«Гознак» смог существенно снизить отставание от ведущих зарубежных конкурентов по производительности труда. Еще в 2010 году это отставание составляло около 50%. Сегодня этот показатель у нас на 20% ниже, чем у зарубежных коллег»

Аркадий Трачук, Генеральный директор ФГУП «Гознак»

Как вы оцениваете рост производительности труда в компании за прошедшие 10 лет. Чем в большей степени обусловлена эта динамика: внедрением новых технологий, оборудования, совершенствованием бизнес-процессов?

Производительность труда в нашей компании за последние десять лет выросла больше, чем в три раза.

Факторов, которые обусловили такой существенный рост производительности труда, много. Я бы выделил среди них два. Во-первых, это изменение структуры продукции. Мы стали производить более высокотехнологичную и более дорогую продукцию, которая содержит большую добавленную стоимость. Как следствие, выросли выручка от продаж, прибыль и производительность труда. Но этот фактор зависит не от интенсивности труда, он зависит от освоения новой продукции, выхода на новые рынки. Вторым фактором, способствовавшим повышению производительности труда, безусловно, является повышение эффективности самого труда, его интенсификации за счет внедрения новых технологий, автоматизации производственных процессов. Например, на одном из предприятий мы уже полностью отказались от ручного контроля качества печатных банкнот. Теперь эта операция осуществляется при помощи специальных приборных комплексов. Кроме того, за эти 10 лет коренную реконструкцию прошли Пермская печатная и Санкт-Петербургская бумажная фабрики, в настоящий момент ведется реконструкция Краснокамской бумажной фабрики. В ходе реконструкции предприятия были оснащены современным, высокопроизводительным оборудованием – ежегодно мы на эти цели инвестировали несколько миллиардов рублей.

Вот эти факторы и привели к тому, что Гознак смог существенно снизить отставание от ведущих зарубежных конкурентов по производительности труда. Еще в 2010 году это отставание составляло около 50%. Сегодня этот показатель у нас на 20% ниже, чем у зарубежных коллег. По уровню производительности труда в сфере производства банкнот и защищенных документов Гознак уже достаточно серьезно приблизился к показателям лидеров отрасли.

С начала 2000-х годов «Гознак» провел масштабную модернизацию своих производств. Сколько новых рабочих мест удалось в результате создать? Есть ли прикидки по стоимости одного нового или модернизированного рабочего места? Эти рабочие места обошлись вашей компании дешевле или дороже аналогичных зарубежных?

Да, действительно, мы провели масштабную модернизацию отдельных производств, часть этой работы еще продолжается. Если говорить о создании новых рабочих мест, то задача состояла в том, чтобы в первую очередь избавиться от неавтоматизированных рабочих мест, тех на которых не создается дополнительная стоимость, либо эта стоимость невелика. На смену ручному труду на многих участках производства пришла автоматизация процессов. Например, при реконструкции ППФ мы отказались от распространенных систем хранения. Был создан единый автоматизированный склад, который управляется одним оператором. Он полностью заменил кладовые, существовавшие раньше в каждом цехе – и в каждой из них работали два, а то и три кладовщика. За счет такого рода изменений были созданы новые рабочие места, которые требуют соответствующей квалификации, навыков управления оборудованием. Но одновременно с этим мы ликвидировали целый ряд рабочих мест, низкой квалификации.

Аналогичные процессы происходят и сегодня. Я уже говорил, мы перешли на автоматизированную экземплярную сортировку банкнот. Фактически это означает, что вместо нескольких сотен людей, которые вручную перекладывали сотни тысяч листов в день, мы приняли на работу несколько десятков инженеров, которые занимаются обслуживанием сложной техники, контролирующей каждую банкноту перед отгрузкой ее заказчику. Безусловно, разница в требуемой квалификации и в уровне заработной платы на таких рабочих местах в разы превышает прежние требования. Конечно, эту работу мы будем продолжать.

Исходя из опыта вашей компании, насколько справедливо утверждение, что масштабная модернизация отечественной промышленности приведет не росту, а к сокращению занятости?

Могу сказать так – действительно, мы вместо нескольких сотен рабочих мест, где не требуется высокая квалификация, применяется ручной труд, получаем несколько десятков мест, где требуются и высокая квалификация, и специальное образование. Количество занятых на этой операции снижается, но при этом мы получаем совершенно другую структуру рабочих мест. Возникают предпосылки для увеличения объемов производства, возможность предложений рынку новых услуг. Это повышает конкурентоспособность ФГУП «Гознак», позволяет компании быть более гибкой в работе с заказчиками. Если раньше мы могли одновременно печатать не более 2-3 номиналов банкнот, то осуществленная автоматизация позволяет нам сегодня одновременно производить на том же оборудовании 6 различных номиналов. Увеличились объемы производства при том же количестве вспомогательных рабочих, при более полной и более качественной загрузки оборудования, что в конечном итоге приводить к росту заработной платы и повышению эффективности деятельности компании.

Насколько актуальна в вашей весьма специфической сфере деятельности угроза возможных международных санкций – с точки зрения поставок оборудования, материалов, технологий?

Все что связано с производством банкнот, с одной стороны входит в сферу исключительного внимания национальных правительств – и в России, и в других странах. С другой стороны – эта отрасль производства являет собой пример международной кооперации. Начиная с 1970- х годов, еще в СССР, а затем и в Российской Федерации используется оборудование для печати банкнот производства швейцарских и японских фирм. Используются отдельные компоненты красок, которые произведены за рубежом. Конечно же, введение тотальных санкций может привести к тому, что мы будем вынуждены строить свою деятельность немного по- другому. Однако, даже во времена холодной войны, несмотря на все сложности и проблемы, международная кооперация в сфере производства банкнот не ощущала угроз – всегда существовало взаимодействие. В любом случае, даже если ситуация будет развиваться самым негативным образом, мы понимаем технические решения, которые сможем использовать для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность Российской Федерации в сфере производства банкнот.