«У кого хорошо с ликвидностью и хорошо с управлением рисками – те останутся»

Михаил Карякин, Начальник управления страхования кредитных и специальных рисков, ОАО «КапиталЪ Страхование»

– Как изменился рынок за прошедший год, какие события и тенденции Вы бы выделили в качестве основных для 2008г. (начало 2009г.)?

– Я думаю, мое мнение совпадает с мнением многих моих коллег о том, что ситуация на рынке выглядит драматически. Кризис повлиял на российских Факторов очень сильно: на платежеспособность Факторов, на доступность ликвидности и, наконец, на возрастание степени рисков, которые принимают на себя факторы. Кризис, естественно, является основным событием, потому что из-за него изменилась картина рынка в целом, и мы понимаем, что в этом году поменяются как объемы рынка, так и структура и состав участников. Мы ожидаем и уход ряда Факторов с рынка.

– Какие на ваш взгляд факторы, уйдут с рынка?

– Позволю себе не называть конкретные имена. Но отмечу один важный момент: близость к банку не означает доступ к большой ликвидности. На мой взгляд, есть два фактора выживаемости: доступ к фондированию и управление рисками - управление кредитными рисками, рисками ликвидности, валютными рисками. У кого хорошо с ликвидностью и хорошо с управлением рисками – те останутся.

– А выход новых факторов на рынок как на ваш взгляд возможен?

– В этом году?

– Да.

– Я не думаю, что это возможно, несмотря на наличие спроса. Появился риск недобросовестного отношения клиентов к Факторам. Это всегда проявляется в условиях кризиса. Поэтому я, конечно, не берусь говорить, что не будет выхода новых игроков на рынок факторинга в этом году, но, в моем понимании, это не лучший период.

– Какова доля страхования рисков Факторов на рынке страхования кредитов в России в 2008 году? Прокомментируйте, пожалуйста, динамику этого показателя.

– Доля страхования рисков Факторов на рынке страхования кредитов в России в 2008 году минимальна. Мы повторяем уже не первый год, что страхованием факторинговых рисков занимались очень малая доля потенциальных клиентов. Потому что: во-первых, страхование необходимо только при безрегрессном факторинге (а доля безрегрессного факторинга в России не так велика); во-вторых, часть Факторов, которые занимались и занимаются безрегрессным факторингом, считают, что они лучше управляют рисками сами, чем это было бы в сотрудничестве со страховой компанией. Факторы, являющиеся клиентами страховщиков, в отрыве от российской практики очень хорошо понимают и осознают роль страхования и опасность, которую таят в себе кредитные риски в портфеле.

– Но все-таки по итогам 2008 года безрегрессный факторинг значительно вырос, как и кредитные риски в экономике. Чувствуете ли Вы, что это сказалось на росте спроса на Ваши услуги?

– Да, несомненно. Последний год спрос увеличивается в геометрической прогрессии. Но это не означает, что растет и предложение со стороны страховых компаний.

– Теперь страховая компания может больше выбирать…

– Абсолютно точно. Страховая компания всегда могла выбирать, так как спрос всегда был большой. Сейчас он в десятки раз превышает предложение. Но одно дело страховать риски, когда это происходит по причине правильного и разумного подхода к управлению рисками, а другое дело - приходить к страховщику, когда «горячо», т.е. уже есть проблемы. Что, в общем-то, зачастую и встречается на российском рынке, - это один из источников роста спроса. Самое очевидное доказательство наличия проблем у Фактора - это увеличившиеся просрочки в портфеле. И это видно страховщику, который анализирует портфель.

– Каких успехов достигла ваша компания в 2008 году, и с какими сложностями пришлось столкнуться?

– В отношении успехов в части страхования кредитов – это увеличение объемов застрахованных рисков и приобретение новых интересных клиентов. Сложности прошлого года связаны с кардинальным изменением экономики. Это, естественно, увеличившийся уровень неплатежей. Но это не та сложность, которую нельзя преодолеть; это часть нашей профессии и мы продолжаем трудиться.

– Насколько повысились ставки по страхованию рисков факторов?

– В некоторых секторах экономики ставки выросли в разы. Это те сектора, которые оказались в начале кризиса более рискованными. Но при этом надо понимать, что есть сектора, которые хотя и изменились, но при этом риск вырос не настолько, чтобы повышать ставки в разы. Не хотелось бы приводить примеры отраслей. Но своеобразный «черный список», конечно, у нас сформирован.

– А ставки на услуги страховщиков по страхованию кредитных рисков насколько растут?

– У нас, естественно, постоянно возникают новые сделки по страхованию кредитных рисков, но при этом по возросшей по сравнению с прошлым годом стоимости: ведь все понимают, что риски выросли. На величину ставки, в первую очередь, влияет наша оценка финансового положения и сектора экономики клиента, с которым работает Фактор. В среднем, ставки премии выросли на 50%.

– В настоящий момент в связи с кризисом на рынке факторинга происходит ряд серьезных изменений: некоторые средние и мелкие игроки ушли с рынка, у крупных игроков - финансовые проблемы и, как следствие, на рынке существенный недостаток ликвидности, большинство факторов прекратило или существенно ограничило объемы финансирования. Скажутся ли эти явления на имидже факторинга?

– По-моему, это уже сказалось. Мы постоянно встречаемся с клиентами российских факторов и слышим их мнения о том, насколько изменился рынок, но здесь надо четко отличать имидж рынка в целом (который поменялся, потому что ряд Факторов совсем уходят с рынка) от имиджа отдельных Факторов. На наш взгляд, основное изменение в восприятии факторинга клиентами заключается в осознании того, что факторинг – это не только и не столько финансирование, сколько инструмент управления рисками дебиторской задолженности.

– Дайте, пожалуйста, Ваш прогноз развития рынка факторинга в 2009г.

– Мне кажется, в отношении факторинга уже начался процесс, который будет прослеживаться весь 2009 год - очищения рынка факторинга. Не от какого-то негатива, а очищение в том смысле, что останутся наиболее сильные и наиболее правильные с точки зрения факторингового бизнеса игроки. И это, пожалуй, самое важное изменение на рынке факторинга. Сложно прогнозировать объемы уступленной дебиторской задолженности - они привязаны к доступности и цене ликвидности для Факторов.

Мне сложно представить, что рынок факторинга как таковой исчезнет. Он останется, и останутся сильные игроки, которые пройдут через кризис и окрепнут. Но, на наш взгляд, будут и уже есть прецеденты ухода с рынка игроков, которые повлекут за собой еще больше недоверия инвесторов и кредиторов к факторингу. И это недоверие затронет всех российских Факторов - в не зависимости от их аффилированности с банками и финансовыми группами. Чем больше дефолтов Факторов происходит в России, тем сложнее российским Факторам будет привлекать фондирование в будущем.

– А вашими клиентами являются крупные или мелкие Факторы?

– За страхованием приходят многие. Другое дело, кто от нас уходит с полисом. Здесь, наверное, было бы правильнее сказать, что большую долю наших клиентов – Факторов составляют иностранные финансовые институты.

– К ним больше доверия?

– Просто у них больше понимания того, зачем нужно страхование и какова его роль в риск-менеджменте.

– Есть такое мнение, что находясь в преддефолтном состоянии, клиенты будут в первую очередь погашать свои обязательства пред Факторами, а не перед банками, поскольку несвоевременное погашение обязательств пред Факторами приведет к пустым полкам, и тогда будет поздно с кем-либо договариваться о реструктуризации.

– На самом деле, рассматривая вопрос страхования Факторов, мы тоже об этом думали и даже скорее на это рассчитывали. Но рано или поздно компания, которая в такие игры играет, доходит до дефолта, и тогда страдают все кредиторы – и Факторы, и банки.

– По краю проходят многие, но тонут из них не все…

– Согласен. Время покажет, кого будут выбирать клиенты. У нас уже в этом году возник один случай, когда проходя по этому лезвию, должник вполне осознанно выбрал банк, а не Фактора. В этой связи важно поведение банка: если он не готов идти на реструктуризацию и занимает жесткую позицию (т.е. готов «убить» бизнес ради возврата своих денег) то клиент может выбрать банк.

– Спасибо за интервью!

– Спасибо Вам!