«В части факта по выручке мы практически совпали с нашими ожиданиями»
Роман Огоньков, Председатель правления банка НФК (ЗАО)
– Как изменился рынок факторинга за 2013 год? Какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных?
– В первую очередь я отметил бы драматическое падение темпов роста рынка. При этом все позитивные события, которые могли сыграть в плюс для рынка, в 2013 году не состоялись. Это и возможное появление на рынке Сбербанка, и переход крупных компаний на использование факторинговой схемы в поставках и закупках, и уточнение законодательного регулирования использования факторинга для государственных заказов.
Ощутимо повысили градус скептицизма негативные ожидания бизнеса, особенно во втором полугодии прошлого года. Во время встреч с клиентами я постоянно замечал, что информационная среда, наполненная прогнозами по развитию негативного сценария, отбивает у большинства компаний желание расти.
– Выполнены ли планы Группы компаний НФК по основным показателям за 2013 год?
– В части факта по выручке мы практически совпали с нашими ожиданиями. По другим объемным показателям прогнозы были чуть более оптимистичны. Прежде всего, это касается результатов IV квартала.
– Если говорить о конкуренции, то ее уровень по сравнению с началом 2013 года усилился?
– Мы видим ситуацию в достаточно негативном ключе, поскольку для сохранения объемных показателей, таких как оборот и портфель, мест в рэнкингах «Эксперта РА» и АФК, а также прочих внешних атрибутов успеха банковскому менеджменту ничто не мешает организовать очередной виток ценовой конкуренции. Недавно я общался с крупным производителем, одним из лидеров в своем сегменте. Сбыт его продукции идет через федеральные сети. Они работают по факторингу без регресса по ставке 8,3% в пересчете на годовые. Таким образом, на рынке есть те люди, которые продают (внимание!) безрегрессный факторинг дешевле кредита. По-моему, это очень показательный пример того, какова ценовая конкуренция на рынке.
– Какова была динамика факторинговых ставок в сегментах малого, среднего и крупного бизнеса в 2013 году?
– В 2013 году ставки были стабильны. Наш стандартный подход к формированию стоимости услуг в течение 2013 года мы, по сути, тоже не меняли. Но я не исключаю однако, что нам предстоит это сделать. Сейчас все ждут, что произойдет со стоимостью денег после изменения курса рубля и ставки рефинансирования ЦБ РФ. С моей точки зрения, те факторы, которые могли бы повлиять на ситуацию (например, сокращение спроса), уравновешиваются факторами, которые связаны с ростом недоверия к банковской системе в силу действий Центрального Банка. Играет роль и девальвационный эффект, который может придать ускорение инфляции. Он является противовесом, поэтому, скорее всего, глобальных изменений ставок не будет, но если ключевой целью финансовых институтов на рынке факторинга станут объемные показатели, а не экономическая эффективность, то в таком случае мы увидим, что ставки поползут вниз.
– Какой объем факторинговых операций в НФК полностью оформляется посредством трехстороннего электронного факторинга?
– У нас традиционно 99% документооборота происходит в электронной форме. Если говорить о трехстороннем электронном факторинге, когда у нас есть ЭЦП и со стороны поставщиков, и со стороны дебиторов, то это практически все операции по продукту «Закупочный факторинг», на который приходится уже не менее трети оборота НФК.
Электронный факторинг – будущее, в котором есть место каждому Фактору. Это не вызывает никаких сомнений. И если говорить о действенных мерах в части повышения производительности в экономике, то электронный документооборот – это одно из самых очевидных решений.
– Какова была динамика доли мошеннических запросов в 2013 году? Нет ли у вас опасений насчет активизации неблагонадежных клиентов на фоне замедления рынка и экономики в целом?
– Первый барьер, препятствующий попаданию мошенников в компанию, – это наши консультанты, а не служба безопасности и представители риск-менеджмента. Если этот всплеск активности мошенников был, то, наверное, мы его не заметили, потому что он не дошел до наших контрольных процедур.
Я бы поддержал теорию о том, что мошенники существовали, строили пирамиды, и, наконец, когда происходит замедление темпов роста экономики, все эти конструкции из недействительных денежных требований начинают рушиться. Однако очень сложно сказать, сколько таких бомб замедленного действия заложено в активе российского рынка факторинга, потому что подходы к управлению рисками у всех разные. Дать какой-то прогноз относительно того, когда это все должно реализоваться (и должно ли вообще), я не готов.
– Если говорить о портфеле НФК и потерях за 2013 год, какие объемы приходятся на мошенничество и на реализованные кредитные риски?
– В 2013 году мы ни разу не столкнулись с реализовавшимся мошенничеством. Чаще всего просрочки, с которыми мы имеем дело, связаны с серьезными ошибками в текущей деятельности компаний-клиентов, например, со слишком оптимистичными прогнозами по сбыту или с недостаточно адекватной оценкой коммерческих перспектив тех или иных проектов.
– Как вы считаете, удастся ли в 2014 году справиться с законодательными барьерами, которые ограничивают рост российского рынка факторинга?
– Какие-то моменты уже близки к материализации, например, ратификация Конвенции УНИДРУА, другие же вопросы, например, внесение поправок в Гражданский кодекс, имеют более туманные перспективы. Все осложняется тем, что просто выпустить подзаконный акт или даже закон в нашей стране недостаточно. Еще конкретный человек должен сказать, что его применение – нормальная практика.
– Оцените, пожалуйста, динамику доли проблемных активов в факторинговом портфеле Группы компаний НФК в 2013 году. Как вы оцениваете данный показатель в целом по рынку?
– В 2013 году у нас доля просрочки снизилась, однако с точки зрения дальнейшего развития ситуации в экономике все больше факторов играет в пользу ухудшения платежной дисциплины. Пока нет ощущения, что ситуация ухудшится очень серьезно, но, скорее всего, такой тренд будет хотя бы потому, что при существенном падении темпов роста активов у игроков российского рынка факторинга не будет возможности новыми продажами размывать долю просрочки.
– Дайте, пожалуйста, ваш прогноз развития рынка факторинга на 2014 и 2015 годы.
– В качестве базового сценария развития рынка на этот год я бы ориентировался на прирост в 20–25%.