«Качество факторинговых активов в 2016 году, безусловно, повысилось»

Сергей Авдюхин, Директор дирекции факторингового обслуживания ООО МКК «СимплФинанс»

– Как изменился рынок факторинга за 2016 год, какие события и тенденции вы бы выделили в качестве основных? С какими сложностями пришлось столкнуться в 2016 году? В чем специфика работы МФО на рынке факторинга?

– Рынок факторинга в 2016-м показал небольшой рост. Факторы почти полностью избавились от проблемных активов 2014–2015 годов и перешли к наращиванию портфелей. Однако рост обусловлен финансированием текущих и известных ранее Факторам клиентов. Количество новых клиентов и дебиторов составило менее 50% от привлекаемых в 2011–2014-м ежегодно. Пережив потери, Факторы боролись за качество портфелей и активно конкурировали друг с другом, снижая стоимость обслуживания.

Основные сложности, с которыми пришлось столкнуться Факторам, это ценовая конкуренция за высококачественных клиентов и внесение изменений в Федеральный закон № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Факторов обязали нарушать коммерческую и банковскую тайну и публиковать в Едином федеральном реестре юридически значимые сведения о заключенных договорах факторинга, уступленных суммах и контрагентах в зависимости от широты трактовки закона. Помимо разглашения коммерческой тайны, данный закон подстегивал недобросовестную конкуренцию между Факторами, позволяя тем из них, у кого дешевле фондирование, предоставлять более выгодные условия клиентам других Факторов, демпингуя по стоимости.

Особых отличий от других правовых форм Факторов формат микрофинансовой организации не предполагает. Есть несколько обязательных нормативов – достаточности собственных средств и ликвидности, которые надо выполнять МФО, но они только показывают заинтересованным лицам финансовую устойчивость Фактора с такой правовой формой организации.

– Как изменялось качество факторинговых активов в 2016 году? Каковы ваши ожидания относительно качества факторинговых активов на рынке в целом и по вашей компании в частности на 2017 год? Компании из каких отраслей, по вашему мнению, будут находить­ся в зоне повышенного риска? Финансирование каких отраслей будет приоритетным для вашей компании в 2017 году?

– Качество факторинговых активов в 2016 году, безусловно, повысилось. Факторы возвратили по суду или списали в расходы просроченные активы и резко повысили требования к качеству новых сделок. Подобное отношение к рискам будет и в 2017 году. В условиях стагнирующей экономики с большой долей неопределенности в векторах развития зарабатывать на высокорискованной дебиторской задолженности Факторы не решатся.

В 2017 году Факторы будут продолжать активно конкурировать в сфере сетевого ретейла. Традиционно нефакторабельные сделки в строительной области, ювелирной сфере, брокерском и комиссионном сегментах. В этих областях факторинг, скорее всего, не появится.

Наша компания выстраивает качественный диверсифицированный портфель с приемлемым уров­нем доходности для акционеров. Тем не менее мы рассматриваем весь входящий поток запросов, внимательно прорабатываем те области, в которых факторинг по каким-либо причинам не внедрен, и если факторинговая сделка не получается по нашим критериям, стараемся подобрать другие виды финансирования из очень широкого спектра возможностей нашей микрокредитной организации.

– Насколько интенсивно ваша компания работает в направлении взаимодействия с элек­тронными факторинговыми площадками? Какого прогресса удалось добиться в части перехода на факторинг без бумаги в 2016 году рынку в целом и вашей компании в частности? Каковы перспективы использования EDI-технологий в 2017–2018 годах?

– Мы изначально сделали ставку в развитии на высокотехнологичное обслуживание. Задачи по работе с контрагентами по электронным каналам связи у нас находятся в наивысшем приорите­те. Мы активно сотрудничаем с площадкой FactorPlat от компании Edisoft, внедряем ЭДО на собственной платформе, принимаем документы от контрагентов, полученные по e-mail и подписанные электронно-цифровой подписью. В настоящий момент доля финансирования с использованием EDI- технологий составляет более 80% и продолжает расти.

Процесс перехода индустрии на ЭДО активно запущен. Полагаю, что взрывной рост пойдет с внедрением с 1 июля 2017 года УПД в электронном виде. Процедура внедрения ЭДО непростая, но прогнозируем, что в ближайшие пять лет бумажный документооборот окончательно уйдет в прошлое.

– По нашим оценкам, сегмент МСБ в основном финансируется за счет кредитов (в 2013– 2016 годах доля кредитов в источниках финансирования МСБ составила 80–90%) и лизинга (в 2013–2016 годах доля лизинга в источниках финансирования МСБ составила 4–8%). В свою очередь, доля финансирования МСБ за счет факторинга крайне мала и имеет тенденцию к снижению (в 2013 году – 4,4%, в 2014 году – 5,8%, в 2015 году – 5,4%, в 2016 году – 6%). Что, по вашему мнению, сдерживает рост доли факторинга как источника финансирования для МСБ?

– К сожалению, сегмент МСБ – один из самых непростых во всей экономике. Работа с ним свя­зана с высокими рисками невозврата и сложностью в оценке и прогнозировании бизнеса. Поддержка государства очень невнятна. В связи с большими рисками возврата финансирования рынок предлагает достаточно высокую стоимость заемных средств. А это в свою очередь не устраивает малый бизнес – деятельность становится малорентабельной.

Что касается факторинга, то в МСБ доля расчетов с отсрочкой платежа невелика. Контрагенты предпочитают рассчитываться по факту произведенных работ / оказанных услуг, а если расчеты производятся с государством, то факторинг и вовсе находится под запретом.

Перечисленные нюансы и не позволяют найти общие точки соприкосновения финансовых структур и МСБ и кардинально увеличить объемы финансирования.

– Как менялась продуктовая линейка вашей компании в течение 2016 года? Какие новые продукты наиболее востребованы на рынке факторинга на данный момент?

– Кардинальных изменений в продуктовую линейку мы не вносили. Клиентами востребован классический факторинг с регрессом и без регресса. Мы активно продвигаем простую и понятную структуру комиссионного вознаграждения, без сложных скрытых комиссий и дополнительных начислений. Считаем, что клиент должен быть осведомлен о своих расходах и получать полную и точную информацию обо всех нюансах обслуживания.

– Насколько сильно ужесточилась конкуренция на рынке факторинга в 2016 году (в том числе в связи с появлением новых игроков на рынке)? Ожидаете ли вы усиления конкуренции в 2017-м? Насколько вероятно, по вашим оценкам, дополнительное повышение интереса к факторингу и численности игроков? Какими конкурентными преимуществами, на ваш взгляд, обладает ваша компания?

– Конкуренция на рынке факторинга в 2016-м достаточно существенно усилилась. Новых крупных игроков на рынке в 2016 году не появилось, и Факторы продолжают конкурировать между собой. Они вплотную приблизились к финансированию по ключевой ставке. Доходность операций упала. Рынок борется за качественных клиентов, не желая рисковать. Подобная ситуация будет наблюдаться и далее, так как она напрямую связана со стагнацией в российской экономике.

Наша компания является клиентоориентированным Фактором. Мы быстро подбираем нужный финансовый инструмент любому клиенту в зависимости от его потребностей. Процедура рассмотрения заявки очень скорая. Мы запрашиваем действительно только необходимые документы. Наши возможности весьма широки, и обращаясь к нам, клиент получает требуемые ему финансы и условия обслуживания.

– Как вы могли бы охарактеризовать динамику и размер факторинговых ставок для МСП и крупного бизнеса в 2016 году в условиях обострения конкуренции? Какова прогнозная динамика ставок на следующие 12 месяцев?

– Как уже было сказано, ставки в течение года снизились и вплотную приблизились к ключевой ставке ЦБ РФ. Однако в связи со стагнацией в экономике рынку требуются финансовые ресурсы для роста. Считаем текущий уровень ставок достаточно высоким для стимулирования экономики. Тем не менее, в ближайший год вряд произойдут кардинальные перемены. Прогнозная динамика движения ставок будет небольшой. Ставки опустятся не более чем на 2–3% в год.

– Насколько эффективным, по вашему мнению, является диалог факторингового сообщества с законодательной властью? Конкретизируйте, пожалуйста, ожидаемое вами влияние на рынок факторинга снятия законодательных ограничений в части применения факторинга в сегменте госзаказа. Позволит ли это упростить доступ МСБ к госзакупкам? Насколько сильно в связи с этим могут измениться объемы рынка? Может ли рост госфакторинга стать причиной появления новых рисков?

– Факторы активно пытаются общаться с властью, но, к сожалению, не по всем интересующим их вопросам идет конструктивный диалог. Рынок связывает большие ожидания со снятием законодательных ограничений. По разным, даже консервативным оценкам, рынок факторинга может удвоиться, так как доля государства в экономике очень велика. Считаем, что это также даст необходимый толчок к развитию малого и среднего бизнеса. Структурно оценка рисков при работе с государством по факторинговым сделкам, скорее всего, будет лежать в области больших отсрочек и оценке качества оплат по ним. Из опыта работы бизнеса с государством видно, что иногда возникают сложности с выделением запланированных в бюджете средств и как следствие бизнес не получает оплату в договорные сроки.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы применения технологии blockсhain в факторинговых операциях?

– Технология достаточно новая для бизнеса, и в факторинге она делает первые шаги. Мы внимательно изучаем нюансы работы. На вторую половину года у нас запланированы пилотные сделки. В первую очередь интересны возможности верификации, проверка на двойное финансирование и прочие способы повышения безопасности сделок. Однако, для того чтобы использовать всю мощь технологии, ее следует применять всем игрокам рынка, а для этого надо скоординировать взаимодействие и начать договариваться об общих стандартах. Без этого технология не раскроет себя полностью.

– Каковы перспективы развития факторингового направления вашей компании и рынка факторинга в целом в 2017 году? Какая динамика клиентской базы и объемов факторингового бизнеса вашей компании ожидается в 2017 году? Какие потенциальные точки роста / поддержки рынка вы бы выделили? С какими вызовами предстоит столкнуться?

– Мы вышли на рынок с очень амбициозными планами. Наш портфель должен вырасти в два раза и достигнуть 1 млрд рублей. Количество клиентов и дебиторов должно удвоиться. Мы активно работаем над внедрением цифровых технологий обслуживания. Доля электронного документооборота уже сейчас у нас составляет более 80%.

В 2017 году мы будем активно предлагать высокотехнологичный факторинг. Внедрение электронного УПД в торговом секторе и технологии blockсhain для факторинговых операций будут широким подспорьем в нашем росте и предложениях для наших клиентов.