Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 год

Десятый ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100 зафиксировал «пробуксовку» показателей международной интеграции и снижение заработка вузов от дополнительных программ. Впрочем, падение могло бы быть и большим, но на выручку вузам пришли онлайн-технологии. Из всех типов вузов наилучшую динамику в рейтинге 2021 года продемонстрировали медицинские и педагогические университеты, развитие которых провозглашено одним из ключевых приоритетов российского образования.

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило юбилейный, десятый рейтинг вузов России. Пять лидеров рейтинга сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев рейтинга (качество образования, востребованность выпускников работодателями и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников работодателями. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы России, кроме МГУ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н.Э. Баумана опередил МГИМО, и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ Петра Великого. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского Политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.

Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.

Рост доступности

За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8%. Что же касается платного обучения, то впервые за всё время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах-участниках рейтинга не выросла.

Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга RAEX, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах из рейтинга RAEX доля бюджетного приема за год выросла с 67,0% до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7% до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться очень высоким. Это наглядно иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых «дорогих» вузов нет ни одного технического университета. 

Высокий платежеспособный спрос наблюдается также на медицинское образование: ведущие медицинские вузы – Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова и МГМСУ им. Евдокимова – входят в топ лидеров по стоимости платного обучения. Что же касается бюджетного обучения по медицинским специальностям, то в ближайшие годы ожидается резкий рост студентов-целевиков. В прошлом году президент Владимир Путин объявил о существенном изменении порядка приёма в медвузы, в результате которого целевыми станут 70% бюджетных мест по специальности «лечебное дело» и 75% мест по специальности «педиатрия». Надо сказать, целевой прием на медицинские направления и до заявления президента явно выделялся на фоне других специальностей. По результатам приемной кампании 2019/2020 года доля целевиков среди будущих медиков составляла 25,5%, в то время как по всем другим вузам рейтинга RAEX доля целевого приема в среднем находилась на уровне 7,5%. 
Медицинские вузы нарастили присутствие в рейтинге RAEX-100. В публикуемый список вошли сразу 15 медуниверситетов, тогда как год назад в сотне лучших их насчитывалось 13. К традиционным преимуществам медицинского образования, высокой обеспеченности студентов штатными преподавателями и популярности среди иностранных студентов, в прошлом году добавились и другие факторы успеха. Среди них – рост бюджета в расчете на студента (в среднем на 20% за год), увеличение объема привлеченных средств от программ дополнительного профессионального образования (рост свыше 70%).

Социальный вектор

Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медицинские вузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста в рейтинге 2021 года добились оба вуза сельскохозяйственного профиля, представленные в рейтинге RAEX: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.

Но главным бенефициаром нового выпуска рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции в рейтинге улучшили все семь вузов, специализирующихся на подготовке учителей. Этому сопутствует благоприятный информационный фон, который в последние годы стал складываться для данной сферы. Российскому правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится, превысив прошлогодний показатель более чем на четверть (38,4 тыс. мест очной формы обучения против 30,5 тыс. мест годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 млрд. рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических университетов.

Наблюдаемый рост вузов педагогического профиля в рейтинге RAEX 2021 года связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приёма – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ, чем в ходе приемной кампании 2019 года. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев «сотрудничество с работодателями».

Публикации превыше всего

Данные рейтингов RAEX последних лет свидетельствуют: наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах. За пять лет количество публикаций на одного научно-педагогического работника в среднем по топ-100 вузов России выросло в 3,5 раза. Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР по топ-100 за последние пять лет выросло примерно в семь раз. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.

Пандемия коронавируса не оказала заметного негативного эффекта на публикационную активность вузов. Даже напротив, в условиях, когда была остановлена работа многих лабораторий по всему миру, у ученых высвободилось время на подготовку публикаций на основе ранее полученных данных, отмечает руководитель лаборатории гибридной нанофотоники и оптоэлектроники Университета ИТМО Сергей Макаров. «Научное сообщество стало больше использовать всевозможные онлайн-платформы для подготовки совместных научных публикаций, проведения обсуждений, вычислений, и многих других процессов, которые ранее привычнее было проводить офлайн», - поясняет Макаров.

Международная интеграция сбавила обороты

Еще один показатель, демонстрировавший уверенный рост все последние годы, – доля иностранных студентов. Как известно, этот параметр прочно зашит в систему показателей популярных глобальных рейтингов, и стремление вузов нарастить иностранный контингент не в последнюю очередь продиктовано мотивами улучшения позиций в международных табелях о рангах. За пять лет, с 2014 по 2019 год, среднее значение по топ-100 увеличилось более чем на треть – с 8,1% до 11,7%, при том что наращивание доли было свойственно не только лидерам, но и середнякам рейтинга. В 2020 году из-за эпидемических ограничений рост показателя значительно замедлился: средний результат составил 11,9%. Вместе с тем, год назад участники рейтинга давали более печальный прогноз и даже ожидали радикального снижения показателя. Однако этого не произошло – сохранить международную интеграцию помогли дистанционные образовательные технологии и онлайн-форматы. Так, Северо-Кавказский федеральный университет дистанционно привлек 130 иностранных преподавателей и экспертов для чтения лекций, проведения летних/зимних школ, мастер-классов и семинаров для сотрудников и студентов, реализации совместных образовательных программ, участия в конференциях, рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. НИУ ВШЭ, несмотря на пандемию, увеличил набор иностранных студентов на 12%, переведя все процессы по привлечению в цифровой формат. «Мы подписали около 20 новых международных соглашений, запустили программы международной студенческой онлайн-мобильности, провели в онлайн-формате международную олимпиаду для школьников на 4 тысячи участников, ведем переговоры по заключению новых программ двух дипломов и ежемесячно проводим научные конференции с участием зарубежных ученых», – сообщил проектор НИУ ВШЭ Иван Простаков. А в Университете ИТМО отмечают, что интерес иностранных абитуриентов к поступлению в университет и обучению в России не уменьшился, но вопрос в формате обучения. «Большинство абитуриентов ориентируются на приезд в Россию и обучение в оффлайн-формате. В это же время, отмечается тенденция активного развития сетевых программ. В частности, в Китае отмечаются интерес к тому, чтобы по иностранным программам учиться внутри Китая, никуда не выезжая», – говорит Марина Серова, директор Центра обучения иностранных студентов Университета ИТМО.
Несмотря на то, что вузы компенсировали негативное влияние пандемии за счет дистанционных технологий, из-за закрытия границ ощутимо сократилась средняя доля студентов, проходящих стажировки за рубежом - с 0,78% до 0,66%. Стажировки в каждом случае – это индивидуальный проект конкретного кандидата и принимающей стороны, и возникали организационные сложности, поясняет Екатерина Тулугурова, начальник управления международных образовательных программ Университета ИТМО. При этом в Университете ИТМО продолжают реализовываться программы двойного диплома, которые были созданы до 2020 года.

Что в минусе: болевые точки

Главная проблема в развитии высшей школы в России – кадровые сокращения. Исторически советские (и затем российские) вузы выгодно отличались от зарубежных конкурентов тем, что были лучше обеспечены кадровыми ресурсами – в России на одного преподавателя вуза приходилось меньше студентов, чем в большинстве зарубежных университетов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию, сообщалось в аналитических материалах рейтинга «Три миссии университета» 2020 года. Однако российские вузы имеют риск потерять это конкурентное преимущество. Снижение соотношения численности профессорско-преподавательского состава (ППС) в расчете на 100 студентов – длительный долгосрочный тренд, затронувший всю высшую школу России. Если взять за точку отсчета 2013 год – период, сопряженный со стартом проекта 5-100, – то тогда на 100 студентов российских вузов в среднем приходилось 8,33 преподавателя. Впоследствии показатель участников рейтинга RAEX ежегодно ухудшался, и к 2020 году данное соотношение снизилось до 6,94.

Объяснений данной тенденции можно найти множество, но почти все они так или иначе связаны с деньгами. Это и новые правила подушевого финансирования вузов, и «майские указы», требовавшие повышения доходов преподавателей. Не последнюю роль в негативной тенденции сыграли и зарубежные рейтинги, на которые ориентировались университеты. Чтобы получить лучшую оценку по удельным показателям, вузам было выгодно иметь низкую численность НПР.

Данные RAEX фиксируют устойчивое падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, и есть основания полагать, что предел еще не достигнут. В частности, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно считает, что оптимизация кадрового состава продолжится: «С учетом использования IT-технологий, которое было резко стимулировано пандемией COVID-19, российские вузы постепенно увеличивают соотношение числа студентов и преподавателей, соответственно, сокращая обратное соотношение – число преподавателей на одного студента. Это естественный процесс, который будет продолжаться еще несколько лет».

Еще одна негативная тенденция – на этот раз краткосрочная – снижение в 2020 году объема средств, полученных вузами от программ дополнительного профессионального образования. Этот показатель войдет в число критериев Минобрнауки для оценки успешности участия вузов в широко обсуждаемой сейчас программе «Приоритет-2030». По данным RAEX, выручка от реализации программ ДПО в среднем по топ-100 вузов за год сократилась с 142,7 до 130,7 млн рублей. Интересно, что сегодня наиболее востребованы программы экономических вузов – один вуз за счет программ ДПО в среднем зарабатывает около 700 млн рублей, тогда средняя цифра для технических вузов составляет всего около 100 млн рублей. 

Андрей Рудской, ректор СПбПУ, говорит, что падение объема дохода от ДПО можно объяснить как минимум двумя факторами. «Основные заказчики ДПО – это компании, организующие переобучение или повышение квалификации своих сотрудников. В 2020 году у многих компаний вследствие влияния пандемии был ограничен бюджет, и компании выбирали расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности, а не на дополнительное образование сотрудников», – говорит Рудской. Второй фактор – ограниченность ресурсов: весной 2020 года все силы преподавателей СПбПУ были брошены на удержание качества образования по основным программам при переводе их в дистанционный формат, что оттянуло их внимание и время от традиционных курсов ДПО. «В 2020 г. многие дополнительные программы готовились к полноценному переводу в онлайн.

Полагаем, что в этом году они выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года», – заключает Рудской.
Сейчас рынок ДПО постепенно восстанавливается, в целом ожидания от 2021 года находятся примерно на уровне 2019 года, отмечает Дмитрий Штыхно. Дмитрий Волков, первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, также считает, что рынок будет расти, но при этом мы никогда не вернёмся к той ситуации, которая была до ковида: «Рынок очистится от многих неэффективных игроков. Исключительно очного формата обучения больше не будет, а многие работали в этом формате».

Государство меняет приоритеты

Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России – как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы – когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в проекте «5-100» с совокупным бюджетом свыше 80 млрд. рублей. Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований – в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов проекта «5-100» (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом, вузы из проекта «5-100» достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России. Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов – у вузов, участвовавших в программе «5-100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза – 2,82.

Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет 2030», которую Минобрнауки называет самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России. В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в проекте «5-100». Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн. рублей в год (и это только базовая часть гранта). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы – транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день подробные детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году – сроку, на который рассчитана программа.