Ректоры ведущих вузов обсудили будущее высшей школы России

На ежегодном форуме рейтингового агентства RAEX «Будущее высшей школы» руководители ведущих российских вузов обсудили развитие отечественного высшего образования. На мероприятии был презентован рейтинг лучших российских вузов.

Заместитель председателя Общественного совета при Минобрнауки, генеральный директор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков отметил, что новый выпуск рейтинга RAEX-100 демонстрирует те изменения, которые переживает отечественная высшая школа.

С презентацией нового рейтинга и обзорным докладом выступил исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» рейтингового агентства RAEX Алексей Ходырев. Он подробно рассказал об изменениях в топ-100 вузов и методике: «В 2024 году в рейтинге появилось четыре новых участника — в топ-100 вошли Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Иркутский национальный исследовательский технический университет, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, а также Уфимский университет науки и технологий».

«Ведущие вузы страны обучают все большее количество студентов: по итогам рейтинга 2024 года прирост численности обучающихся у участников RAEX-100 составил 4%, годом ранее — 3,4%. В рейтинге появился новый критерий: агентство RAEX впервые собрало данные о численности выпускников, занимающих руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти», — пояснил Ходырев.

Как происходит переход университетов к новой модели высшего образования

В формате блиц-опроса ректоры рассказали о процедуре перехода к новой модели высшего образования: от бакалавриата и специалитета к базовому высшему образованию (срок обучения — от четырех до шести лет), от магистратуры — к специализированному высшему образованию (от года до трех), а также обновление программ аспирантуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки.

Большинство из руководителей сказали, что находятся на полпути к трансформации системы в своем вузе, а ректор Университета МИСИС Алевтина Черникова поделилась опытом работы в рамках пилотного проекта по совершенствованию высшего образования в России: «Надо сказать, что работа над изменениями отечественной высшей школы продиктована временем, мы живем в постоянно меняющемся мире, сейчас у каждого университета есть две большие цели: формирование собственной научно-образовательной повестки и подготовка кадров под те задачи, которые еще не востребованы рынком труда, а также ответы на запросы бизнес-партнеров. МИСИС рассматривает свое участие в пилотном проекте как следующий шаг в развитии образовательной модели университета».

В связи с трансформацией системы высшего образования возможен сдвиг от базовых знаний в сторону практических, об управлении этим процессом рассказал Михаил Гордин, ректор МГТУ имени Н. Э. Баумана: «К процессу обучения разных инженерных специалистов должен быть разный подход. В своей работе мы руководствуемся тремя принципами: фундаментальное образование должно быть не хуже, чем в классических университетах, студенты должны иметь практическую подготовку, чтобы быть готовыми к работе уже после окончания обучения, между технической высшей школой и промышленностью должна существовать взаимовыгодная связь. Шесть лет обучения инженеров позволит дать хорошую фундаментальную подготовку и уделить достаточное внимание практическим знаниям».

Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета, поделился своим мнением о соотношении фундаментальности и практических навыков в процессе получения образования: «Фундаментальные знания — это основа, без которой невозможна подготовка по специальностям, практическая часть образования должна осуществляться совместно с работодателями, она помогает дорастить и настроить будущего профессионала».

О том, станут ли магистратура и аспирантура привилегией для элитных вузов России, порассуждал президент МФТИ Николай Кудрявцев: «Важно, чтобы и магистратура, и аспирантура были не только в ведущих вузах, но и в других вузах страны. Поскольку эти, более высокие, ступени образования положительно влияют на общее высшее образование за счет более высокого качества преподавания во всех циклах обучения и обеспечивают квалифицированный рост сотрудников университетов. Кроме этого, во всех регионах есть потребности в специалистах, магистрах и кандидатах наук как в самих университетах, так и у бизнес-партнеров. И необходимо, чтобы в регионах происходил самоподдерживающийся интеллектуальный и технологический рост».

Филиальные системы вузов и их важность в рамках новой модели высшей школы

Финансовый университет при Правительстве РФ присутствует во всех федеральных округах Российской Федерации, всего имеет 27 филиалов. Ректор вуза Станислав Прокофьев обратил внимание, что дальнейшее развитие филиалов — ключевая тема повестки, несмотря на финансовую невыгодность содержания филиальной системы: «При общении с руководством регионов присутствия вуза мы слышим, что филиалы столичных вузов являются драйверами интеллектуального развития регионов. Добиваясь симметричности в части образовательного контента, мы даем возможность студентам, которые не могут уехать из своего региона, получить качественное образование столичного уровня и успешно трудоустроиться».

МИФИ имеет 16 филиалов — 14 по России и 2 за рубежом, о важности представленности вузов в регионах рассказал ректор вуза Владимир Шевченко: «Филиалы нашего вуза имеют большое значение для социального климата атомных городов, в которых они представлены, но, помимо высшего образования, важной функцией филиалов является предоставление обучения по программам среднего профессионального образования».

Рейтинг лучших вузов России вышел в 2024 году в 13-й раз. Форум вузов снова собрал представителей топовых университетов, чтобы обсудить самые актуальные вопросы развития высшего образования в стране.

Фотогалерея и запись трансляции мероприятия уже опубликованы в разделе «Медиаматериалы» на официальной страничке форума «Будущее высшей школы» на сайте RAEX.