«Раньше банки гораздо активнее занимались финансированием торгово-сервисных предприятий»

Кирилл Тихонов, Вице-президент, управляющий директор по развитию малого бизнеса ПАО «Промсвязьбанк»

 – Какие изменения произошли на рынке кредитования МСБ в 2016 году? С какими сложностями вы столкнулись в прошедшем году?

– В 2014–2015 годах практически все банки столкнулись с резким ухудшением качества кредитного портфеля. На этом фоне прошлый год можно назвать временем выхода из нокдауна: игроки переосмысливают кредитные продукты, прекращают вынужденную кредитную паузу и наращивают собственный портфель, серьезно уменьшившийся за последние полтора кризисных года. Аккуратный рост кредитования сегмента наметился только во второй половине 2016 года в силу инертности рынка банковского финансирования МСП. В I квартале мы приняли для себя решение активизироваться: скорректировали нашу политику, изменили условия кредитных продуктов, провели работу над ошибками – и к концу года заметили для себя первые ощутимые результаты.

 – Прокомментируйте динамику кредитного портфеля МСБ вашего банка в 2016 году.

– Наш портфель в целом развивался с учетом общерыночной динамики: в 2014–2015 годах сокращался, в 2016-м вошел в период определенной стабилизации. Дно мы прошли, теперь начался период роста.

 – Как изменился спрос на кредитные продукты со стороны МСБ в 2016 году? Ожидаете ли вы увеличения спроса в 2017-м? Какие кредитные продукты для малого и среднего бизнеса могут оказаться наиболее востребованными?

– Ежеквартально Промсвязьбанк совместно с ОПОРОЙ РОССИИ проводит исследование «Индекс Опоры RSBI», в рамках которого мы опрашиваем порядка 2 тыс. компаний. По итогам опроса в IV квартале 2016 года можно с уверенностью говорить о том, что стагнация на рынке МСБ продолжается, 75% респондентов развиваются за счет собственных средств и не нуждаются или не хотят прибегать в заемному финансированию. Главная причина тому – продолжающийся кризис в самом сегменте, малые и средние предприниматели по-прежнему испытывают проблемы с продажами, их доходы падают. Так что современный рынок кредитования МСБ – это рынок покупателя, где клиент выбирает себе банк, а не наоборот.

 – Опишите изменения в кредитных продуктах и процедуре получения кредита, которые произошли в 2016 году и планируются в 2017-м. Каковы приоритеты банка в части отраслевой структуры кредитного портфеля?

– Сегодня мы готовы предложить нашим клиентам максимально широкую продуктовую линейку: расчетные кредиты, срочное кредитование для закрытия кассовых разрывов, краткосрочные кредиты на пополнение оборотных средств, инвестиционные кредиты, кредиты на покупку недвижимости и так далее. Но главный приоритет Промсвязьбанка на данный момент – сотрудничество с Корпорацией МСП по программе «6.5». В рамках нее предприятия могут получить льготное финансирование. В нашем банке ставки по программе «6,5» начинаются от 8,3% для средних и 9,4% для малых компаний. Мы также усовершенствовали наши скоринговые модели и сняли ряд отраслевых ограничений.

 – Наблюдаете ли вы позитивные тенденции в отношении финансового положения компаний-заемщиков из сегмента МСБ? В каких отраслях заемщики восстанавливаются быстрее всего?

– Раньше банки гораздо активнее занимались финансированием торгово-сервисных предприятий. На них приходилось примерно 65% общего объема кредитного финансирования, при этом остальные отрасли, в частности производство, не сильно интересовали банки. Сегодня мы стараемся сместить наш фокус в сторону инвестиционного кредитования, больше смотреть на «тяжелые» отрасли: производство, сельское хозяйство, инновации, здравоохранение. Здесь мы идем в ногу с госпрограммами. Вышеупомянутая программа Корпорации МСП «6,5» как раз и рассчитана на поддержку ключевых отраслей российской экономики. Глобально поделить отрасли на демонстрирующие позитивную и негативную динамику нельзя: внутри каждого сегмента, естественно, есть сильные и слабые бизнесы. Мы стараемся смотреть не на тренды, а на конкретные предприятия: в каждой нише находить хороших клиентов с высоким кредитным качеством. Пока общего движения на улучшение положения МСБ я не вижу. Однако и обратного процесса нет: рынок замер, эксперты консервативно оценивают темпы роста в 2017 году.

 – Произошли ли существенные изменения в показателях качества кредитного портфеля МСБ в вашем банке? Как будет отличаться процент одобрения заявок в 2017 году по сравнению с прошедшим?

– Качество кредитного портфеля меняется на разных этапах развития экономики. Это как состояние человека: в целом он вроде как здоров, но, если начнется эпидемия, в любой момент может заболеть. Примерно то же сейчас наблюдается в экономике и, как следствие, в нашем кредитном портфеле. Когда экономика растет, качество кредитного портфеля повышается, но, к сожалению, на низком экономическом цикле, во время эпидемии, проблемы начинаются у всех: страдает бизнес клиентов, они перестают обслуживать свою задолженность.

К такому положению вещей надо относиться с пониманием. Уже в конце 2013 года, когда наметились первые негативные тренды, мы очень хорошо представляли, что в следующие годы следует переориентироваться с привлечения новых клиентов на работу с текущими: заниматься рефинансированием, финансовыми мониторингами, корректировать графики погашения, делать реструктуризации для самых проблемных клиентов; 2014–2015 годы мы полностью посвятили работе с текущим портфелем, конечно, многие клиенты вообще ушли с рынка и этоотрицательно отразилось на нашем кредитном портфеле. В 2016 году мы увидели, что негатив остался позади, и вернулись к формированию кредитного портфеля. Пока осторожно: в большей степени ориентируясь на знакомых нам клиентов, тех, кто уже находится у нас на обслуживании, кого мы можем постоянно мониторить: видеть их выручку, операционную активность.

 – «Промсвязьбанк» первым из российских банков провел сделку секьюритизации портфеля кредитов МСБ. Как бы вы оценили эффективность этой сделки? На ваш взгляд, получит ли распространение на российском рынке секьюритизация МСП-активов? Кто является основными инвесторами?

– Мы получили очень интересный и полезный опыт для себя, а также продемонстрировали рынку, что, в принципе, возможно привлекать финансирование под облигации, обеспеченные кредитным портфелем малого бизнеса. Как результат, мы выпустили облигации на 7 млрд рублей с доходностью в 10,25% годовых. Для многих инвесторов это очень интересное предложение, и уверен, что вскоре у нас появятся последователи, практика секьюритизации МСП-активов будет развиваться. Информация об основных наших инвесторах доступна, она есть в открытых источниках. Так. в числе якорных инвесторов «МСП-Банк» и другие институты развития. Я считаю, что подобные облигации – хорошая альтернатива для многих инвесторов; думаю, интерес к таким бумагам будет только возрастать.

 – Изменилась ли срочная структура портфеля кредитов МСБ в 2016 году? Имеется ли потребность со стороны бизнеса в долгосрочных заимствованиях? Рассматривает ли банк возможность наращивания портфеля инвестиционных кредитов для малого и среднего бизнеса?

– Спрос на «длинные» деньги, на инвестиционные кредиты сейчас заметно возрастает. Отчасти мы сами стараемся стимулировать и развивать это направление. Многие предприятия сегодня ориентируются на кредитование не текущей деятельности, а долгосрочных проектов. Когда мы приняли решение переориентироваться с торговли на производственных клиентов и стали искать перспективные компании, сразу нащупали эту потребность в «длинных» деньгах. Конечно, это сказывается на нашем портфеле: в среднем он увеличивается и по сумме, и по срокам. Думаю, этот тренд будет сохраняться и в 2017-м, и в последующие годы.

 – Во 2 полугодии 2016-го наблюдалось снижение процентных ставок по кредитам МСБ. Каковы ваши ожидания относительно динамики процентных ставок в 2017 году?

– В этом вопросе очень многое зависит от политики ЦБ. Пока сохраняется жесткое таргетирование инфляции, которая сейчас достаточно высока, базовая ставка также останется довольновысокой. Соответственно, стоимость денег, которые мы привлекаем на финансирование, не будет падать, а, значит, серьезно снизить кредитные ставки банки просто физически не смогут. На сегодняшний момент, наверное, мы приблизились к минимально возможным ставкам. Снизятся ли кредитные ставки в будущем, зависит от политики ЦБ.

В то же время на рынке есть ряд госпрограмм, позволяющих нам предлагать кредитование для МСБ на льготных условиях. Эти деньги мы размещаем в наших производственных проектах. Речь идет уже об очень интересных ставках: ниже 10%. Но здесь есть строгие отраслевые ограничения, а для остальных клиентов все пока остается по-прежнему: ставки высоки, потому что велики и стоимость привлечения денег, и общеэкономический риск, закладываемый в норму доходности. Риск понемногу сокращается, этот компонент ставки уменьшается, и стоимость финансирования потихонечку приближается к стоимости денег на рынке. Банки также идут и на снижение собственной маржинальности, ведь конкуренция усиливается, рынок в большей степени определяет сегодня покупатель. Предприниматель обращается в несколько банков, получает несколько решений и может выбирать оптимальное для него в текущий момент. Я прогнозирую небольшое снижение учетной ставки в 2017 году. Конечно, говорить со 100%-ной гарантией за регулятор нельзя, но все понимают, что такая высокая ставка для российского рынка становится интересным инструментом для спекулятивных операций, что не очень хорошо сказывается на инвестиционной активности. Чтобы развивалось кредитование, чтобы предприниматели активнее привлекали заемное финансирование, стоимость продуктов не должна превышать 12–13% годовых.

 – Какие меры государственной поддержки могут оказать положительное влияние на рынок кредитования МСБ в 2017 году?

– Чем активнее поддержка государства на рынке МСБ, тем лучше. Промсвязьбанк, например, использует гарантийные механизмы от Корпорации МСП, от региональных фондов поддержки малого бизнеса. Эта практика позволяет предпринимателям, не имеющим достаточного залогового обеспечения, получать заемное финансирование. Доля сделок с участием фондов и гарантийной поддержки в нашем портфеле постоянно возрастает и составляет на сегодня почти 50%. Это ключевой фактор роста. Второй важный момент – это создание поддерживающей инфраструктуры, а также снижение фискальной нагрузки на малый бизнес. Полагаю, что основная задача со стороны органов власти – создать нормальную почву для развития МСБ, а дальше предприниматели сами проложат свой путь.

 – Каков ваш прогноз по объему выдач кредитов МСБ в 2017-м и величине портфеля на конец года? Какие основные факторы, на ваш взгляд, повлияют на динамику рынка?

– Сильное влияние на общий объем рынка кредитования МСБ окажет экономическая ситуация. Как бы мы ни хотели кредитовать, сколько бы программ финансирования ни запускали, если продолжится снижение потребительского спроса и выручка МСБ будет падать, рынок останется ограниченным. Основные силы и средства банки будут направлять на рефинансирование текущих кредитов, что в ближайшей перспективе может привести к дефолту. Это не тот сценарий, который хотелось бы ожидать и обсуждать. Поэтому мы концентрируемся на практической задаче – кредитовании предприятий, позволяющих нам поддерживать высокое качество портфеля. Мы рассчитываем, что наш портфель вырастет к 2018 году примерно на 20%. Задачи расти опережающими темпами и кредитовать всех подряд нет, есть цель – финансировать действительно интересные, перспективные проекты и направлять деньги туда, где они принесут пользу. Спасать тонущие корабли мы не хотим. Бурного роста мы ожидаем позднее, в 2018–2019 годах, когда увидим тенденции к улучшению положения дел в других отраслях экономики. Пока же, согласно «Индексу Опоры RSBI», большинство предпринимателей с опасением относятся к инвестиционным проектам и ждут лучших времен.