Коллективный стиль

Алексей Зайко

Компания «Волга-Днепр» рассчитывает прорваться в десятку крупнейших мировых грузоперевозчиков за счет интернационализации компании и диверсификации бизнеса

Валерий Габриель, исполнительный президент авиакомпании «Волга-Днепр»; Сергей Шкляник, старший вице-президент ГК «Волга-Днепр»; Алексей Исайкин, президент ГК «Волга-Днепр»; Виктор Шерин, генеральный директор «Волга-Днепр Техникс»; Татьяна Арсланова, вице-президент ГК «Волга-Днепр» по стратегическому управлению и маркетингу (слева направо)

Готовясь к интервью с лидером российского рынка авиаперевозок компанией «Волга-Днепр», мы получили категоричное условие. Либо интервью будет коллективным, либо его вообще не будет. И в самом начале интервью президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин пояснил свою позицию:

— Мы видим будущее не в подвиге героев-одиночек, а в коллективных усилиях команд менеджеров и собственников. Это причина, по которой я настоял, чтобы разговор был не с так называемым первым лицом, а с командой наших менеджеров. Серьезный долгосрочный успех в таком сложном, технологичном бизнесе невозможен, если все завязано только на одного человека.

После этого вступления он сразу же передал слово для ответа на вопросы старшему вице-президенту группы компаний «Волга-Днепр» Сергею Шклянику.

— Какие целевые показатели по рыночной доле, объему выручки, производительности труда и капитализации бизнеса ставит перед собой ваша компания на ближайшие десять лет?

— Общая выручка компании в 2020 году должна достичь примерно семи миллиардов долларов. Это в пять раз больше, чем сейчас, причем структура доходов будет сбалансирована в пропорции 50 на 50 по двум нашим основным бизнесам: чартерным и регулярным перевозкам грузов. Если говорить о рыночных долях, то здесь мы видим ситуацию следующим образом. В чартерных перевозках мы сможем занять к этому сроку около 50 процентов глобального рынка, при этом в сегменте рамповых самолетов наша доля будет составлять порядка 85 процентов. Если говорить о регулярных перевозках, развитием которых у нас руководит Татьяна Арсланова, мы планируем к 2020 году войти в десятку крупнейших перевозчиков, что потребует занять как минимум семь процентов мирового рынка грузовых авиаперевозок. Исходя из сегодняшних объемов перевозок это где-то 1,2 миллиона тонн грузов. Кроме того, сейчас мы активно развиваем новое направление — техническое обслуживание авиатехники, и в этом бизнесе планируем войти к 2020 году в десятку крупнейших провайдеров. Сейчас мы в рамках нашей группы компаний выделили подгруппу бизнесов, которые специализированы в данном секторе, и прилагаем необходимые усилия и средства, чтобы обеспечить их интенсивное развитие.

По производительности труда мне хотелось бы отметить следующий момент. Принято считать, что в России она очень низкая. Но это очередной пример средней температуры по больнице. Показатель вроде объективный, но совершено бессмысленный. В компании «Волга-Днепр» показатель выручки на одного человека составляет около 0,5 миллиона долларов в год, это примерно раза в два больше, чем у всех остальных российских компаний. Но пока этот показатель ниже, чем, например, у одного из международных лидеров в нашем секторе — компании Cargolux. У них на каждого сотрудника уровень выручки около 0,7–0,8 миллиона долларов в год, и мы прекрасно понимаем: чтобы войти в десятку крупнейших грузоперевозчиков, нам придется подтягиваться к этому уровню.

График 1. "Волга-Днепр" будет занчительно опережать темпы роста рынка

Источник: данные компании

График 2. К 2020 году "Волга-Днепр" планирует контролировать около 80% рынка грузовых перевозок рамповыми самолетами

Источник: данные компании

График 3. В ближайшее десятилетие рынок грузовых авиаперевозок вырастет на 50%

Источник: Airbus Global Market Forecast, 2010-2029

По капитализации вопрос более сложный. Сегодня «Волга-Днепр» не публичная компания, поэтому в отсутствии точки отсчета ставить в этой сфере некие количественные цели не имеет смысла. Да, есть некоторые оценки, и мы им придаем большое значение, они у нас зафиксированы в качестве одного из ключевых показателей. Сейчас объясню, почему так. Для реализации стратегических целей, о которых я говорил раньше, необходим капитал. Серьезные, крупные инвестиции. И доступ к рынку капитала, рынку прямых инвестиций, очевидно, будет необходимым условием для реализации данной программы развития. Поэтому, хотя сегодня я не стану называть ориентировочные сроки выхода нашей компании на рынок, заверяю вас, что мы к этому готовимся, ждем благоприятных условий и однажды это сделаем.

Самолеты потом

Впрочем, когда речь зашла о ключевых программах, реализуемых компанией, ее глава Алексей Исайкин, твердо придерживавшийся во время всего интервью линии поведения primus inter pares, снова взял слово.

— После 20 лет работы мы четко усвоили, что в жизни все не так, как в популярной в прошлом веке песне про самолеты. Первым делом все-таки не самолеты, первая наша забота — это люди. Смена поколений происходит не только среди собственников и топ-менеджеров, это серьезный вызов и на уровне линейного, операционного персонала. Высокопрофессиональный, образованный персонал, который мы в свое время получили от Советского Союза, он уже сегодня пенсионного или предпенсионного возраста. Постарел и высший менеджерский состав компании — те, кто ее создал, кто первым занялся трансформацией военно-транспортной авиации в гражданский бизнес. В определенный момент мы поняли, что нам необходимо системное долгосрочное решение в этой сфере, которое позволило бы сформировать базу развития группы «Волга-Днепр» на следующие 20 лет. В вашем исследовании прогноз ограничен 2020 годом, мы у себя во внутренних планах работаем с горизонтом до 2030 года. Я говорю это не для того, чтобы показать, какие мы дальновидные, просто логика самого бизнеса, его динамика вынуждают нас использовать эти масштабы. Именно в перспективе 20-летнего периода имеет смысл планирование развития авиапарка, создание системы обновления кадров. Оба эти процесса жестко увязаны друг с другом и в десятилетний горизонт просто не укладываются. Мы ставим очень амбициозные цели и понимаем, что для их достижения нам потребуются лучшие сотрудники в отрасли. Лучшие летчики, лучшие техники, лучшие маркетологи и так далее. При этом паутина наших маршрутов уже практически покрывает большую часть нашей планеты. Эти два фактора — стремление к совершенствованию компании и объективно глобальный масштаб ее бизнеса — подтолкнули нас к решению об интернационализации компании. Иностранные сотрудники как на стратегическом, так и на операционном уровне у нас появились уже давно, но это был процесс стихийный. Мы не шли к этому осознанно, просто действовали по ситуации. Сейчас формирование кадрового состава компании уже идет иначе. Мы осознанно идем по пути создания интернационального коллектива из лучших специалистов в отрасли, каждый из которых смог бы внести в общий интеллектуальный капитал компании свой уникальный вклад. Сегодня у нас уже работает комплекс повышения квалификации, базирующийся, с одной стороны, на пакете соглашений с российским и зарубежными высшими учебными заведениями, которые готовят для нас специалистов, и с другой — на нашей собственной внутренней системе обучения.

В этой связи у нас уже просматривается явная необходимость корректировки ограничений, налагаемых российским законодательством, которое, например, запрещает иностранным гражданам быть командирами воздушного судна. В 1990-х эта норма была вполне оправданна, но сейчас просто потеряла смысл. У страны больше нет огромного резерва летного состава, подготовленного в СССР. Кроме того, российская экономика все больше глобализируется, и обойти стороной рынок труда этот процесс не может. Корректировка этих норм позволит развивать бизнес, создавать новые рабочие места в России и за рубежом. Сейчас оба эти процесса абсолютно взаимосвязаны, без развития бизнеса за рубежом, без продаж там мы не сможем расширять общий бизнес компании и создавать рабочие места внутри России. Я позволю себе напомнить, что у авиатранспортного бизнеса один из самых высоких мультипликаторов, от его развития напрямую зависит не только авиастроительная отрасль, а десятки отраслей машиностроения, производство цветных металлов, программного обеспечения, строительство и так далее.

Глубокая ремоторизация

Особое место в программе развития компании «Волга-Днепр» занимает расширение авиапарка. В результате она станет обладателем крупнейшего в СНГ и Европе флота грузовых самолетов. В разговор включается Валерий Габриель, исполнительный президент авиакомпании «Волга-Днепр»:

— Если говорить о чартерном направлении бизнеса, то сейчас у нас на нем работает два типа судов: Ан-124–100 и Ил-76ТД-90ВД. Ан-124–100 — это уникальный самолет, способный перевозить то, что не может больше перевезти ни один другой самолет в мире. Речь идет о грузах до 150 тонн, у нас уже есть самолеты, которые модернизированы для подобной загрузки. Сегодня наша компания располагает самым большим в мире парком самолетов этого типа — 10 машин.

Мы сейчас ведем проект глубокой модернизации этого самолета, он включает установку модернизированных двигателей и замену комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. В целом программа оценивается для нашего парка примерно в 500 миллионов долларов, средства мы должны будем инвестировать в ближайшие шесть-семь лет. Но это позволит продлить срок службы нашего парка Ан-124 как минимум до 2035 года. Сейчас лидерные самолеты из нашего парка уже налетали 22 тысячи часов, и наша программа модернизации позволит им летать до 60 тысяч летных часов. Это крайне важный для компании проект, но не главный. Главный проект — возобновление производства самолетов семейства Ан-124. Наша компания выступает не только заказчиком разработки проекта новой модели Ан-124–300, но и основным покупателем новых судов. Новая модель будет превосходить аналоги по всем ключевым параметрам и в первую очередь по эксплуатационной экономике. По нашим оценкам, эффективность новой модели будет опережать наш действующий парк самолетов Ан-124, прошедших модернизацию, более чем на 10 процентов. Всего мы планируем приобрести 40 судов Ан-124–300, что позволит контролировать до 85 процентов всего мирового рынка перевозок уникальных крупногабаритных грузов.

Хочу отметить, что обе программы — модернизация существующего парка и закупка новых самолетов — тесно связаны между собой. 500 миллионов долларов, которые мы вкладываем в модернизацию существующего флота, позволят провести основной объем НИОКР и создать базовый технический задел для старта программы возобновления производства уже новых самолетов Ан-124–300. По сути, это вклад нашей компании в новый масштабный государственный проект.

Ил-76ТД-90ВД — тоже уникальная в своем классе машина, ее максимальная загрузка 50 тонн. Кстати, дополнение ВД в обозначении самолета имеет непосредственное отношение к нашей компании. Именно «Волга-Днепр» профинансировала проект новой модификации самолета, который включал ремоторизацию и установку нового комплекса пилотажно-навигационного оборудования. Это позволило ей как бы заново родиться и летать по всему миру без каких-либо ограничений. Сегодня в компании три самолета этого типа, в начале следующего года будет уже пять. До 2020 года мы планируем построить еще порядка 20 таких судов.

Группа компаний «Волга-Днепр»— мировой лидер в сегменте воздушных перевозок уникальных и негабаритных грузов, крупнейший российский грузовой авиаперевозчик. Основа бизнеса группы — чартерные перевозки на самолетах Ан-124 и Ил-76 (авиакомпания «Волга-Днепр») и регулярные — на Boeing 747F (авиакомпания AirBridgeCargo). Всего в состав группы входит свыше десяти предприятий, а общее число сотрудников превышает 3000 человек. Объем продаж группы в 2010 году составил 1,587 млрд долларов. Грузооборот вырос в 2010 на 7% и составил 1,845 млрд тонно-километров. В нынешнем рейтинге крупнейших компаний России «Эксперт-400» «Волга-Днепр» заняла 118 место.