Уже в конце 2009 года наметился положительный тренд увеличения кредитной активности банков в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. В 1 полугодии 2010 года стало очевидно, что банки выходят из посткризисной спячки, начали переоценку кредитных рисков, активно наращивают темпы кредитования и оптимизируют свои продуктовые линейки. Во 2 полугодии рост рынка продолжался, хотя, конечно, докризисные темпы роста достигнуты не были.
Илья Филатов, Заместитель председателя правления банка УРАЛСИБ
– Как изменился российский рынок банковского кредитования МСБ в 2010 году? Какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных?
– Уже в конце 2009 года наметился положительный тренд увеличения кредитной активности банков в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. В 1 полугодии 2010 года стало очевидно, что банки выходят из посткризисной спячки, начали переоценку кредитных рисков, активно наращивают темпы кредитования и оптимизируют свои продуктовые линейки. Во 2 полугодии рост рынка продолжался, хотя, конечно, докризисные темпы роста достигнуты не были.
Стоит отметить, что и потенциальные заемщики начали пересматривать свои планы развития, и, как следствие, спрос на кредитные продукты со стороны предпринимателей заметно возрос.
Массового выхода на рынок новых игроков не произошло – основные участники рынка остались прежними: это крупные системообразующие банки федерального уровня, а также опорные региональные банки, для которых предприятия малого бизнеса в силу размеров их активов являются одним из основных сегментов корпоративных клиентов.
Одной из общих тенденций рынка наряду с оптимизацией продуктовых линеек с учетом прошедшего кризиса и необходимости дальнейшего роста кредитных портфелей, стало снижение процентных ставок, которые по состоянию на конец года достигли минимальных значений, пробив даже докризисный уровень. Это явилось следствием самого низкого уровня инфляции, который был зафиксирован за всю новейшую историю современной России, избыточной ликвидности, накопленной банками за время финансового кризиса, а также повышения конкуренции за хороших заемщиков, доказавших свою надежность.
– Как, по Вашим оценкам, повлияет рост страховых взносов (ранее – ЕСН) на рынок кредитования МСБ?
– Мы прогнозируем умеренно оптимистичный сценарий развития, когда часть субъектов малого бизнеса в ответ на данные действия вновь будет стараться уйти в тень, делая тем самым перспективы кредитования своего бизнеса со стороны банков чуть более туманными и, соответственно, сокращая темпы роста рынка кредитования МБ. Однако считаем, что данный фактор не будет определяющим в темпах прироста рынка. Здесь участники кредитного рынка в свою очередь будут оптимизировать свои подходы при оценке бизнеса потенциального клиента.
– Как изменилась конкуренция на рынке? Какие перестановки можно ожидать среди крупнейших участников рынка до конца текущего года?
– Конкуренция на рынке кредитования МБ значительно возросла, что связано как с активностью крупных федеральных банков, ставящих своей целью наращивание кредитного портфеля, так и с действиями государственных банков, которые также ставят сегмент кредитования малого и среднего бизнеса в качестве одной из точек роста и в соответствии с этим обновляют свои условия кредитования и бизнес-процессы.
Мы прогнозируем усиление их конкурентной позиции в общем объеме предоставленных кредитов предприятиям малого бизнеса. В свою очередь мы готовы конкурировать в области доступности кредитных продуктов, что включает быстрые сроки принятия решения, гибкие схемы работы с залоговым обеспечением и нашу стратегическую задачу, заключающуюся в построении партнерских отношений с клиентом и содействии развитию его бизнеса.
– Как изменилось качество обслуживания долга существующими заемщиками во 2 полугодии 2010 и в начале 2011 года (на рынке в целом и в Вашем банке в частности)? Оцените данный параметр в сравнении с корпоративным сегментом.
– По нашим наблюдениям, качество обслуживания долга по посткризисным кредитам практически не изменилось, и уровень просроченной задолженности колеблется в допустимых пределах, при этом речь идет в основном о случаях технической просрочки. Данный результат явился в том числе следствием грамотной политики при оценке риска заемщиков, которая соответствовала текущему состоянию экономической конъюнктуры.
– Как в 2010 году изменился спрос на кредиты со стороны малых и средних предприятий?
– Спрос на кредиты для развития бизнеса существенно возрос, причем одной из характерных черт стал возросший спрос на инвестиционные кредиты, направленные на обновление основных средств. Учитывая, что данные кредиты по своей природе являются долгосрочными, можно констатировать возрастающую уверенность предпринимателей в завтрашнем дне. При этом оборотное кредитование традиционно занимает основное место в спросе на кредитные банковские продукты, что является следствием того, что значительную долю среди заемщиков сегмента «малый бизнес» составляют торговые и сервисные предприятия.
– Какие потенциальные заемщики, на Ваш взгляд, являются наиболее интересными для банков?
– По моему мнению, говорить о типизации заемщиков МБ не всегда целесообразно – в каждой отрасли могут быть более и менее успешные предприниматели, которые по-разному реагировали на кризис, хотя, конечно, были и отрасли, которые приняли на себя больший удар. Портрет наиболее интересного для банка потенциального заемщика малого бизнеса, по нашему мнению, существенно не изменился – это компания торгового или производственного сектора с устойчивой выручкой и наличием качественного ликвидного залога.
– Как Вы оцениваете меры по государственной поддержке, предпринятые в 2010 году и запланированные на 2011? Какие дополнительные меры по развитию рынка кредитования МСБ необходимы в первую очередь?
– Роль государства в поддержке малого и среднего бизнеса за последние годы существенно возросла, однако относительные объемы данной поддержки, конечно же, далеки от общих объемов рынка. В 2010 году основными контрагентами со стороны государства в сфере поддержки малого и среднего бизнеса выступали ОАО «Российский Банк Развития» и многочисленные региональные фонды поддержки кредитования малого и среднего бизнеса. Также различные варианты субсидирования или предоставления грантов (в том числе на открытие собственного дела) использовались государством в качестве поддерживающих мер.
Считаем, что программы государственной поддержки в ближайшие годы должны стать более ориентированными на поддержку той или иной отрасли рынка, которая может считаться драйвером экономического роста. Также немаловажную роль может сыграть популяризация идеи предпринимательства среди социально-активной части населения, а также разработка механизмов государственной поддержки стартапов, в том числе через гарантийные фонды.
– Как Вы оцениваете роль РосБР, гарантийных фондов и международных институтов (ЕБРР, IFC) на рынке кредитования МСБ?
– В 2010 году РосБР достаточно активно присутствовал на рынке кредитования малого бизнеса, осуществляя финансирование конечных потребителей через сеть коммерческих банков-партнеров. Также активно в регионах получил дальнейшее развитие институт государственных фондов поддержки кредитования малого бизнеса. Однако следует заметить, что наряду с техническими сложностями, которые банки испытывают при взаимодействии с фондами (отсутствие стандартизированной договорной базы, нерыночные требования к процентным ставкам по сделкам с субъектами МБ и т. п.) сам объем предоставленного фондам финансирования не покрывает потребностей предприятий.
– Как Вы оцениваете перспективы развития рынка кредитования МСБ? Дайте свой прогноз по темпам роста рынка в 2011–2012 годах.
– Мы оцениваем темпы роста на уровне 20-30% в год. Уверены, что это вполне достижимые результаты, и рынок кредитования малого бизнеса на общем фоне новой инвестиционной волны в нашей экономике обладает соответствующим потенциалом.