Раздел: Нефть и газ (1995—2022 гг.)
10 крупнейших компаний в нефтяной и нефтегазовой промышленности из рейтинга RAEX-600 2020 года — Аналитика
RAEX-600 2020 года
Углеводородная бомба
В рейтинге крупнейших компаний России RAEX-600 впервые за последние 20 лет сменился лидер — на первое место вышла «Роснефть», потеснившая «Газпром» и «Лукойл». В целом же итоги рейтинга на фоне потрясений 2020-го точнее всего характеризуются как затишье перед бурей.
Дмитрий Гришанков, Фёдор Жердев, Дмитрий Кабалинский, Дмитрий Миндич, Вартан Ханферян
Переход в газообразное достояние
Громкая, хотя и ожидаемая сенсация нынешнего рейтинга RAEX-600 — «Газпром» больше не крупнейшая компания России. По объёму реализации среди российских компаний по итогам 2019 года на первую строчку поднялась «Роснефть», которая заодно обошла и неизменного «номер два» нашего рейтинга «Лукойл». Событие, без преувеличения, эпохальное и красноречивое. Шутка ли: «Газпром» бессменно занимал первую позицию рейтинга, начиная с далекого 2000 года. Именно тогда он сместил с пьедестала прежнего многолетнего лидера — РАО ЕЭС России. С тех пор в России выросло целое поколение, для которого слова «Газпром» и «крупнейшая компания России» тождественны.
По итогам 2019 года рублевая выручка «Газпрома» уменьшилась на 6,5%. Причина столь скромных результатов — продолжавшееся снижение цен на энергоносители и, что гораздо более существенно, с точки зрения долгосрочных последствий, постепенное вытеснение российской газовой монополии с европейского рынка. Присутствие компании на европейском газовом рынке сократилось как в абсолютных цифрах — в 2019 году европейским потребителям было поставлено 199 млрд. куб. м. газа против 201,9 млрд. куб. м. годом ранее, так и в относительных — доля «Газпрома» на рынке дальнего европейского зарубежья по итогам прошлого года сократилась с 36,8% до 35,5%.
Совпали как краткосрочные, так и долгосрочные факторы: две подряд экстремально теплые зимы, замедление экономического роста, избыточное предложение СПГ на рынке и рост поставок в Европу сжиженного газа (плюс 69,6% по итогам 2019 года) при сокращении объемов трубопроводных поставок (на 12,5 млрд. кубических метров или на 4,8%). На все это наложилось существенное падение мировых цен на энергоносители.
У лидера нынешнего рейтинга темпы прироста выручки «Роснефти» по итогам 2019 года снизились почти в три раза — с 34,2% годом ранее до 10,2%. Но даже этот результат оказался заметно лучше, чему у коллег по отрасли — например, рублёвая выручка «Лукойла» снизилась на 1%, а «Сургутнефтегаз» и «Татнефть» показали минимальный рост — на 1% и 2,4% соответственно. Причина очевидна — энергоносители подешевели (среднегодовая стоимость нефти Urals снизилась на 9,1% по сравнению с уровнем 2018 года).
Рост выручки «Роснефти», по данным компании, объясняется в основном значительным увеличением объемов реализации нефти (на 20,1%) в условиях снижения мировых цен на нефть (-6,2%). По данным отчетности самой «Роснефти», наибольший вклад в прирост консолидированной выручки компании внесли поставки сырой нефти азиатским потребителям, в первую очередь — в Китай. Продажи компании в Азиатской-Тихоокеанский регион в натуральном выражении выросли в 2019 году на 34,6% и на конец года достигли почти 30% общего объёма реализации нефти, тогда как рост на вропейском и прочих направлениях составил всего 9,3%.
Нужно признать, что стратегия, нацеленная на переориентацию экспортных потоков на Восток, которую компания реализует на протяжении последних 16 лет, в долгосрочной перспективе оказалась оправданной и теперь приносит заслуженные плоды.
Тем не менее, на фоне катаклизмов первого полугодия 2020 года на нефтяном и газовом рынке, связанных с пандемией и развалом ОПЕК+, проблемы 2019 года могут показаться не такими уж значительными. Исход соперничества между «Газпромом» и «Роснефтью» за лидерство в рейтинге в обозримом будущем неясен — скорее всего, текущий 2020-й окажется для обеих компаний еще более непростым, чем 2019-й. Так что вполне возможно, в лидеры выйдет не тот, кто вырастет сильнее, а тот, кто сможет не упасть, или хотя бы упадёт не так низко.
Вернемся к итогам рейтинга: в целом, представители нефтегазовой отрасли смогли обеспечить всего 6,3% совокупного абсолютного прироста выручки его участников. Помимо «Роснефти», высокие темпы роста выручки среди крупнейших представителей нефтегазовой отрасли продемонстрировало только подконтрольное «НОВАТЭКу» предприятие по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ», строительство которого было завершено осенью 2018 года (рост выручки на 35%). По итогам первого года работы всех трех очередей завода выяснилось, что его реальная мощность превышает проектную на 11%. При этом компания может продавать сжиженный газ на спотовом рынке и свободна от ограничений, связанных с трубопроводным экспортом, с которыми столкнулся «Газпром».
Не самым успешным 2019 год оказался и для представленных в рейтинге угледобывающих компаний (в среднем по рейтингу сфера продемонстрировала снижение выручки на 8,4% за 2019 год, против 37,8% роста годом ранее). Как и в случае с нефтегазом, спрос на энергетические угли угнетался рекордно теплыми зимами, падением цен на газ, которое стимулировало рост объёмов газовой электрогенерации, а также повышением ставок платежей за выброс СО2 в ЕС. Как итог — спрос на импортный уголь в Европе упал на 32%.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе темпы роста потребления угля и ценовая конъюнктура были куда как более стабильными. Однако полностью перенаправить российские экспортные потоки на Восток невозможно. Во-первых, пропускная способность российской железнодорожной сети на наиболее рентабельных восточных направлениях близка к пределу. Во-вторых, постепенно затухают факторы, ставшие причиной «угольного ралли» на мировом рынке в последние четыре года.
Влияние принятых правительством КНР в 2016 году мер, направленных на закрытие устаревших добывающих предприятий и радикальное сокращение угольной электрогенерации, на крупнейший в АТР китайский рынок к середине прошлого года прекратилось, что вылилось, в том числе, в росте внутренней добычи в Китае. К этим факторам стоит добавить избыточное предложение на рынке СПГ и рост доли атомной и газовой генерации в ряде ключевых стран региона. В итоге рост цен на энергетические угли в АТР остановился, несмотря на рост потребления на 5% по итогам 2019 года.
Лучшие среди средних
Что же касается обобщённых показателей крупного российского бизнеса по итогам 2019 г., то они, на фоне нашего нынешнего постзнания о разворачивающемся глобальном кризисе, выглядят почти пасторально. Совокупная выручка включенных в рейтинг компаний выросла до 95,2 трлн. рублей (на 4,9%). При пересчете в валюту (1 трлн 476 млрд долларов) показатели скромнее, но также положительны — рост на 2,6%. Впрочем, признаки грядущего шторма заметны и в этих внешне благостных цифрах: указанная динамика номинальной рублёвой выручки — худшая с 2015 года, когда количество участников рейтинга было расширено с 400 до 600.
Для большинства представленных в RAEX-600 крупнейших розничных сетей 2019 год оказался относительно успешным, хотя средние темпы прироста выручки вошедших в рейтинг ритейлеров в 2019 году и снизились по сравнению с результатами 2018 года (11,8% и 14% соответственно). Показатели ключевых игроков не отличаются радикально от цифр 2018 года. С точки зрения динамики выручки, заметно выделяются результаты сетей «Комус» (плюс 95,2%), «Вкусвилл» (плюс 51,1%), «Бристоль» (компания «Альбион-2002», плюс 33,8%), а также «ДНС Ритейл» (плюс 40,2%) — в результате реорганизации, проведённой в 2018 году, эта сеть супермаркетов электроники была преобразована из разрозненного конгломерата в единую структуру с одним центром прибыли и вошла в число крупнейших розничных компаний.
Еще одна интересная тенденция — опережающий рост выручки компаний, специализирующихся на онлайн-торговле. Так, оборот интернет-магазина Wildberries вырос на 68,2%, а OZON.ru (компания «Интернет Решения») — на 67,7%. Скорее всего, в 2020 году эта тенденция проявится ещё ярче — пандемия придала интернет-торговле и сегменту дистанционных услуг дополнительный импульс.
Стабильная динамика доходов представленных в рейтинге банков была поддержана, в первую очередь, продолжающимся ростом потребительского и ипотечного кредитования. По данным ЦБ РФ, прибыль российских банков по итогам 2019 года составила 2,04 трлн рублей, что на 51,4% превышает результат 2018 года (1,34 трлн рублей).
Среди транспортных компаний наиболее высокую динамику выручки продемонстрировали операторы железнодорожного подвижного состава — и это во многом эхо затихающего бума на угольном рынке. Не случайно в числе лидеров рейтинга по темпам роста сразу три транспортных компании, прямо или опосредованно ассоциированных с крупными металлургическими и горнодобывающими холдингами — «Первый промышленный оператор» (рост выручки почти в 7 раз по итогам 2019 года), «Уголь-транс» (плюс 313%), «Модум Транс» (плюс 124%).
Чемпионов лишили допинга
Для отраслей-«чемпионов» 2018 года, обеспечивших рекордную динамику совокупной выручки участников прошлого рейтинга, 2019 год, мягко говоря, не задался. Банально, но факт — в российской экономике крайне мало точек роста, независимых от мировой конъюнктуры на основные товары российского экспорта. И в этом отношении 2019 год после сверхудачного 2018-го стал для многих отечественных экспортёров ушатом холодной воды.
На мировом рынке чёрной металлургии в 2019 году наступила ожидаемая коррекция после перегрева 2018 года, которую усугубил целый ряд факторов: продолжавшаяся торговая война США с Китаем; ожидание наступления очередного циклического кризиса, вызвавшее снижение потребительского и инвестиционного спроса, а также принятые на этом фоне промышленно развитыми странами меры по защите своих металлургов. В итоге в 2019 году среднемировые цены практически на все виды полуфабрикатов и продукции черной металлургии упали на 5—12%.
О снижении экспортных продаж сообщили большинство ключевых компаний черной металлургии, вошедших в рейтинг — в целом, по данным ФТС, падение экспорта продукции российской черной металлургии в натуральном выражении по итогам года составило 12,6%. Суммарно по рейтингу снижение общей выручки чёрных металлургов составило 3,9%, против 22% роста по итогам 2018 года.
Сложности на внешних рынках отчасти компенсировал заметный рост продаж на внутреннем рынке — в первую очередь, за счет поставок сортового проката для жилищного и инфраструктурного строительства. Тем не менее, в полной мере нивелировать ухудшение рыночной конъюнктуры в 2019 году отрасли не удалось, что выразилось и в снижении объёмов производства основных товарных групп: чугуна, стальных заготовок, практически все виды проката, за исключением труб.
Для различных рынков продукции цветной металлургии и промышленности драгоценных металлов прошлый год сложился по-разному. Значительно выросли мировые цены на золото, что позитивно отразилось на динамике выручке всех без исключения золотодобывающих и аффинажных компаний, представленных в рейтинге. Благоприятной была ценовая конъюнктура на никель и сопутствующие металлы (в итоге выручка «Норникеля» выросла на 19,3%)
А вот среднегодовая цена на алюминий в 2019 году по сравнению с предыдущим годом снизилась на 15,1%. Хотя «Русал» в этих условиях значительно нарастил объемы продаж в натуральном выражении, полностью падение цен отыграть ему не удалось, что отразилось на выручке компании (минус 3% в рублях к 2018 году). Не самым удачным оказался 2019 год и для производителей меди — мировой рынок этого металла остаётся дефицитным, однако неопределённость относительно перспектив мировой экономики привела к снижению среднегодовой цены на 8%, которое во многом носило спекулятивный характер. В целом темпы роста цветной металлургии в 2019 году составили 8,7% (против 21,2% в 2018-м).
Светлое на сером
На общем тусклом фоне стоит отметить несколько локальных точек роста. Среди машиностроителей, представленных в рейтинге, наиболее динамично развивались компании транспортного машиностроения — во многом это отголосок бума на рынке подвижного состава, вызванного мерами госрегулирования и ралли на угольном рынке. Но влияние прежних драйверов сходит на нет: рынок наиболее массовых видов подвижного состава, — полувагонов и цистерн, — насытился, и производители столкнулись с проблемой перепроизводства. Это обстоятельство весьма негативно сказалось на производственных и финансовых результатах такого крупного игрока, как НПК «Уралвагонзавод» (согласно отчётности по РСБУ, снижение выручки по итогам 2019 года на 21,6%).
А вот представленные в рейтинге вагоностроители, обладающие диверсифицированной продуктовой линейкой, например, «Алтайвагон» и «Рузаевский завод химического машиностроения», смогли в полной мере воспользоваться ростом спроса в отдельных нишах рынка подвижного состава и продолжили расти двузначными темпами — рост их доходов составил в 2019 году 30 и 81% соответственно.
Успешным прошлый год оказался и для «Трансмашхолдинга» (рост выручки на 27,2% — до 285,8 млрд рублей), который продемонстрировал рост производства и реализации во всех основных сегментах своего бизнеса. Наиболее важными драйверами стали поставки электропоездов для московских центральных диаметров, рост продаж вагонов метро, пассажирских вагонов, которые производит «Тверской вагоностроительный завод», а также практически всех видов локомотивов.
Для российского авторынка 2019 год завершился незначительным спадом, как в сегменте легковых и лёгких коммерческих автомобилей (LSV) (−2,3%), так и в сегменте грузового автотранспорта (−2,1%, по данным аналитического агентства «Автостат»). При этом выручка вошедших в рейтинг компаний автопрома выросла в среднем на 4%. Тем не менее, в условиях стагнирующего рынка целый ряд крупнейших автопроизводителей смогли продемонстрировать высокую динамику основных финансовых показателей. Так, выручка «дочки» калининградского «Автотора» «Эллада Интертрейд», которая специализируется на сборке автомобилей массовых корейских марок «Hyundai» и «KIA» (эти бренды заняли второе и третье место по количеству проданных автомобилей в России в 2019 году) выросла на 15,6%. Неплохой результат также показала «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (плюс 7,6%). «Фольскваген Груп Рус» смог вырасти более чем на 14% за счёт увеличения производства ряда популярных моделей Škoda на мощностях Горьковского автомобильного завода. Высокая динамика выручки группы Sollers (рост на 46,5%) во многом связана с приобретением контролирующей доли в СП Ford Sollers и консолидацией продаж самой популярной на российском рынке зарубежной модели LSV Ford Transit, а также выпуска новых спецверсий на базе автомобилей УАЗ. Позитивным прошлый год оказался и для крупнейшего российского производителя коммерческих авто — группы ГАЗ (плюс 13% к показателю 2018 года по данным РСБУ отчётности), а также для «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» (рост на 16,4%).
Вместе с тем сходит на нет влияние на российское машиностроение такого важного в недавнем прошлом фактора роста, как программа перевооружения армии. В частности, динамика выручки ГК «Ростех» остаётся скромной второй год подряд. Это же обстоятельство, а также фактический коммерческий провал проекта SSJ100 («Суперджет»), негативно отразилось на выручке Объединённой авиастроительной корпорации (−14,6%).
Отдельные «просветы» можно отметить в агропромышленном комплексе. Средние темпы роста представленных в рейтинге компаний АПК — плюс 14,5% к 2018 году — значительно превышают аналогичный показатель, рассчитанный для всех предприятий отрасли в целом (рост на 4%, по данным Минсельхоза), что является дополнительной иллюстрацией продолжающихся процессов укрупнения и консолидации в российском сельском хозяйстве.
Разрыв между крупнейшими агрохолдингами и прочими сельхозпроизводителями растет с каждым годом. В целом, итоги 2019 года оказались для российского АПК неоднозначными. С одной стороны, год оказался удачным для производителей зерна (второй после 2017 года объём урожая за всю российскую историю, — 121 млн тонн, — при удовлетворительном уровне цен на мировом рынке), рекордным для производителей всех масличных культур и овощеводства, и умеренно-позитивным для производителей молока (рост производства на 3%). В любом случае, отрасль уверенно растёт, и её крупнейшие представители — это компании с миллиардным оборотом. Так, № 1 отрасли в нашем рейтинге — группа компаний «Содружество» (75 место) выручила за 2019 год более 200 млрд рублей (около 3 млрд 130 млн долларов), прибавив к прошлому году по обороту 11,9%, а выручка замыкающего список компаний АПК в нынешнем RAEX-600 холдинг «Белгородские гранулированные корма» (567 место) за 2019-й составила свыше 25 млрд рублей (почти 390 млн долларов), увеличившись за год на 2,7%.
Примечания
* Объем реализации - показатель выручки (валовый доход) от реализации продукции, работ, услуг, из соответствующей строки отчета о финансовых результатах или показатель, признанный эквивалентным согласно методике рейтинга.
** Показатели консолидированной выручки компании «Роснефть» за 2018 и 2019 годы, включенные в рейтинг, были увеличены на 162 млрд руб. и 113 млрд руб. соответственно по сравнению с данными отчетности по МСФО, поскольку, по мнению руководства компании, данные корректировки наилучшим образом отражают эффект от зачета предоплат по историческому курсу по долгосрочным валютным контрактам на поставку нефти и нефтепродуктов, полученных в 2013-2014 гг. Показатели Прибыль до налогообложения и Чистая прибыль в рейтинге указаны на основании публичной информации из консолидированного отчета о прибылях и убытках без каких-либо корректировок.
*** В связи с изменением формата отчетности отражаемых данных, выручка за 2018 год не совпадает с аналогичным показателем прошлогоднего рейтинга; место по итогам 2018 года не указывается.
**** Для компании «Данон» приведены показатели компании «Данон Трейд».
***** Для «Нижегородского масло-жирового комбината» приведены показатели компании «ТД «НМЖК».
******Для компании «Восточная горнорудная компания» приведены показатели компании «Солнцевский угольный разрез».