Раздел: …в т.ч. консалтинг в области маркетинга и PR (2001—2024 гг.)
Топ-15 консалтинговых групп по услугам в области маркетинга и связей с общественностью — Аналитика
Российский консалтинг, 2012 год
Вартан Ханферян
Рынок консалтинговых услуг растет докризисными темпами: восстанавливается спрос со стороны оживающей клиентуры. Однако в отсутствие принципиально новых факторов развития консультанты могут также быстро прийти к стагнации
Прошедший год оказался для консалтинговых групп удачным. Суммарная выручка 150 крупнейших консалтинговых групп России по итогам 2011 года увеличилась на 21% и стала двенадцатизначной, достигнув почти 104 млрд рублей. Большинству из участников рэнкинга удалось нарастить обороты – лишь каждая седьмая компания имеет отрицательный прирост доходов (в прошлом рэнкинге годовые обороты снизил каждый пятый участник.
Для консалтингового бизнеса складывается благоприятная конъюнктура. Основа нынешнего роста – восстановление инвестиционных процессов и спроса на их сопровождение, сделки с активами, а также отложенные потребности клиентов в повышении эффективности деятельности.
Характерные потребности растущей экономики трансформируют услуги консалтингового сектора в повседневный сервис. Это делает рынок стабильным, но со временем уведет его в стагнацию. Поэтому консалтингу необходимы новые импульсы для развития.
Инерционное продвижение
Несмотря на ощутимый рост доходов, а увеличение выручки участников рэнкинга наблюдается практически по всем направлениям консалтинга и отраслям, в которых они оказывали услуги, развитие рынка носит инертный характер, и в худшем случае может завершиться стагнацией.
Большинство услуг – оценка, управление финансами, юридический и налоговый консалтинг – ориентировано на инвестиционные процессы и сделки M&A, что сулит рынку рост конкуренции и приведет его к ценовым войнам. С другой стороны, прирост объемов клиентских запросов связан с упущенными в кризис возможностями развития. «Накопившийся в кризисный период отложенный спрос начал в полной мере реализовываться лишь в прошлом году», – считает президент ГК ЛАНИТ Георгий Генс. То есть рассчитывать на длительное влияние этого фактора не стоит.
Недалека и перспектива стагнации сектора ИТ-консалтинга, на который все также приходится основной объем рынка. Контракты на внедрения крупных ERP-систем заключаются реже, бум комплексных проектов в этом направлении прошел. «Большинство новых проектов связано с модернизацией или доводкой уже работающих систем», – поясняет президент группы «Астерос» Андрей Черемных. К технологическим же новинкам клиент только начинает присматриваться, да и не все консультанты готовы предложить новые решения, поэтому их повсеместное внедрение еще не близко.
Говорить о влиянии на рынок принципиально новых драйверов сегодня не приходится, иначе бы наблюдался более значительный рост. Туманны и ожидающие рынок перспективы развития – они вроде как есть, но остаются под вопросом. Присоединение России к ВТО откроет дополнительные возможности развития отечественного и зарубежного бизнеса. По словам участников рэнкинга, для усиления конкурентоспособности компании станут больше обращать внимание на выстраивание системы управления, использование современных ИТ, систем управления персоналом.
Консультанты могут также подготовить почву для перехода на МСФО, с этого года обязательных к применению в РФ, и поучаствовать в адаптации иностранных фирм к российской «погоде». Лидеры рынка отмечают появление потребностей клиентов в автоматизации учетных процессов и их стандартизации. «С принятием закона «О консолидированной финансовой отчетности» перед многими предприятиями появляется задача перехода на МСФО и внедрения систем автоматизации сбора и обработки информации для отчетности. Тенденция сохранится на ближайший год», – говорит заместитель генерального директора компании «АйТи» по бизнес-приложениям Елена Гуцева. По ее наблюдениям, наиболее востребованными в прошлом году были услуги по внедрению аналитических бизнес-приложений и систем бюджетирования. «Впрочем, ожидать, что спрос резко возрастет, нельзя, поскольку многие публичные компании готовили отчетность по МСФО и раньше», – отмечает управляющий партнер BDO в России Андрей Дубинский.
Есть и другие импульсы. «Внедрение инноваций и задачи технологического развития, безусловно, заставляют бизнес выдвигать более серьезные требования к консультантам», – считает генеральный директор АКГ «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. Отдельно рассматривается фактор общего развития корпоративных процессов и качества ведения бизнеса. «Мы наблюдаем повышение уровня бизнес-потребностей российских компаний, что отражает усложнение корпоративной деятельности в России, а также желание российских компаний осваивать лучшие образцы мировой практики», – говорит управляющий партнер PwC в России Дэвид Грэй.
Акселераторы и аутсайдеры роста
Самыми динамичными в своем развитии за прошлый год стали консалтинговые практики в области производства и управления человеческими ресурсами.
Производственный консалтинг. Наиболее успешно участники списка реализовались на поприще обслуживания и совершенствования производственных процессов. Сработали растущие клиентские потребности в энергосбережении и промышленной безопасности, что прибавило забот консультантам и незамедлительно отразилось на их суммарной выручке. За 2011 год в этом сегменте услуг она достигла почти 2,5 млрд. рублей, а ее рост, по сопоставимым данным, составил 67%. Причем здесь превалирует классическое консультирование – лишь пятая часть выручки по сегменту приходится на проекты системной интеграции по оптимизации производства.
Лидеры сектора отмечают популярность энергоаудита и проверок производства на соответствие международным стандартам энергоэффективности. «Внедрение энерго- и экологического менеджмента усиливает конкурентоспособность предприятий, поэтому услуги в этой области все более востребованы. От аврального решения проблем промышленной безопасности клиент приходит к плановой системе. Причем выполнение норм энергосбережения «для галочки» уходит в прошлое», – поясняет вице-президент ГК «Городской центр экспертиз» Андрей Каменский.
Основу роста этого направления формируют проекты лидирующих компаний по разработке и подготовке технико-экономических обоснований для привлечения инвестиций, анализ и проверка проектно-сметной документации, строительный и технический аудит. В числе VIP-клиентов производственного консалтинга – предприятия нефтяной и нефтегазовой промышленности, металлургического комплекса, электроэнергетики и машиностроения: на них приходится почти 70% выручки (см. Интерактивную карту спроса на сайте www.raexpert.ru).
Управление персоналом. Суммарная выручка консалтинговых групп из нынешнего списка, полученная от услуг HR-консалтинга, увеличилась за последний год на 40% и составила 2,82 млрд. рублей.
По словам генерального директора компании «ЭКОПСИ Консалтинг» Павла Безручко, в области обучения и развития персонала усилился спрос на комплексные программы развития руководителей. «Они длятся от года до двух лет и не сводятся к серии тренингов. Помимо обучения навыкам, проводимого тренером «в классе», программы включают интенсивный обмен опытом – мастер-классы руководителей компании и сторонних экспертов, практические задания «в поле», оценку на входе и выходе программы. В области оценки персонала все большее распространение получают запросы на автоматизированные методы (Web@ssessment), управленческие кейс-тесты и тесты профкомпетенций», – делится опытом Павел Безручко.
При этом лидеры направления отмечают уменьшение запросов на классические HR-услуги: создание управленческих компетенций и процедур управления по целям, разработка систем премирования. Клиент все чаще делает это самостоятельно.
Маркетинг и связи с общественностью. В целом на маркетинговых консультациях в 2011 году участники рэнкинга заработали 411 млн. рублей. «Сегодня популярна разработка маркетинговых и инвестиционных программ развития с пошаговым механизмом реализации для получения осязаемого финансово-экономического результата. Менее востребованными становятся готовые и дорогие бизнес-стратегии, разработанные в режиме аутсорсинга – такой продукт трудно внедрить, поскольку клиент не в полной мере осознает логику предложенных решений», – поясняет глава компании «Маркетинговые и инвестиционные проекты» Владислав Цветков.
Впрочем, несмотря на выраженное наличие системного спроса, данное направление консалтинга стало единственным, где наблюдается отрицательная динамика. В противовес прошлогоднему тезису о завершении периода сокращения расходов на маркетинг, общая выручка участников нынешнего списка от маркетинговых консультаций по нашим расчетам снизилась за 2011 год на 20%.
Причина волатильности сегмента в небольшом числе фирм-участниц рэнкинга, практикующих маркетинговые услуги – их всего двадцать. Заметное изменение выручки одного весомого игрока меняет и общую картину. С другой стороны, маркетинг, как определение новых путей развития бизнеса и обоснование инвестпроектов, нередко является частью комплексных проектов стратегического консалтинга и отдельно участниками не выделяется.
Услуги повседневного спроса
Восстановление инвестиционных процессов поддерживает значимость финансового анализа, правовых и налоговых консультаций.
Оценка и финансовый консалтинг. Благоприятная экономическая конъюнктура за последний год обусловила высокие доходы от оценочной деятельности и финансового консультирования. Суммарная выручка участников рэнкинга от оценки достигла по итогам 2011 года 8,5 млрд. рублей, а от услуг финансового консалтинга 7,97 млрд. рублей, что означает, по сопоставимым данным, прирост за год на 20% и 9% соответственно.
Важным фактором спроса на финансовый консалтинг по-прежнему остается посткризисное стремление клиента повышать эффективность бизнеса (контроль издержек, системы внутреннего контроля, риск-менеджмент). Однако более весомым драйвером развития консалтинговых практик по финансовому управлению и оценке является налаживание инвестпроцессов. «Услуги по обслуживанию привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов сегодня весьма востребованы – это бизнес-планирование и оценка», – согласен Агван Микаелян.
Похожее мнение и у заместителя генерального директора компании «Нексиа Пачоли Консалтинг» Александра Иванова, который полагает, что развитие финансового консалтинга связано с подготовкой бизнес-планов инвестпроектов: «Активизация клиентов в реализации инвестиционных программ связана с расширением мер государственной поддержки предприятий, в частности – выдаче госгарантий под привлекаемые кредиты», – поясняет он.
Весьма заметно развитие инвестиций и стремление к эффективности сработало в отрасли строительных материалов, где выручка участников рэнкинга увеличилась за год на 57%. Усиление внимания к консалтингу со стороны субъектов промышленности стройматериалов объясняется потребностью в развитии новых бизнес-моделей. «Возобновление инвестпроектов приводит к спросу и на стройматериалы. Кроме этого появляются новые девелоперские проекты; растет платежеспособность населения. Плюс ко всему усиливается импортозамещение в низких и средних ценовых сегментах стройматериалов. Эти факторы вынуждают отечественных производителей искать пути повышения конкурентоспособности, и они все чаще обращаются за услугами консультантов», – комментирует руководитель практики «Маркетинг и продажи» компании «КСК групп», Александр Романенко.
Что касается оценочной деятельности, то для нее все характернее становится комплексный подход. Это, в частности, объясняет высокие доходы в данном сегменте услуг. «Помимо простой оценки, в проекты входят все элементы due diligence вплоть до технологического аудита», – говорит исполнительный директор консалтинговой группы «НЭО Центр» Дионис Васильев. Комплексная оценка обусловлена усложнением целей, в которых она проводится. «Помимо целей залога, банки, зачастую являющиеся заказчиком оценки, ставят цели, связанные с мониторингом заложенного имущества, что включает не только инвентаризацию, но и проверку множества параметров вплоть до качества и работоспособности заложенного имущества», – говорит Дионис Васильев.
Налоговый и юридический консалтинг. Весомыми в 2011 году оказались и суммарные доходы по направлениям налоговых и юридических практик. Согласно данным участников рэнкинга эти услуги принесли им в прошлом году 7,49 и 5,03 млрд. рублей соответственно. Опережающими темпами растут доходы от налогового консалтинга – на 21% за год против 12% роста выручки от юридического консалтинга.
«Начиная с осени прошлого года по-настоящему почувствовался выход компаний из «кризисной спячки». Стало больше работы в инвестиционной сфере: сделки с землей и недвижимостью, строительство, создание компаний», – рассказывает управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп» Сергей Пепеляев. Весьма востребованной, по его оценке, остается правовая помощь – консультации, юридические проверки и суды по вопросам в области налогообложения, таможни, антимонопольного и валютного регулирования, авторского права, трудового и миграционного законодательства, а также правовой защиты информации.
Спрос на правовое и налоговое консультирование сегодня в немалой степени связан и с сопровождением сделок с активами. Иностранные фирмы оценивают свои перспективы и стратегии выхода на российский рынок, а отечественный бизнес определяет возможности роста за счет синергетического эффекта. «Рынок слияний и поглощений все больше активизируется, например, в секторе телекоммуникаций, финансовых услуг, потребительских товаров. У нас большие объемы работы по услугам и всестороннему анализу в контексте увеличения числа сделок M&A. Важным рынком становится консалтинг по вопросам интеграции после завершения сделок», – говорит Дэвид Грэй.
Помимо этого, сегмент налогового консалтинга подпитывается постоянными переменами в нормах регулирования. Изменения в законодательстве приводят, например, к спросу на услуги по трансфертному ценообразованию. «Уже с этого года в России действуют новые правила контроля за трансфертными ценами. В основе этих правил лежат международные принципы налогообложения сделок с аффилированными лицами, давно применяющиеся в Европе. Однако в российской «интерпретации» международный опыт претерпел изменения и отечественные налогоплательщики получили весьма громоздкий механизм, применение которого осложняется, помимо прочего, противоречивостью и несовершенством новых норм», – добавляет Андрей Дубинский.
Золотые автоматизаторы
Традиционно высокие доходы демонстрируют компании специализирующиеся на ИТ-консалтинге: общая выручка в этом секторе услуг составила в прошлом году 53,3 млрд рублей, из них 63% приходится на услуги разработчиков и системных интеграторов, а остальная часть – на услуги управленческого консалтинга. Прирост выручки по данным направлениям составил за год 23% и 18% соответственно. Сектор ИТ-консалтинга продолжает расти за счет внедрения бизнес-приложений, прежде всего ERP и CRM.
Суть направлений ИТ-консалтинга – внедрение информационных систем для развития эффективности и технологичности бизнеса. «Консультанты продолжают работу по интеграции и сопровождению управленческих систем на базе продуктов 1C, IBM, Microsoft, Oracle, SAP; консультируют в области процессного управления BPM (business process management suites), повышающего эффективность предприятий любого масштаба», – поясняет Георгий Генс.
Помимо этого участники рэнкинга выполняют запросы по поддержке и развитию уже установленных инструментов управления. «Многие компании в свое время не уделили должного внимания жизненному циклу продукции. Отсюда – непроработанность политики эксплуатации, неэффективные механизмы сопровождения, отсутствие качественного обучения сотрудников при ротации кадров. Поэтому на первый план выходит разработка стратегии поддержки и обучения пользователей системы, организация и выполнение их технической и функциональной поддержки, аудит систем с разработкой программ развития», – рассказывает президент компании «Ай-Теко» Шамиль Шакиров.
Популярность приобретает и повышение эффективности управления лицензиями программного обеспечения. «От подрядчика требуется технологическая, финансовая и правовая экспертиза, поскольку решение должно быть эффективным с точки зрения минимизации финансовых и юридических рисков», – говорит Шамиль Шакиров.
Впрочем, как считает председатель правления компании IBS Сергей Мацоцкий, появляются и новые направления, связанные с реорганизацией ИТ-инфраструктуры заказчика в связи с появлением «облаков» и мобильных бизнес-приложений. Эту мысль разделяет и руководитель отдела ИТ-консалтинга компании «АйТи» Сергей Ядыков: «Запросы заказчиков начинают меняться в направлении модернизации ИТ-ландшафтов, что, вероятно, связано с трендом модернизации бизнеса. Основная масса запросов за прошедший год сместилась от ИТ-аудитов, концепций, стратегий и оптимизации управления ИТ, к разработке системных проектов и ИТ-архитектур».
Несмотря на позитивную динамику развития ИТ-консалтинга, работать в этом сегменте все сложнее. Из года в год заказчик становится более подкованным, и многие задачи научился решать самостоятельно. «Отношение к консультанту как к «носителю сокровенного знания» теперь в прошлом. Клиент стал прагматичен, требует понятного эффекта, достигнутого в сжатом по срокам и предсказуемом по стоимости проекте. Его не интересует отдельно «постановка задачи», концепция, аналитика или внедрение информационной системы. Запрос рынка – решение конкретной и понятной задачи «под ключ», причем такое, чтобы к теме можно было какое-то время не возвращаться», – рассказывает Сергей Мацоцкий. Похожей точки зрения придерживается и Андрей Черемных: «клиенты осторожничают при инвестировании в ИТ. Заказчик стал предъявлять больше требований к базовому функционалу систем, к эргономичности интерфейса и экономному управлению ресурсами», – подтверждает он.
Что касается перспектив развития ИТ-консалтинга, то, вероятно, они останутся за развитием мобильных технологий – в компаниях растут объемы информации, которую нужно быстро анализировать и принимать решения. В тоже время участники рэнкинга отмечают, что одновременно с развитием мобильных приложений и запросами на системы управления контентом, они не успевают вовремя ответить на подобные запросы. «Редкий топ-менеджер сегодня не пользуется мобильными устройствами и очевидно, что многие руководители желают применять их возможности для управления. Но рынок пока что испытывает дефицит нативных мобильных решений, позволяющих оперативно и в удаленном режиме работать с аналитической информацией, выполняя управленческие действия», – завершает мысль Андрей Черемных.