«Мы не ищем идеальных мсп, не заставляем наших партнеров приносить нам самое лучшее, что у них есть»

Антон Купринов, Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы

– Как изменился спрос на поручительства Фонда за прошедший год? Каковы ваши ожидания относительно спроса на продукты Фонда в 2016 году? Какой, по вашим оценкам, будет динамика портфеля поручительств?

– В настоящее время мы видим существенное сокращение рынка кредитования МСП со стороны крупнейших банков. По итогам 2015 года мы зафиксировали сокращение объема выдачи новых поручительств на 15% к 2014 году, но при этом объем финансирования под наши поручительства со стороны банков упал на 25%, то есть под наши поручительства банки кредитовали в меньшем объеме. Тем не менее в абсолютном выражении объемы в Фонде продолжают оставаться значительными: за прошлый год выданы поручительства на 3,1 млрд рублей, благодаря чему МСБ привлек 6,6 млрд рублей кредитов и банковских гарантий. Действующий портфель – 7,4 млрд рублей. В условиях, когда прежнего спроса на кредитование со стороны МСП нет, мы в Фонде вынуждены искать новые подходы к гарантийной поддержке. Мы прогнозируем, что в 2016 году мы не упадем по портфелю, несмотря на общее падение интереса к кредитованию МСП, а в случае если будут определенные регулятивные сдвиги, даже сможем немного вырасти.

– Вырос ли объем выплат Фонда по предоставленным поручительствам в 2015 году по сравнению с результатами 2014 года? Какую динамику объема выплат вы ожидаете в 2016 году? Пересматривалась ли политика Фонда в области управления рисками в связи с ухудшением качества заемщиков?

– Нет, не вырос: наши выплаты в 2015 году остались на уровне 2014 года. Качество нашего портфеля в целом лучше, чем по рынку: так, уровень просрочки на конец 2015 года составил в Фонде 5,8%, тогда как в целом по кредитам МСБ по Москве, согласно данным ЦБ, – 10,2%. Увеличения выплат мы не ожидаем. Нужно понимать, что большая часть выплат 2015 года образовалась по договорам 2013 года и частично 2014-го. Чтобы предотвратить дальнейшее нарастание некачественного портфеля, в 2014 году мы предприняли ряд мер по построению процедур оценки заемщиков, которые уже доказали свою эффективность. Можно с уверенностью сказать, что портфель 2014 года существенно лучше портфеля 2013-го. Данные меры продолжают применяться, и можно прогнозировать, что портфель 2015 года окажется еще лучше.

Важно отметить, что качество заемщиков само по себе не упало. Кредиты компаниям МСБ всегда оцениваются банками как высокорискованные. Просто в условиях курсовых проблем, сворачивания спроса на товары и услуги самих компаний МСБ, а также проблем с обслуживающими банками (потерь денежных средств на счетах вследствие проблем в банках) не у всех хватило запаса прочности бизнеса. Вместе с тем мы видим, что качественные заемщики, нуждающиеся в нашей поддержке, существуют, их много и они успешно справляются с трудностями текущего периода.

– Как изменился процент одобрения заявок на получение поручительства за прошедший год? Какие наиболее распространенные причины для отказа в предоставлении поручительства вы можете назвать?

– В 2015 году мы отказывали чаще, чем в 2014-м. Важно понимать, что мы не ищем идеальных МСБ, то есть не заставляем наших партнеров приносить нам самое лучшее, что у них есть. У нас выработался свой профиль заемщиков, по которым мы видим, что государственная поддержка для них крайне эффективна. В 2015 году мы стали консервативнее придерживаться данного профиля, соответственно, процент отказа вырос. Однако надо отметить, что он не превышает 10–15 % заявок, так что можно смело сказать, что в большинстве случаев мы поддерживаем наших партнеров.

Нужно понимать, что иногда приходится отказывать и по формальным основаниям (несоответствие регламентам). В связи с тем, что у нас появляются новые партнеры, которые не успели изучить наши нормативные требования, также приходится отказывать.

Важно отметить, что отказ по заявке не означает, что предприниматель не может и в будущем получить нашу поддержку. Исправив недостатки или предоставив какие-либо дополнительные необходимые сведения, он может обратиться к нам повторно через этот же или другой банк-партнер.

– Какие структурные изменения (отраслевая принадлежность заемщиков, срочность кредитов и т. п.) произошли в портфеле действующих поручительств за прошедший год? Как изменился спрос на долгосрочные (от трех лет) поручительства Фонда в 2015 году по сравнению с 2014 годом?

– Мы видим, что пока банки не спешат выдавать длинные кредиты, по крайней мере с нашим участием, поэтому, несмотря на желание поддерживать длительные проекты, мы крайне осторожны в них. Что касается отраслевой структуры, то в 2015 году у нас в портфеле доля торговли уменьшилась до 53%, зато выросла суммарная доля таких приоритетных для Москвы отраслей, как инновации, производство, строительство. Мы готовы помогать всем субъектам МСП согласно 209-ФЗ, но акцент, безусловно, делаем на приоритетных отраслях, которым предлагаем больший объем гарантийного покрытия – до 70% и до 90 млн рублей, в то время как всем остальным существенно меньше – до 50% и до 45 млн рублей.

– Опишите произошедшие в 2015 году изменения в продуктовой линейке Фонда. Планирует ли Фонд ввести какие-либо новые продукты для МСБ в 2016 году?

– О приоритетных отраслях уже сказано выше. А о продуктах, связанных с госзаказом, стоит рассказать отдельно. Речь идет о наиболее льготных условиях, которые Фонд предлагает для МСП, участвующих в контрактах в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ: максимальный объем гарантийной поддержки и минимальная ставка поручительства 0,75%. Поручительства по госзаказу востребованы: сегодня это у нас практически каждое третье поручительство.

В 2015 году мы развивали некредитные продукты, в частности поручительства по банковским гарантиям, их доля в структуре портфеля выросла в 2015 году практически вдвое.

Сейчас мы видим большую перспективу новых продуктов, которые позволят московским МСП не упасть по выручке и результатам деятельности в 2016 году, но пока регулятивно мы не совсем готовы к их запуску, так что деталей пока нет, есть только планы. Речь идет о новых дополнительных форматах поручительства, активизирующих финансирование целевых МСП, и о поручительствах по лизинговым и иным обязательствам МСП.

Кроме того, в наших планах подготовка портфельных поручительств и поручительств для развития технопарков, последние особенно важны в русле амбициозных планов по развитию сети технопарков в столице.

– По вашему мнению, что позволит повысить эффективность поручительства РГО как инструмента расширения доступа МСБ к кредитным ресурсам?

– Большая гибкость. Одним из путей могло бы стать повышение размеров гарантийного покрытия по беззалоговым кредитам и гарантиям, особенно по госзаказу, а также большая гибкость в работе с нашими новыми партнерами, возможность работы с любым банком и любой финансирующей организацией, по аналогии со страховыми механизмами. Ведь, по сути, мы оцениваем сам проект МСП, а не банк, подающий заявку. В случае если экспертное сообщество нас поддержит и оценит наши идеи, мы действительно сможем повлиять на рынок, стать тем драйвером роста, который многие ищут.

– Есть ли среди банков – участников рынка спрос на поручительства не по отдельным кредитам МСБ, а по портфелю кредитов? Возможно ли предоставление подобных поручительств в будущем?

– Мы не исключаем такой возможности и периодически проводим переговоры с крупнейшими банками на эту тему. В данном вопросе есть сложности. Первое: будучи инструментом государственной поддержки и выразителем публичного интереса, мы должны четко понимать, кому мы помогаем, поэтому с закрытыми глазами брать чужой портфель не хотим. Второе: применяемые технологии экспресс-оценки заемщиков. В настоящее время мы решили для себя вторую проблему – у нас появилась экспресс-технология оценки заемщика, и в настоящее время мы находимся в поисках партнеров, которые разделяют наш подход. Суть его довольна проста. Мы берем портфель по определенному продукту банка, он может быть даже с небольшими просрочками, и по нашим критериям массово выбираем себе целевых заемщиков. Мы открыты для предложений любых банков вне зависимости от размера их портфеля по данному направлению.

– Насколько востребованными, по вашему мнению, будут совместные продукты Корпорации МСП и РГО (согарантии, контргарантии, синдицированные гарантии)? Участвовал ли ваш Фонд в предоставлении подобных продуктов, столкнулись ли вы с какими-либо проблемами в рамках таких сделок?

– Да, в прошлом году мы осуществили ряд совместных с Корпорацией сделок, каждая из них была довольна интересна. Результатом такой совместной деятельности стало финансирование открытия новой медклиники, заемные ресурсы получили компании, работающие в сфере производства компонентов для микросхем и микроэлектроники, медицинских услуг, автотранспорта, строительства, оказана поддержка пищевым производствам: производителям консервов и производителям шоколадно-кондитерских изделий, а также ряду других. Так что спектр весьма широк. Всего по договорам совместно с Корпорацией Фонд предоставил поручительства в объеме около 126 млн рублей, а МСП привлекли в итоге 439 млн рублей. Сейчас этот механизм находится в стадии становления, идет проработка деталей, надеемся на полномасштабную работу.

– Как вы оцениваете уровень доступности заемного финансирования для субъектов МСБ, в том числе долгосрочного? Изменился ли он за прошедший год?

– Здесь мы не скажем ничего оригинального. Банки ужесточили условия кредитования, доступность кредитов, к сожалению, падает – это видно из статистических показателей. Причем сворачивание кредитования МСБ в Москве идет более быстрыми темпами, чем по стране в целом. Есть и другая сторона проблемы: МСП нужны длинные деньги, но не все МСП умеют с ними работать. МСП должны иметь возможность не только привлечь заемные средства, но и эффективно их использовать, а именно: это должно находить выражение в росте выручки и повышении устойчивости и конкурентоспособности предприятий.

Также стоит отметить, что мы видим некоторый кризис доверия к банковскому сектору со стороны МСП. Хотя, по данным ЦБ, в последние месяцы наметилось оживление.

– По вашим оценкам, какой вклад в развитие рынка кредитования МСБ поможет внести формирование Национальной гарантийной системы? Какие цели и задачи ставятся перед НГС в 2016 году?

– Ключевые показатели эффективности НГС определяет Минэкономразвития РФ. Так, недавние уточнения показателей на 2016 год зафиксированы приказом № 993 от 28.12.2015. Они определяют ключевые направления: рост объема выдач поручительств, усиление поддержки.

На 2016 год запланировано выдать гарантии и поручительства по Программе стимулирования кредитования МСП в объеме 65 млрд рублей (из них 42 млрд рублей приходится на Корпорацию и МСП-банк и 23 млрд рублей – через РГО), в результате объем финансирования МСП при гарантийной поддержке НГС должен составить 117 млрд рублей. Минэкономразвития полагает в своих расчетах, что доля совместных гарантийных сделок Корпорации МСП и РГО составит не менее 30% в общем объеме портфелей гарантий Корпорации.

Параметры и стандарты работы региональных гарантийных фондов готовит Корпорация МСП, мы активно участвуем в деятельности рабочих групп, даем свои предложения и замечания, в частности касательно расширения условий по коммерческим сделкам, по региональным приоритетам для Москвы, по условиям для ранее выданных кредитов, по рефинансированию и реструктуризации, также работаем в направлении снятия излишних стоп-факторов, в том числе и для сделок по госконтрактам. Однако, как говорилось выше, проработанность деталей будет иметь решающее значение. В случае успеха НГС действительно станет драйвером роста экономики страны. Для этого у нас есть все: коллектив единомышленников по всей стране, наработки, технологии и капитал.