«Немыслимое счастье, что ставки на рынке наконец-то перестали падать»

Михаил Окунев, Начальник Банковского Управления ОАО АКБ "Металлинвестбанк"

– Как изменился рынок факторинга за прошедший год, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных для начала 2012 года?

– Немыслимое счастье, что ставки на рынке наконец-то перестали падать. С августа 2011 года и до сих пор ставки постепенно растут. Жаль, что пока никак не случится какой-нибудь кризис. Надеюсь, в 2012 году кризис случится. Хочу кризиса плохих долгов, кризиса ликвидности и волатильности на финансовых рынках. Сложилась парадоксальная ситуация: для крупных корпоративных заемщиков сейчас ставки примерно такие же, как для малого и среднего бизнеса, что неправильно.

– Почему вы заинтересованы в кризисе плохих долгов?

– Потому что именно в кризис проявляются преимущества факторинга над традиционным беззалоговым кредитованием. Факторинг в силу того, что большая часть клиентов являются субъектами МСБ, подвержен чуть большему риску просрочки платежей, но в то же время вероятность взыскания просроченного долга много больше в силу наличия ответчика-дебитора.

– Каких успехов достиг ваш банк в 2011 году?

– В 2011 году мы запустили бездокументарный факторинг – это фантастический успех. Примерно с половиной дебиторов (по объему сделок, а не по числу дебиторов) мы работаем по бездокументарному факторингу. Плюсы работы очевидны: отказ от огромного количества бумаг. Неожиданным для нас явился тот факт, что далеко не все клиенты захотели полной прозрачности в рамках электронного документооборота, часть клиентов в принципе не хотели ничего менять. От чего мы делаем вывод, что и документарный наш факторинг идеально подходит некоторым клиентам. При этом надежность для нас бездокументарного факторинга существенно выше, чем документарного. У нас не было ни одного суда при электронном документообороте. При этом мы понимаем, что вопросов у наших судов по бездокументарном факторингу будет возникать куда больше, так как законодательная база хуже.

К нашим успехам мы также относим рост «доли регресса» – это та часть собираемой нами дебиторской задолженности, которую мы получаем от дебитора, а не от клиента. Так вот эта доля у нас уже составляет 93%, в 2010 году было 85%. Что касается финансового результата, то 2011 год сопоставим с 2010 годом в этом отношении. Пока 2009 год остается самым доходным для нашего факторингового подразделения. В 2011 году доходность упала, портфель вырос, прибыль осталась примерно на прежнем уровне.

– С какими основными сложностями пришлось столкнуться в 2011 году?

– Основная сложность в 2011 году была связана с работой в условиях минимальной маржи, которая до сих пор по-прежнему ниже, чем в 2010 году.

– Продвинулась ли ваша инициатива по запуску программы для обмена данными между Факторами о неблагонадежных дебиторах?

– Нет, к сожалению, наша инициатива пока не реализована. Этот процесс эволюционный и небыстрый. Но около шести Факторов уже приняли участие в работе этой программы.

– Как вы оцениваете динамику доли проблемных активов в портфеле вашего банка в 2011 году? Как вы оцениваете данный показатель в целом по рынку?

– В целом по рынку доля проблемных активов остается на прежнем уровне. В 2011 году случилось важное для нас событие. Крупнейший проблемный дебитор исполнил перед нами свои обязательства. Около половины нашей проблемной задолженности составляла задолженность данного дебитора. Мы сделали выводы. Данное событие в полной мере продемонстрировало, что вероятность взыскания проблемной задолженности в случае факторинга много выше, нежели в случае кредита.

– Каковы перспективы у региональных рынков в ближайшем году? Планируется ли вашим банком расширение географической сети присутствия в 2012 году?

– На 2012 год мы не планируем открытия обособленных подразделений в регионах. Основная торговля идет через Москву и в Москве. Я думаю, что мы не увидим скачкообразного роста региональных рынков. На Москву и Санкт-Петербург по-прежнему будет приходиться львиная доля рынка. Для того чтобы эффективно работать на региональных рынках, необходимо (в нашей системе координат) уметь эффективно работать с дебиторами региональными. В этом мы видим направление развития и направляем туда кучу усилий.

– Какова стратегическая цель Металлинвестбанка на рынке факторинга?

– Мы мечтаем любого поставщика сегмента FMCG и его дебиторов в любой точке России принимать на факторинг. В части регионального присутствия мы ограничимся Москвой, Санкт-Петербургом (логистический центр Северо-Запада), Нижним Новгородом (у нас развивается, потому что у банка там сильный филиал) и Екатеринбургом для всех тех клиентов, которые находятся за Уральским хребтом. Развитые технологии нам позволяют работать по бездокументарному факторингу с дебиторами по всей стране. Необходимым для нас условием принятия дебиторов вне наших точек присутствия является указание в договоре поставки между нашим клиентом и дебитором условий решения разногласий в судах города Москвы. Нам судиться во Владивостоке невозможно.

– Отразится ли на рынке факторинга вступление России в ВТО? Если да, то как?

– По моему мнению, вступление России в ВТО никак не отразится на рынке факторинга. Напротив, многие иностранные финансовые институты в 2011 году ушли с российского рынка факторинга.

– Оправдывает ли доля безрегрессного факторинга в портфеле Металлинвестбанка ваши ожидания?

– Пока нет. Безрегрессный факторинг растет медленнее, чем нам бы хотелось.

– Дайте, пожалуйста, ваш прогноз развития рынка факторинга на 2012 и 2013 годы.

– В прогнозах роста рынка, на мой взгляд, правильно ориентироваться на прогнозы ЦБ по росту банковской системы 10-15% в год. Рынок факторинга будет расти на 10-15% быстрее. Таким образом, рост составит 20-30% в год.