2024 гг.)
ИТ: управленческий консалтинг — Аналитика
«Российский консалтинг», 2014 год
Консультанты в штатском
Очередной ежегодный рейтинг консалтинговых групп от агентства «Эксперт РА» показал стабилизацию роста рынка консультаций. Импульс этому сектору услуг может придать активизация производственного и инженерного консалтинга, обусловленная модернизацией оборонной промышленности, а также новации в сфере госзакупок
Вартан Ханферян
Суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп, вошедших в ренкинг, подготовленный «Эксперт РА» по итогам 2013 года, достигла 137,4 млрд рублей — это на 15% больше показателя предыдущего ренкинга (14%). Рост наблюдался почти по всем направлениям консалтинга.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
Демонстрируемый рынком консалтинга рост на первый взгляд кажется неожиданным, если учесть противоположную динамику общеэкономических процессов. По данным Росстата, инвестиции в нефинансовые активы за 2013 год снизились на 108,4 млрд рублей (с 9,77 трлн в 2012-м до 9,66 трлн рублей). «Инерционный сценарий развития экономики, наблюдаемый на фоне не самой лучшей конъюнктуры, просто не способен породить значимый спрос на консалтинг и на новые ИТ-инструменты и технологии», — считает Алексей Ананьин, президент консалтинговой группы «Борлас». Тем не менее лидеры рынка смогли воспользоваться и таким развитием событий. «Одним из существенных факторов, стимулировавших рынок в прошлом году, стало замедление роста экономики и предкризисные ожидания участников рынка. В такой ситуации бизнес нуждается в детальном финансовом планировании и объективной информации», — поясняет Дионис Васильев, вице-президент консалтинговой группы «НЭО Центр».
Потребность в планах развития или на случай кризиса обусловливает повышенный спрос на разработку стратегий и маркетинг. И хотя общий доход участников ренкинга в этих секторах не столь велик (около 5,3 млрд рублей за 2013 год), сегмент показал наиболее заметную динамику по сравнению с другими видами консалтинговых услуг. За прошлый год прирост выручки участников ренкинга здесь составил 41% (против 33% годом ранее). «Сегодня маркетинговый анализ не ограничивается стандартными методами и дает потребителю широкий инструментарий для удовлетворения его потребностей. Например, ранее популярные маркетинговые исследования потребительских предпочтений теперь актуальны в комплексе с формированием товарной, сбытовой, ценовой политики, разработкой PR-активностей. Мы отмечаем спрос на маркетинговые исследования рынков и продуктов, разработку бизнес-планов. Наметившийся тренд — интерес предприятий в непрерывном самостоятельном мониторинге окружения, контрагентов, потребителей, в связи с чем востребована разработка методик, адаптированных под определенного клиента и учитывающих специфику его деятельности, — говорит Армен Даниелян, директор по маркетингу и внешним связям АКГ «Деловой профиль» (GGI).
В целом планирование в целях повышения эффективности становится активным драйвером и для других консалтинговых практик, и, судя по всему, в ближайшее время эта тема у консультантов будет наиболее популярной.
ИT и т. д.
Традиционно наибольший объем выручки участников ренкинга приходится на ИТ-консультации — системную интеграцию и управленческий консалтинг. Сумма доходов в этих двух сегментах за 2013 год превысила 82 млрд рублей — это 67% общей выручки по ренкингу. В прошлом списке доля этих услуг составляла 60%. Прирост выручки по направлениям составил 24 и 7% соответственно против 15 и 5% годом ранее.
Росту объема выручки в сегменте ИТ-консалтинга способствовала интеграция в 2012 году «Энвижн Груп» с активами «Ситроникс» и последовавшее объединение их консалтинговых бизнесов, совокупную выручку от которых группа отразила только сейчас, по итогам 2013 года. Среди крупнейших проектов года, обусловивших масштаб консалтинговых доходов, — исследовательская работа для ДИТ Москвы, создание системы работы с клиентами в розничном блоке Сбербанка; системы мониторинга и управления затратами для группы ВТБ; консалтинг и интеграция всех бизнес-процессов блока добычи в единое информационное пространство для компании «Башнефть-Добыча». «В проекте для "Башнефти" была проделана большая работа по трансформации и распределению операционных и учетных функций, что в результате обеспечило группе прозрачный учет и сокращение операционных затрат. Мы также оптимизировали управление розничным кредитованием в одном из крупнейших банков: провели аудит механизмов принятия и рассмотрения заявок, разработали решение их оптимизации и автоматизации. Клиенты всегда имели потребность в консалтинговых услугах, а в связи с тенденциями мирового кризиса эти потребности стали острее. Ведь прежде, чем компания приступит к оптимизации бизнеса или повышению его эффективности, она должна определить, за счет чего это можно сделать, выявить уязвимости, просчитать риски», — рассказывает Вячеслав Смирнов, генеральный директор «Энвижн Груп».
Рост за счет клиентуры, стремящейся к оптимизации, ощутили практически все компании сегмента. Причем некоторым удалось заметно перегнать рынок. «Прирост доходов от консалтинговых услуг был в основном обусловлен успехом направлений бизнес-аналитики и консалтинга, связанного с созданием центров обработки данных. Основной рост пришелся на госсектор, энергетику и телекоммуникации. Кроме того, в 2013 году наша группа выиграла ряд конкурсов по консалтингу, среди которых, например, крупные проекты, связанные с автоматизацией в Минздраве, ФСС и МОЭК», — поясняет Павел Егорихин, директор по маркетингу ГК «Компьюлинк».
Среди факторов, поддерживающих спрос, лидеры рынка отмечают повышение интереса к обновлению ИТ-стратегий. «Сейчас для компаний инвестиции в ИТ — антикризисная мера. В условиях рецессии экономики бизнесу нужно реально оценивать слабые места, чтобы вовремя реагировать на изменение конъюнктуры. К автоматизации вернулись те, кто раньше активно наращивал объемы бизнеса для конкурентоспособности, но откладывал вопросы ИТ-стратегии», — говорит Вячеслав Солопов, директор департамента консалтинга компании ЛАНИТ.
Другим стимулом для ИТ-консалтинговых проектов можно назвать увеличение доходности бизнеса клиента, что повышает интерес к системам бизнес-аналитики. По словам Ольги Рубцовой, заместителя генерального директора компании «Техносерв Консалтинг», раньше, к примеру, BI-системы служили для формирования отчетности, а сегодня чаще применяются при поиске возможностей и барьеров для бизнеса. «Вдобавок клиент хочет получить новые возможности от используемых платформ. Например, раньше CRM собирала информацию по клиентам в целом, а теперь позволяет увеличить прибыльность каждого из них, сделав нужное предложение в нужный момент. Поэтому в лидерах остаются ИТ-системы, поддерживающие критические области: в ритейле это логистика и складской учет, в финансах — работа с клиентом или с просроченной задолженностью, автоматизация кредитования и так далее», — констатирует Ольга Рубцова.
Интерес заказчика к бизнес-аналитике отмечает и Дмитрий Черных, председатель правления корпорации «Галактика», объясняя его потребностями клиента более оперативно, структурированно и адекватно понимать бизнес с целью последующей оптимизации. «Зачастую результат собственных коррекций бизнеса виден не сразу, иногда искаженно, в связи с чем трудно провести изменения и понять, насколько они верны. Поэтому системы оперативной и стратегической бизнес-аналитики очень важны, они позволяют правильно смотреть на собственный бизнес», — говорит он.
Интеграция и интеллектуализация ИТ востребована и на производстве. «Для одного из клиентов мы внедрили интегрированную модель нефтегазового месторождения. Эффект от нее — повышение эффективности процесса разработки месторождения, сокращение сроков выявления потерь и точек ограничения, повышение качества учета и так далее», — делится опытом Леонид Тихомиров, генеральный директор компании «Парма-Телеком» (ITPS Group).
«Компании постепенно приобретают опыт использования разных облачных конфигураций (частных, публичных или гибридных), перестраивают инфраструктуру и процессы для лучшего использования новых ресурсов и преимуществ. Растет интерес и к мобильным решениям — при правильном использовании они могут серьезно менять как ландшафт самого бизнеса, так и практику его взаимодействия с клиентами», — говорит Павел Егорихин.
Все остается людям
Вопросы эффективности пока не сильно затрагивают сегмент услуг по управлению персоналом. По итогам 2013 года он продемонстрировал снижение суммарных доходов: по сопоставимым данным, прирост составил –2%, да и объем выручки по-прежнему наименьший (3,3 млрд рублей).
Впрочем, у этого направления консалтинга есть предпосылки для роста, связанные с общим (и у власти, и у бизнеса) стремлением к повышению производительности труда. «Растет число проектов по созданию профессиональных компетенций, их оценки и развитию, а также по оценке потенциала и ценностного профиля кандидатов для отбора и продвижения», — рассказывает Павел Безручко, генеральный директор «ЭКОПСИ Консалтинг». Наряду с этим усиливается внимание бизнеса к сложным проектам по совершенствованию системы управления эффективностью деятельности. «Цель таких проектов — усилить мотивацию на результат и, соответственно, доход сотрудника. Пример: для крупного проектного института мы разработали систему квалификационных грейдов (привязка базовой зарплаты к квалификации), внедрили систему оценки вклада сотрудника в финансовый результат проектов и премирование, привязанное к вкладу. Такая система делает предельно ясной ценность сотрудника для организации и обеспечивает связь его дохода с результатами», — рассказывает Павел Безручко.
Отдельно стоит отметить повышение производительности с помощью ИТ-решений. По словам Михаила Панченко, генерального директора MOLGA Consulting, сегодня речь идет о специализированных решениях по управлению талантами (SAP Talent Management, Taleo, Success Factors), аналитических системах, позволяющих в считаные часы формировать отчетность, мобильных технологиях и облачных решениях (например, Success Factors).
«Решения SAP HCM по ведению персональных данных сотрудников исключают двойной ввод информации и содержат массу проверок на корректность вводимой информации, что значительно повышает результативность работы административного персонала. В системе также есть инструменты, которые отслеживают компетенции, требования к должностям, анализируют и сравнивают эти характеристики. Подобные решения позволяют оптимизировать распределение персонала, в том числе на производстве, и повысить производительность и качество труда», — говорит Андрей Сергеев, генеральный директор «Миго-групп».
Среди активных тенденцией в области управления персоналом участники рынка отметили также создание общих центров кадрового обслуживания (ОЦО). «Они представляют симбиоз управленческих, методологических и ИТ-решений и являются масштабным инструментом повышения эффективности деятельности предприятия, который включает в себя повышение производительности труда, рост качества, унификацию и централизацию функций. Например, применительно к функции расчета заработной платы, рост производительности труда при использовании ОЦО, по нашим оценкам, может составлять более 300%», — констатирует Михаил Панченко.
Заблаговременная подготовка
Стремление к оптимизации и росту эффективности стало одним из трендов и в сегментах финансового управления и оценки, налогового и юридического консалтинга.
Финансовый консалтинг и оценка. Емкими сегментами остаются услуги финансового управления и оценочная деятельность: суммарно в 2013 году на их долю пришлось 13% общей выручки участников ренкинга — 15,9 млрд рублей. Выручка от финансового консалтинга составила 8,3 млрд рублей, а ее прирост, по сопоставимым данным, — 14%. Доходы от оценки росли в 2013 году медленнее: сопоставимые данные о приросте показали неизменные с прошлого года 4%; выручка от оценочных работ составила 7,7 млрд рублей.
«Регулярные и повторяющиеся задачи в сфере финансового управления клиенты предпочитают решать самостоятельно, прибегая к помощи консультантов в тех случаях, когда необходимо, например, разработать и внедрить «с нуля» какую-то функцию. Например, внутренний контроль, или когда задача носит стратегический характер, высока профессиональная сложность вопроса и т.д.», — считает партнер ФБК (PKF) по консалтингу Валерия Полякова.
«Для многих заказчиков необходима актуализация бизнес-планов. У клиентов была востребована подготовка ТЭО и бизнес-планов в связи с требованиями ВЭБа, Россельхозбанка и ВТБ по финансированию крупных инфраструктурных проектов, а также их сопровождение в процессе реализации, актуализация бизнес-планов с учетом меняющихся условий», — рассказывает Тамара Касьянова, генеральный директор компании «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон интернешнл».
Отмечают участники рэнкинга и активизацию спроса на услуги в области трансфертного ценообразования. «В связи со снижением пороговых значений для контролируемых сделок, спрос на услуги в этой сфере наблюдается по двум направлениям. Во-первых, в результате увеличения числа контролируемых сделок у тех налогоплательщиков, которые ранее уже столкнулись с необходимостью управления трансфертным ценообразованием. Во-вторых, большее число компаний подпадает под контроль за ценами сделок», — объясняет Валерия Полякова.
Не снижается спрос на услуги финансового консалтинга и в связи с текущим применением МСФО, а также перспективой перехода на них целого ряда категорий организаций. «Рост числа компаний, отчитывающихся по МСФО, и сокращение сроков подготовки отчетности требуют мобилизации всех участников процесса. Поправки к закону № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" предполагают первое составление отчетности за 2013 год с сопоставимыми данными за 2012-й для клиринговых организаций, УК, ПИФов, инвестфондов, ряда ФГУПов; первую отчетность за 2014 год с сопоставимыми данными за 2013-й для компаний с котирующимися долговыми бумагами, имевших ранее отсрочку до 2015 года; отчетность за 2015 год с сопоставимыми данными за 2014-й для компаний, ранее готовивших US GAAP», — уточняет Аскольд Бирин, председатель совета по стандартам финансовой отчетности Фонда НСФО.
Что касается оценки, то ее стабильность поддерживается целями кредитования и купли-продажи активов и объектов, а также целями составления отчетности по МСФО. Но стоимость ее все также испытывает давление в связи с конкуренцией и демпингом.
Налоговый и юридический консалтинг. Выручка от налогового консалтинга составила у участников ренкинга по итогам 2013 года 7,8 млрд рублей, +8% за год (против 24% в прошлом ренкинге). А выручка от юридических услуг составила 5 млрд рублей, +9% (против 17% годом ранее). «Повышение качества и интенсивности налогового контроля над средним и крупным бизнесом, постоянно меняющееся законодательство и судебная практика — сейчас это одни из главных факторов, стимулирующих спрос на услуги налогового и юридического консалтинга», — уточняет Виктория Смирнова, руководитель департамента налогового консалтинга компании «МЭФ-Аудит».
Мероприятия налогового администрирования, а также текущая экономическая ситуация формируют по-прежнему высокий спрос на услуги налоговых консультантов — консультирование, сопровождение проверок, суды и споры. «Спрос поддерживается двумя факторами, — считает Павел Солянко, партнер юридической компании «Васильев, Солянко и партнеры», — во-первых, налоговые проверки — их качество растет, акты лучше мотивированы, тщательнее собирается доказательственная база. В этой связи многие предприятия не могут качественно отстоять свои интересы силами юристов общего профиля, поэтому им нужны специалисты по налоговому праву. Во-вторых, пресловутое «несовершенство законодательства», в силу которого ряд льгот и преимуществ в исчислении налогов не имеют внятных механизмов реализации и на практике фактически блокируются налоговыми органами. Например, не редки проблемы налогоплательщиков с применением к ускоренной амортизации, право на которую приходится отстаивать в суде. Реализация подобных льгот без привлечения консультантов несет риски отказа, да еще и с начислением пеней и штрафов», — уточняет он.
Качественный рост мероприятий по налоговому контролю отмечают и лидеры рынка. «По нашим наблюдениям, увеличивается объем и усложняется состав запрашиваемых документов в ходе выездных проверок. Все чаще налоговые органы запрашивают у налогоплательщиков письменные пояснения по вопросам, исследуемым в ходе контроля, проводят встречные проверки. В результате имеет место составление актов налоговых проверок и решений, содержащих хорошо проработанную, обоснованную и документально подтвержденную позицию. Это обстоятельство требует привлечения налоговых консультантов для оказания услуг сопровождения налоговых проверок, оспаривания их результатов, проведения налогового аудита до начала проверок и выявления налоговых резервов с целью минимизации возможных налоговых доначислений», — уточняет Александр Долгобородов, директор департамента налогового и правового консалтинга компании «Объединенные консультанты ФДП».
Снижения спроса на услуги налогового и юридического консалтинга в ближайшей перспективе не ожидается. «Стала широко использоваться экспертиза, тщательно устанавливается движение денежных средств, собираются выписки по счетам по цепочке движения средств до конечных получателей, широко используются допросы, что в совокупности усиливает потребности в квалифицированной защите. Кроме этого, ожидаемая рецессия, по нашему мнению, усилит стремление клиентов найти дополнительные резервы в виде выявления и возврата излишне уплаченных налогов. Тогда как, в спокойной обстановке, многие неохотно идут на конфликт с налоговыми органами, и зачастую готовы переплачивать налоги во избежание лишних споров», — завершает высказывание Павел Солянко.
Похожее мнение и у Александра Долгобородова: «Ухудшение финансовых показателей хозяйствующих субъектов, вызванное макроэкономическими факторами, порождает необходимость поиска дополнительных финансовых резервов, в том числе через снижение текущих налоговых платежей и сокращение сумм налогов, за истекшие налоговые периоды. Это вызывает спрос на услуги с целью поиска оптимальных налоговых решений, как в отношении текущих, так и прошедших налоговых периодов, а также с целью оспаривания налоговых доначислений, сделанных налоговыми органами».
Государство зациклилось
По словам участников рынка, в связи с растущими госинвестициями в промышленность (ОПК, машиностроение, космос и авиастроение) следует ожидать активного роста производственного и инженерного консалтинга: актуальными станут «цифровизация» изделий, конструкторской и технологической документации, методы и инструменты системного инжиниринга для снижения себестоимости продукции, а также создание интегрированных систем планирования и управления производством. «Эти направления станут одним из приоритетов развития ОПК, в который вкладываются существенные средства. Например, только на модернизацию Уралвагонзавода до 2020 года планируется направить около 100 миллиардов рублей. Важную роль может сыграть и активно внедряемый государством переход к контрактам полного жизненного цикла, когда поставщик не ограничивается разовым выполнением заказа, а отвечает за свою продукцию в течение всего времени ее эксплуатации. Примерами такого подхода могут служить решения Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ о контрактах жизненного цикла при поставке самолетов Су-34 и вертолетов Ка-226. А в гражданской сфере — контракты на закупку московским метрополитеном 248 вагонов с обязательством по обслуживанию этой техники в течение тридцати лет. Веяния времени требуют серьезной перестройки процессов работы промышленных предприятий, обязательного использования инструментов управления жизненным циклом изделия (PLM) и систем интегрированной логистической поддержки», — заключает Алексей Ананьин из «Борласа».