«Главное преимущество ЦНЭС – это годами наработанная репутация оценочной компании высшей категории надежности и качества, способной решать самые сложные и ответственные задачи»

Кирилл Кулаков, Первый заместитель генерального директора ООО «Центр независимой экспертизы собственности» (ЦНЭС)

Ваша компания давно занимает лидирующие позиции на рынке оценочных услуг и стоимостного консультирования. Какие преимущества вашего бизнеса вы могли бы обозначить? Для рынка оценки и ее заказчиков важными критериями являются квалификация и опыт оценщиков. Каким образом вы поддерживаете необходимый уровень компетенций ваших специалистов?

Главное преимущество ЦНЭС – это годами наработанная репутация оценочной компании высшей категории надежности и качества, способной решать самые сложные и ответственные задачи. Эта репутация уже давно трансформировалась в узнаваемый и уважаемый в профессиональном сообществе и среди заказчиков бренд. Основными слагаемыми бренда являются высокая квалификация и профессионализм наших сотрудников, широкая линейка экспертных и консалтинговых услуг, отлаженные бизнес-процессы внутри компании и внешнего позиционирования, аккредитации при различных государственных органах, крупнейших банках и корпорациях, а также разветвленная филиальная сеть.

Необходимый для функционирования компании, а значит, очень высокий уровень компетенций поддерживается постоянным повышением квалификаций посредством как внутренних тренингов, так и обучения по различным образовательным программам оценщиков и судебных экспертов. Также все ведущие специалисты-оценщики нашей компании сдали единый квалификационный экзамен (ЕКЭ), входят в состав экспертных советов различных СРО оценщиков.

Охарактеризуйте, пожалуйста, нынешнее состояние рынка оценочных услуг. Какие факторы, по вашему мнению, благоприятствуют развитию оценки и, наоборот, что сегодня препятствует ее развитию?

Оценочная деятельность, к сожалению, находится в системном кризисе, который может привести к исчезновению института независимой оценки в РФ. Помимо общеэкономического кризиса у нас есть свой отраслевой кризис, связанный как с существенным изменением регламентирующего законодательства, так и с кризисом доверия государства и потребителей к оценщикам. Соответственно, отсутствие решения указанных проблем в ближайшей перспективе и есть главное препятствие, если не окончательный тупик, в развитии оценки. Относительно же благоприятствует – даже не развитию, а выживанию оценки – сохранение обязательности ее проведения при сделках с государственными объектами, а также сохранение процедуры оспаривания кадастровой стоимости с участием независимых оценщиков.

Какие значимые для российской оценки изменения в законодательстве в последнее время вы могли бы выделить? Следует ли ожидать их влияния на рынок, в том числе на потребителей оценочных услуг?

Как это анонсировалось еще годом ранее, основные изменения в оценочную деятельность внесли так называемые 172-ФЗ от 02.06.2016 года и 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Согласно 172-ФЗ все оценщики РФ, независимо от стажа и регалий, обязаны сдать квалификационный экзамен для подтверждения статуса оценщика до 01.04.2018 года, а вступившие в СРО после 01.01.2017 года еще раньше – до 01.07.2017 года. При этом теперь оценочная деятельность будет не единой профессией, а разделенной на три направления: оценка недвижимости, оценка машин и оборудования и оценка бизнеса. То есть большинству оценщиков придется сдавать два-три экзамена, чтобы продолжить осуществлять свою деятельность. При этом указанные экзамены «на вход в профессию» теперь надо будет сдавать каждые три года. Эти нововведения могут кардинальным образом отразиться как на самих оценщиках (с рынка могут уйти до 60-70% членов СРО), так и на потребителях оценочных услуг в силу дефицита исполнителей и резкого роста стоимости услуг.

Помимо этого 172-ФЗ внес существенные изменения, касающиеся экспертизы отчетов об оценке в СРО оценщиков (СРОО). Экспертиза вообще упразднена как контрольно-надзорная функция СРОО. Теперь экспертиза – это некая консалтинговая услуга (мнение), оказываемая конкретным экспертом. При этом ее теперь можно делать в любой СРОО, тогда как ранее только в той СРО, членом которой являлся оценщик – исполнитель отчета об оценке. Таким образом, один из существенных институтов саморегулирования оценочной деятельности и механизм коллективной ответственности были разрушены. Отдельно стоит отметить, что этим же 172-ФЗ была отменена обязательность проведения экспертизы отчетов при процедуре оспаривания кадастровой стоимости, а также при банкротстве предприятий и ряде акционерных процедур. То есть, по сути, был снят некий профессиональный фильтр, резко снижающий уровень так называемой заказной или низкокачественной оценки. Данная законодательная новелла даже получила отрицательное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, однако вступило в силу и действует по настоящее время.

Что же касается 237-ФЗ, то он также существенным образом повлиял на оценочную деятельность, исключив из процедуры государственной кадастровой оценки (ГКО) независимых оценщиков, передав эту функцию государственным бюджетным учреждениям. Таким образом, рынок услуг по оценке резко сокращен, что крайне негативно отразилось на перспективах его развития.

Каковы перспективы спроса на услуги оценочных компаний при нынешней экономической ситуации? Отличаются ли нынешние потребности клиентов в оценке от запросов прошлых периодов?

В посткризисный период, когда еще не восстановилась экономическая активность большинства бизнес-структур, основные перспективы спроса связаны с потребностями различных государственных органов и корпораций, естественных монополий. Спрос с их стороны стабилен и подтвержден соответствующим бюджетом. Основные оценочные услуги также остаются практически неизменными за последнее время: оценка пакетов акций, недвижимого и движимого имущества целей приватизации, купли-продажи или реструктуризации; оценка ставок арендной платы за объекты недвижимости. Отдельно стоит выделить оценку недвижимого имущества, в том числе земельных участков для целей принудительного изъятия или национализации, спрос на которую в последнее время существенно вырос.

Потребности же негосударственных заказчиков, несмотря на их общее снижение, в основном распространяются на оценку имущества для целей кредитования, в том числе ипотеку для физических лиц, на оспаривание результатов кадастровой оценки, на оценку для целей МСФО, а также для сделок M&A и прочих корпоративных процедур. Также в последние голы увеличился спрос на так называемую встречную независимую оценку при сделках преимущественного выкупа субъектами МСП объектов недвижимости из муниципальной собственности по 159-ФЗ, а также при принудительном изъятии объектов государством.

Со стороны каких заказчиков спрос на оценку наиболее ощутим – крупный, средний или малый бизнес – и с чем это связано? Просматривается ли какая-то четкая отраслевая стратификация заказчиков?

Естественно, чем бизнес крупнее, тем он стабильнее и тем больше у него различных корпоративных процедур и сделок, при которых требуется оценка стоимости. К тому же в крупных корпорациях зачастую есть внутреннее требование или требование аудиторов о подтверждении стоимостного эквивалента независимым оценщиком. Отраслевая дифференциация заказов на оценку практически полностью совпадает с экономическим благосостоянием и устойчивостью той или иной отрасли. Превалируют, как всегда, естественные монополии, нефтегазовый сектор, крупные девелоперские и строительные компании. В последнее время также увеличилось число заказов со стороны сельскохозяйственных предприятий и IT-компаний, что связано с высокими темпами роста соответствующих сегментов экономики.

В нынешнем году агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) обновило методику рэнкингов оценочных компаний. Как вы считаете, насколько эти меры своевременны и что они могут дать рынку оценки, а также ее пользователям?

Если кратко, то давно пора было это сделать. ЦНЭС, как крупная оценочная компания, осуществляющая оценочную деятельность более 20 лет и участвовавшая во всех рейтингах, крайне заинтересован в объективности и прозрачности данных всех участников рейтинга.

К сожалению, в последние годы мы отмечали тенденцию к так называемым псевдоальянсам оценочных компаний, что приводило к неадекватному завышению ряда показателей деятельности, прежде всего выручки. Предложенная сейчас RAEX (РАЭКС-Аналитика) методика не позволяет это делать. Надеюсь, теперь и профессиональное сообщество, и потребители услуг оценщиков получат объективную картину, реально отражающую расстановку сил среди оценочных компаний.