«Базовые кафедры университета – своего рода интерфейс вуза для общения с партнерами по вопросам обучения, науки и инноваций – сегодня действуют на 15 предприятиях города и области»

Виктор Кокшаров, Ректор Уральского федерального университета

 – В последнее время встречается мнение, что охват высшим образованием, фактически ставший почти всеобъемлющим, необходимо уменьшить, поскольку обеспечить качественную подготовку такого числа студентов невозможно. Разделяете ли вы это мнение? Может быть, на ваш взгляд, подготовка по ряду специальностей действительно не требует столь долгого обучения?

 – Наверное, вузу жилось бы легче с меньшим количеством лучше подготовленных к продолжению образования и мотивированных на учебу студентов, однако и вуз при таком подходе будет другим – сократится бюджет, а значит, возможности для развития, пострадает так называемая социальная функция, как в отношении молодежи, пока настроенной на непременно высшее образование, так и в отношении профессорско-преподавательского состава.

Потому приемлем эволюционный путь изменений. Мы не случайно подчеркнули, что настрой на высшее образование пока имеет общий характер. Однако уже сегодня видны и другие тенденции, прежде всего, это возможности открытого образования, которые растут чрезвычайно быстро как в количественном, так и качественном измерении. Это и реформы профессионального образования: введение новых стандартов для топ-50 наиболее востребованных профессий, обновление материальной базы колледжей, расширение участия учеников в мировом движении «Ворлдскиллс» и ряд других направлений развития. Эти тенденции постепенно ослабят наплыв в вузы, в особенности малопрестижные, не отличающиеся высоким качеством подготовки.

В УрФУ мы ищем решение, позволяющее сочетать количество обучающихся и качество их подготовки. Один из путей – естественный отбор. Разные подходы к обучению студентов, имеющих разные способности, базовую подготовку и мотивацию к получению образования.

При сохранении общей для всех (хотя с разными уровнями сложности) фундаментальной и, например, общеинженерной подготовки выделение индивидуальных траекторий для наиболее талантливых и мотивированных. Возможность для всех участвовать в конкурсах, олимпиадах, хокатонах и прочих формах самостоятельной активности с фиксацией индивидуального цифрового следа (портфолио) и выбор на этой основе лучших. Задача всех учить хорошо, лучших – отлично, дав им возможность работать над интересными и нужными проектами, добывать знания и умения в постоянной практической проблемно-ориентированной работе. Переходы из одной категории («хороший – лучший») никому не заказаны, было бы желание.

О сроках обучения. Имеем достаточно положительный опыт создания гармонизированных программ «колледж – вуз» с ускоренной индивидуальной вузовской траекторией. Трех лет для получения профессии на уровне прикладного бакалавриата достаточно.

 – Цифровизация, повсеместное внедрение ИТ-технологий, развитие научно­технического прогресса и знаний происходят стремительно. Насколько в этих условиях увеличивается актуальность постоянного переобучения? Для каких сфер это характерно в большей мере? Что УрФУ делает в данном направлении?

 – Цифровизация дает большие возможности бизнесу, однако пока этим пользуются немногие. Просто в силу того, что требуемыми компетенциями обладает ограниченный круг специалистов. И использование в бизнесе больших данных, новых каналов и способов продвижения товаров и услуг, новых способов производства, интернета вещей, искусственного интеллекта остается пока уделом немногих компаний. Эту ситуацию университеты как раз могут исправить, предлагая компаниям и людям образовательные программы, ликвидирующие данный пробел.

Постоянное переобучение и переподготовка становится устойчивым трендом. Пока в явном виде это характерно для быстроменяющихся отраслей, но постепенно начинает задевать многие классические. УрФУ, в частности, запустил целый ряд образовательных программ уровня магистратуры и дополнительного профессионального образования, направленных на получение людьми компетенций в области цифровой экономики (работа с большими данными, искусственный интеллект в управлении капиталом и другое). Например, финансовые сервисы и банки стали сильно цифровизированы, идет процесс тотальной автоматизации и информатизации, банкам нужны специалисты совсем другого профиля, как результат, в ИРИТ-РТФ открывается базовая кафедра Сбербанка России. То же самое постепенно происходит и в машиностроении, металлургии, медицине, образовании и науке. Мы создали новые научные и образовательные подразделения, которые ведут исследования и обучение в этой сфере: лаборатория экономики цифрового общества совместно с Академией наук, лаборатория современных телекоммуникационных технологий (совместно с Keysight Technologies), инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения, формируем содержательную основу цифрового развития (в этом году УрФУ разработал концепцию создания «умного» региона на территории Свердловской области, в рамках которой предложены лучшие решения по smart-city для Среднего Урала).

Работает академия Cisco. Запускаем в этом году две академии Samsung, Интернет вещей. Сейчас реализуются образовательные проекты: 

1. Проектируем новые программы переподготовки разного уровня – от базовых курсов по цифровой культуре для всех студентов до серьезных программ для ИТ-директоров, создания цифровых полигонов для программ по информационной безопасности. Есть цель – существенно увеличить объем совместных с партнерами из индустрии программ дополнительного образования.

2. Внедрение проектного обучения для студентов бакалавриата. Цель – создание образовательной среды для быстроменяющихся требований новых индустрий и профессий.

3. Совместные модули и дисциплины с компаниями цифровой экономики (СКБ «Контур», Сбербанк, «Наумен», JetStyle, ОКБ «Новатор»).

Стоит отметить, что существенный вклад в увеличение доступности новых компетенций вносит и изменение формата обучения (онлайн-курсы). Студенты УрФУ активно выбирают онлайн-курсы ИТ-направленности от ведущих университетов РФ и мира с сопровождением наших преподавателей и разрабатывают проекты под задачи местной индустрии.

 – Отечественная система высшего образования с момента возникновения в большей мере ориентировалась преимущественно на раздельное существование с прикладной и тем более фундаментальной наукой. Реформы последних десятилетий эту раздельность (по крайней мере, в части прикладных исследований) стремятся устранить. На примере вашего университета оцените, пожалуйста, успешность этих реформаторских усилий.

 – Данное утверждение не является полностью верным для УрФУ. Обе составляющие части Уральского федерального университета (Уральский государственный университет (УрГУ) и Уральский политехнический институт (УПИ)) в изрядной степени были ориентированы на научные исследования. Во многом это связано с тесными контактами обоих вузов с исследовательскими институтами Уральского отделения Академии наук, в большей части которых штатный научный состав был сформирован (и сейчас сформирован) из выпускников УрГУ и УПИ. Поэтому фундаментальные исследования были неотъемлемой частью научно-образовательного процесса в обоих вузах по очень широкому спектру направлений – от математики, физики и астрономии до философии, филологии, истории. Акцент на прикладную науку был более характерен для УПИ по понятной причине: инженерное образование ориентировано, в первую очередь, на промышленный комплекс Урала, а наличие устойчивых связей инженерных факультетов УПИ с промышленными предприятиями сопровождалось (и сопровождается) значительными объемами хоздоговорных научных работ прикладного характера. Поэтому мы можем утверждать, что в отношении УрФУ никакого раздельного существования с наукой не было.В этом плане развитие УрФУ как ведущей научной организации основано на прочном фундаменте главных научных школ, на тесном научном сотрудничестве с институтами УрО РАН и промышленными предприятиями, на расширяющемся международном сотрудничестве.

 – Одним из основных аргументов сторонников ЕГЭ является утверждение, что такая форма организации экзаменов открывает большие возможности перед абитуриентами из глубинки. Оценивая опыт УрФУ на протяжении последних 5–10 лет, вы подтверждаете или опровергаете верность указанной позиции? Сохраняет ли она актуальность в связи с все более широким распространением дистанционных форм обучения и подготовки с использованием возможностей Интернета и ИТ-технологий?

 – Под поступившими из глубинки в приведенной статистике понимаются жители сел, поселков, поселков городского типа и небольших городов, не являющихся районными центрами.

Данные за последние 7 лет показывают, что процент абитуриентов из глубинки, зачисленных по результатам ЕГЭ в УрФУ, меняется незначительно и в среднем составляет около 15% от общего количества поступивших, что, на наш взгляд, свидетельствует о равных возможностях поступления в вузы для абитуриентов как из крупных городов, так и из глубинки. Отметим, что для небольших населенных пунктов процент поступивших в один из ведущих вузов страны довольно значительный, и это стало возможно только благодаря ЕГЭ.

Интерес к дистанционной форме обучения с использованием возможностей Интернета и ИТ-технологий ежегодно неуклонно растет, хотя и реализуется в УрФУ только по заочной форме обучения. Поступающие по результатам ЕГЭ в основном лица, окончившие школу и заинтересованные в поступлении на очную форму обучения. В связи с этим процент поступающих на программы с возможностью дистанционного обучения возрастает, в основном за счет лиц, имеющих среднее профессиональное и высшее образование.

 – Какие виды взаимодействия университета с работодателями проявили себя как наиболее эффективные с точки зрения трудоустройства выпускников и постоянного совершенствования содержания и форм образовательных программ?

 – УрФУ уже более 10 лет реализует весьма эффективную форму взаимодействия с потенциальными работодателями – речь идет о так называемых партнерских программах. В чем заключается это партнерство?

Прежде всего, мы садимся за стол переговоров с заинтересованными специалистами предприятия-партнера. Наша совместная задача – договориться о тех результатах обучения, к которым приведет партнерская программа.

Конечно, предложения работодателей мы дополняем своим видением – включаем в программу такие результаты, которые позволяют готовить выпускника не только под потребности дня сегодняшнего, но и «на вырост», готового к инновациям и решению нестандартных задач.

В таком сотрудничестве мы рисуем своеобразный компетентностный портрет будущего специалиста. А далее партнерство предполагает участие наших коллег с производства в образовательном процессе, причем участие это не только в организации практик, но и ведении отдельных модулей программы, подготовке заданий для проектной работы и требовательном контроле и оценке исполнения.

Одной из организационных форм партнерства являются базовые кафедры университета, которые сегодня действуют на 15 предприятиях города и области. Базовая кафедра – это интерфейс вуза для общения с партнерами не только по вопросам обучения, но также науки и инноваций.

Постоянный контакт и совместная работа сотрудников университета и специалистов предприятия – отличный способ создать настоящую команду единомышленников, слаженная работа которой обеспечивает нужный результат – подготовку востребованных на производстве выпускников.

Одной из удачных форм взаимодействия вуза и предприятия является совместное участие в государственной программе «Новые кадры для ОПК».

Вуз готовит особые образовательные модули под заказ предприятий оборонно-промышленного комплекса, по которым учатся студенты, заключившие договоры о целевом обучении.

Такая направленная подготовка в сочетании с продуманными и хорошо организованными увеличенного объема практиками обеспечивают требуемое качество обучения выпускников, которые без дополнительной «заточки» эффективно встраиваются в производственный процесс.

В течение 5 лет УрФУ активно участвовал еще в одной государственной программе, направленной на повышение квалификации инженерных кадров. За эти годы фактически такие же партнерские программы дополнительного профессионального образования освоили свыше 500 молодых инженеров.

Обучение сопровождалось стажировками на лучших отечественных и зарубежных предприятиях, причем в стажировках вместе с обучающимися участвовали и преподаватели вуза, что давало возможность и им повысить квалификацию и актуализировать знание технологий. Жаль, что реализация программы такой обоюдно полезной программы закончилась...

Конечно, эти новые современные знания преподаватели включали в свои курсы, и студенты с таким багажом повышали свои шансы удачного трудоустройства.