Обзор годовых отчётов за 2023 год

Выпуск 2024 года

Для участия в 26-м конкурсе годовых отчетов, организованном RAEX («РАЭКС-Аналитика»), была допущена публичная нефинансовая отчётность 304 различных организаций. На конкурс вернулись банки со своей публичной нефинансовой отчётностью. В годовых отчётах коммерческих организаций стало меньше лакун, связанных с необходимостью уклонения от санкций. Число представленных на конкурс годовых отчётов некоммерческих организаций достигло рекордного уровня. В ПНО вузов все большее место уделяется роли вузов в осуществлении национальных проектов и развитии территорий присутствия.

Скачать полную версию аналитических материалов

Общий прирост представленных отчётов составил в сравнении с конкурсом прошлого года почти 30 %. Из организаций, публичная нефинансовая отчётность которых была допущена к конкурсу, 107 (в прошлом году — 80) пришлось на коммерческие организации (включая 16 банков и иных финансовых структур), 24 — на образовательные организации (в конкурсе прошлого года было 22), 173 — на благотворительные и социально ориентированные НКО, общественные и бюджетные организации (в 2023 году — 133).

На фоне общего повышения уровня ПНО корпоратов, представленной на нынешнем конкурсе, произошло изменение распределения отчётов в рейтинге между классами. И если доля ПНО наивысшего уровня (5 звезд) осталась по сравнению с прошлым годом практически неизменной (32 % сейчас против 34 % год назад), то соотношение отчётов очень высокого и просто высокого уровня подготовки стало заметно иным: 4 звезды в нынешнем рейтинге получили 35 % рассмотренных ГО против 53 % годом ранее, а 3 звезды, соответственно 31 % против 13 %.

Традиционно первое место во всей совокупности рассмотренных документов занимает ПНО компаний из электроэнергетики. Отчёты именно этой отрасли составляют самую большую группу в классе «пятизвездных» (40 %). Второе место в этой когорте самой качественной ПНО у нефтегазовиков и химиков (по 13 %). Среди позиций, описание которых в ПНО коммерческих структур улучшилось, — вопросы экологии, риски и внедрение новых технологий. В сравнении с прошлым годом немного просела подача информации по цепочкам поставок, взаимодействию с контрагентами и экспорту-импорту. По-видимому, причиной такого сравнительного ухудшения в подаче информации стали так называемые вторичные санкции, обход которых и заставил уменьшить информативность материалов по указанным направлениям. При этом составители отчётов уже научились так преподносить сведения, что зримых лакун в годовых отчётах наших компаний — в отличие от того, что мы наблюдали в ГО по итогам 2022 года — уже не заметно.

Нынешний конкурс стал рекордным с точки зрения представленности ПНО некоммерческих организаций — 173 отчёта. В рейтинге произошло перераспределение годовых отчётов некоммерческих организаций между классами рейтинга в нынешнем и в прошлом году. На два высших класса в нынешнем рейтинге отчётов НКО приходится 36 % против 62 % в конкурсе прошлого года. А вот доля крепких середняков (3 звезды), напротив, выросла с прошлогодних 34 % до нынешних 62 %. Число представленных на нынешний конкурс отчётов образовательных организаций по сравнению с прошлым годом осталось практически неизменным: 24 и 22 соответственно. Отражение в отчётах стратегических планов развития вузов, включая их роль в реализации национальных проектов и на территориях присутствия, занимает видное место в лучшей ПНО университетов, представленной на нынешний конкурс.

Число участников нынешнего, 26-го конкурса годовых отчётов, ежегодного проводимого RAEX, оказалось рекордным. Из 304 организаций, публичная нефинансовая отчётность которых была допущена к конкурсу, 107 (в прошлом году — 80) пришлось на коммерческие организации (включая 16 банков и иных финансовых структур), 24 — на образовательные организации (в конкурсе прошлого года было 22), но больше всех отчётов на нынешний конкурс прислали благотворительные и социально ориентированные НКО, общественные и бюджетные организации — 173 (в 2023 году — 133). Таким образом, общий прирост представленных отчётов составил в сравнении с конкурсом прошлого года почти 30 %.

Динамика количества участников конкурса годовых отчётов, просевшая в 2022 году (когда, напомним, из-за санкционного вала многие организации воспользовались правом, предоставленным им ЦБ и правительством, подавать в ПНО информацию в усеченном виде), — эта динамика вновь вышла в положительную зону и показывает завидные темпы. Отметим также возвращение на конкурс ПНО банков: в прошлом году (как и в позапрошлом) отчётов финансистов было так мало, что мы вопреки обыкновению не выделяли их в обособленную группу, а включали в общий рейтинг коммерческих организаций. В нынешнем конкурсе представлены годовые отчёты 14 финорганизаций — это лишь на два отчёта меньше, чем в последнем досанкционном году. Подчеркнем, что такие перепады в представленности на нашем конкурсе ПНО финансовых структур связаны с прямым запретом регулятора банкам публиковать целый ряд показателей, без которых годовые отчёты банков становились малосодержательными.

Что касается отчётов образовательных организаций, то впервые с момента их появления на нашем конкурсе (а случилось это в 2020 году) не было представлено к рассмотрению ни одного документа, являющегося воспроизведением отчётности перед разного рода госструктурами — такие отчёты (например, отчёты о самообследовании), напомним, мы не включаем в рейтинг, полагая что «структура, информационная насыщенность, манера подачи, представление о потенциальной аудитории годового отчёта образовательной организации в рамках ГО должны формироваться ею самостоятельно» (см. методику).

Отчётность коммерческих организаций

В нынешнем конкурсе и рейтинге представлено 93 годовых отчёта коммерческих организаций из нефинансового сектора и еще 14 — из финансового. О причинах возвращения к публикации ПНО банками уже сказано выше. Что касается прочих коммерческих структур, то они, если судить по их отчётности, научились при необходимости виртуозно дозировать информацию — заметное отсутствие тех или иных значимых сведений в годовых отчётах, проанализированных в ходе подготовке рейтинга, встречается крайне редко. Полное либо частичное снятие ограничений на опубликование информации позволило нам более строго (а точнее — ровно по методике) оценивать присланные документы. Ведь скидку на вынужденность тех или иных лакун в массиве данных, на уход от анализа текущих и перспективных вызовов делать уже не приходится. В связи с этим на фоне общего повышения уровня ПНО корпоратов, представленной на нынешнем конкурсе, произошло изменение распределения отчётов в рейтинге между классами. Так, если доля ПНО наивысшего уровня (5 звезд) осталась по сравнению с прошлым годом практически неизменной (32 % сейчас против 34 % год назад), то соотношение отчётов очень высокого и просто высокого уровня подготовки стало заметно иным: 4 звезды в нынешнем рейтинге получили 35 % рассмотренных ГО против 53 % годом ранее, а 3 звезды, соответственно, 31 % против 13 %.

Вернулись в «сетку» рейтинга и заполненные ячейки напротив двух «звезд» и одной — отчётов «приемлемого» и «удовлетворительного» уровня в нынешнем списке три. У отчётности этих трех участников есть большой потенциал для роста, тем более что компании, представившие эту ПНО на конкурс, относятся к новым быстро растущим отраслям вроде информационных технологий или сбора и переработки отходов.

Если посмотреть на корпоративных участников нынешнего конкурса годовых отчётов в отраслевом разрезе, то традиционно первое место во всей совокупности рассмотренных документов занимает ПНО компаний из электроэнергетики. Отчёты именно этой отрасли составляют самую большую группу в классе «пятизвездных» (40 %). Второе место в этой когорте самой качественной ПНО у нефтегазовиков и химиков (по 13 %).

В целом в нынешнем рейтинге отчётов представлено 22 отрасли: 10 — четырьмя и более ГО, остальные отрасли — до трех отчётов включительно. При анализе представленных на конкурс отчётов мы всегда смотрим на то, какие темы в сравнении с отчётами прошлого года освещены лучше, а какие хуже. Среди позиций, описание которых в ПНО улучшилось, вопросы экологии, риски и внедрение новых технологий. Первая и последняя из названных тем связаны с национальными проектами, реализация которых продолжается и получила новый импульс после очередных президентских выборов, а также со все возрастающей актуальностью обеспечения технологического суверенитета. Что касается риск-менедежмента, то после практически мгновенного разрыва связей с западными контрагентами в начале 2022 года, после введения тысяч санкций и необходимости спешной перестройки цепочек поставок и экспортно-импортных операций неудивительно, что указанная проблематика оказалась в центре внимания как самих компаний, так и стейкхолдеров, на которых ориентирована ПНО. Что же касается тем, которые в нынешнем году в отчётах компаний оказались раскрыты хуже, чем год назад, то это описание цепочек поставок, взаимодействие с контрагентами и экспорт-импорт. Нетрудно предположить, что причиной такого сравнительного ухудшения в подаче информации стали так называемые вторичные санкции — ранее корпораты уже снизили раскрытие данных по указанным направлениям в своих отчётах, а вторичные санкции заставили сделать это еще раз.

Впрочем, нынешние годовые отчёты — уже третьи по счету, выпущенные после введения масштабных санкций против отечественного бизнеса. Как уже отмечено выше, наши компании все лучше находят баланс между необходимостью подробно освещать свою текущую деятельность и перспективы и необходимостью делать это осторожно, не нанося ущерб всяческим схемам обхода санкций. Поэтому нет сомнений, что разрешение данной коллизии в итоге приведет лишь к повышению качества публичной нефинансовой отчётности в России. Тем более что Банк России, ранее — после введения Западом рестрикций в отношении российских компаний — выступавший одним из инициаторов сокращения публикуемой информации, в последнее время, напротив, стимулирует корпоратов к большей открытости. Первый заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин недавно заявил: «Вместе с Московской биржей мы хотим стимулировать те публичные общества, которые максимально полно соблюдают кодекс корпоративного управления, которые максимально полно раскрывают о себе информацию. Мы хотим стимулировать эти общества для того, чтобы как-то выделять их отдельно, создать такую программу стимулирования, может быть, сделать индекс специальный для таких обществ на Московской бирже»3 . Конечно, ожидать, что период осмысленного сокрытия отдельных сведений, наиболее чувствительных с точки зрения противодействия санкциям, закончится совсем скоро, было бы излишне оптимистичным. Указ Президента «О временном порядке раскрытия и предоставления информации некоторыми российскими хозяйственными обществами» вступил в силу 27 ноября 2023 года. И если изначально в нем фигурировали лишь 46 компаний, то сейчас уже 1184 . Однако повторимся, составители отчётов уже научились так преподносить сведения, что зримых лакун в годовых отчётах наших компаний — в отличие от того, что мы наблюдали в ГО по итогам 2022 года — уже практически не заметно.

Отчётность некоммерческих благотворительных, социально ориентированных, общественных и бюджетных организаций 

Как уже отмечено выше, нынешний конкурс стал рекордным с точки зрения представленности ПНО некоммерческих организаций — 173 отчёта. Все увеличивающееся количество отчётов в указанном рейтинге, по-видимому, связано как с ростом доверия к нашему конкурсу, так и с повышением уровня «сознательности» НКО — благотворительным, социально ориентированным, общественным организациям, а также активно взаимодействующим с обществом бюджетным организациям важно рассказать об итогах своей работы не только контрольным инстанциям, но и тем, ради кого они работают. Отметим, что с нынешнего года мы делаем единый рейтинг годовых отчётов некоммерческих благотворительных, социально ориентированных, общественных и бюджетных организаций. Ранее общественные и бюджетные организации составляли обособленную группу — так сложилось исторически: годовые отчёты ассоциаций банков или объединений предпринимателей пришли к нам на конкурс раньше НКО. И поначалу различий между ПНО этих групп было больше, чем сходства. Но по мере роста качества годовых отчётов благотворителей и НКО в целом различия стирались, а сходство — в том числе и с точки зрения подачи материала, все более четкого понимания авторами отчётов своей потенциальной аудитории — сходство возрастало. Рост числа представляемых отчётов имеет и еще одно важное следствие: внушительность количества, уже вполне сопоставимого с числом участников рейтинга НКО, проводимого РАЭКС, позволяет получить гораздо лучшее представление об уровне публичной отчётности этой страты организаций — ведь у нас появляется не фрагментарное, а гораздо более близкое к полному представление об уровне подготовки публичной нефинансовой отчётности в данном секторе. А это, в свою очередь, позволяет подходить к оценке представляемых НКО документов без всяких скидок. Именно этим вызвано перераспределение годовых отчётов некоммерческих организаций между классами рейтинга в нынешнем и в прошлом году. На два высших класса в нынешнем рейтинге отчётов НКО приходится 36 % против 62 % в конкурсе прошлого года. А вот доля крепких середняков (3 звезды), напротив, выросла с прошлогодних 34 % до нынешних 62 %.

Отметим, что самое большое пространство для роста качества отчёта некоммерческих организаций оставляет описание планов их развития. К сожалению, своим видением собственного будущего делятся в своих отчётах лишь немногие НКО. Можно предположить, что это связано с нестабильностью финансирования, ведь многие благотворители и СОНКО сильно зависят от внешних поступлений — это, конечно, накладывает серьезные ограничения на попытки сформировать обоснованные планы на будущее.

Отчётность образовательных организаций

Число представленных на нынешний конкурс отчётов образовательных организаций по сравнению с прошлым годом осталось практически неизменным: 24 и 22 соответственно. При этом, как уже отмечалось, у представителей университетов наконец сформировалось четкое представление о том, чем публичная нефинансовая отчётность отличается от той, что изготовляется по требованию различных контролирующих инстанций и по ими сформулированным лекалам. Это дает весомые основания для поступательного повышения качества годовых отчётов вузов.

Напомним, что впервые годовые отчёты вузов появились на нашем конкурсе сравнительно недавно — в 2020 году. Однако прошедшие годы дают хорошую базу для анализа изменений в подходах команд, готовящих ПНО университетов. Прежде всего, стоит отметить все большее понимание авторами годовых отчётов не только важных количественных показателей, отражающих позиции вуза с точки зрения масштаба (по материальной базе, численности преподавателей и студентов, вложений в исследования), но и качественной оценки роли вузов в их взаимодействии с обществом. То есть той самой третьей миссии университетов, которая в последние годы — в том числе с принятием программы «Приоритет-2030» — становится все более и более значимой.

Отметим, что представленность в отчётах стратегических планов развития вузов, включая их роль в реализации национальных проектов и на территориях присутствия, занимает видное место в лучшей ПНО университетов, представленной на нынешний конкурс. Можем предположить, что постепенно указанная тематика станет обязательной частью для отчётов и всех остальных высших образовательных учреждений