«Расширение количества ЭТП, которые получили право работать в сегментах 44-ФЗ и 223-ФЗ, было правильным решением»

Дмитрий Сытин, генеральный директор АО «ТЭК-Торг»

— Каковы, по вашим оценкам, результаты 2019 года для рынка межкорпоративной электронной торговли? Можете ли вы выделить какие-либо новые тренды, проявившиеся в прошлом году, которые будут влиять на развитие рынка в будущем?

— 2019 год охарактеризовался существенным ростом объёма государственных закупок по 44-ФЗ, а также небольшим увеличением объёма закупок госкомпаний по 223-ФЗ и закупок среди субъектов МСП.

По данным ЕИС, объём госзакупок вырос на 15%, до 9,6 трлн рублей. Объём закупок у субъектов МСП превысил плановый показатель и составил 3,713 трлн рублей (по информации Корпорации МСП). Объём закупок государственных компаний, регламентируемых законом 223-ФЗ, составил 14,12 трлн рублей.

Такая тенденция в госзакупках может являться следствием двух факторов: электронизации закупок, которые до поправок 2018 года проводились в форме бумажного документооборота, а также реализацией национальных проектов, которые также влияют на объём закупок. В закупках по 223-ФЗ мы не видим таких явных влияющих факторов, поэтому и объёмы увеличились незначительно. В этом сегменте, скорее, наблюдается естественный рост электронизации закупок и увеличение доли закупок среди МСП, которая к 2024 году должна достичь 5 трлн. рублей в год.

Если выделять ключевые тренды, то их несколько. Во-первых, это тренд на упрощение закупок, заданный президентом Российской Федерации. На мой взгляд, правительство будет постепенно упрощать и ускорять процедуры в соответствии с задачей, поставленной президентом. Во-вторых, появилось смещение фокуса реформирования в сторону исполнения контракта. Раньше регулируемая часть процесса закупок начиналась с планирования и заканчивалась заключением контракта. Оправданно, что Правительство обратило внимание на процесс исполнения, в ходе которого и появляется результат. В-третьих – цифровизация закупок. Этот тренд выражается, например, вниманием к электронным магазинам. Перевод части закупок в такой вид одновременно и упростит, и оцифрует закупки. Это позволит всем участникам рынка получить много новых бенефитов. Конечно же, есть и другие тренды, но они пока не столь существенны.

 

— Какие драйверы обеспечивают развитие рынка в настоящее время в наибольшей мере? Какие сегменты межкорпоративного элек-трон¬ного рынка развиваются наиболее активно?

— Кроме уже обозначенных трендов, драйверами роста также являются изменения в регулировании закупок, прежде всего по 44-ФЗ. Эти изменения ведут к возникновению новых функций и сервисов. Например, 71-ФЗ ввёл понятие предквалификации поставщиков и изменил порядок проведения аукционов по стройке. Фактически, был дан старт созданию универсальной и специальной предквалификации поставщиков. Это перспективный сервис и совершенно новый подход к госзакупкам. К слову сказать, предквалификация давно и успешно используется в коммерческих закупках и закупках госкомпаний. Еще один пример – внедрение электронного актирования в рамках исполнения договоров. Само появление этого документа и такой возможности послужит толчком к цифровизации исполнения договоров, приемки товаров и работ. Важно, чтобы ЕИС не монополизировал акт, а наоборот, создал возможность для развития сервиса как электронным площадкам, так и разработчикам других информационных систем.

— Какие направления развития бизнеса вашей площадки в сегменте межкорпоративной электронной торговли являются в настоящее время приоритетными?

— Одно из приоритетных направлений – работа с сегментом закупок по 44-ФЗ. По этому направлению мы стали работать только в прошлом году, однако уже к концу 2019 года смогли около двух процентов рынка. С учётом нулевой доли на старте результат вполне оптимистический. В закупках по 44-ФЗ фактически не появляются новые заказчики, а текущие к нашему выходу на рынок были распределены между 5 электронными площадками. В этом состоит сложность работы на данном рынке. Однако качество сервиса, клиентоориентированность, ряд уникальных преимуществ выделяют нас среди однотипных площадок, и наша доля на рынке постоянно растёт. В 2020 год мы входим с долей в 2,1% по количеству опубликованных закупок за январь.

Второе приоритетное направление – закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы много лет занимаемся развитием этого сегмента, ведём большую просветительскую деятельность по снижению барьеров для малого бизнеса. Президент Российской Федерации поставил амбициозные задачи по увеличению доли закупок у малого бизнеса до 5 трлн рублей к 2024 году. Понимая, что для решения этой задачи прежде всего нужно развивать потенциал производственных предприятий, в сентябре 2019 года мы заключили соглашение с Тюменской областью и запустили в пилотном режиме новый продукт – Региональный портал поставщиков и производителей.

Кроме традиционных направлений работ мы активно развиваем и новые продукты: закупки малого объёма, торги по реализации имущества и прав, юридически значимый электронный документооборот, финансовые сервисы и еще целый ряд других направлений.

— Какие направления диверсификации бизнеса на межкорпоративном электронном рынке представляют для вас наибольший интерес? Какие успехи в этой области были достигнуты?

— Прежде всего, это направление закупок малого объёма. Активно мы развиваем его только 2 года, но даже за такой небольшой срок наш интернет-магазин стал заметным самостоятельным бизнес-направлением. Приведу в пример несколько цифр: в магазине активно работают около 500 заказчиков, проходит более 4000 закупок в месяц, общий объём проведённых закупок в денежном выражении превысил 2 млрд рублей. Отдельно стоит отметить, что около 90% победителей таких закупок – это субъекты малого и среднего предпринимательства. В 2019 году мы работали с коммерческими заказчиками и госкомпаниями. Сейчас готовим несколько проектов для выхо¬да на рынок закупок малого объёма по 44-ФЗ.

Другое важное направление – реализация невостребованного и неликвидного имущества, а также реализация государственного имущества и прав. Невостребованным имуществом мы занимаемся с 2017 года и за это время выстроили эффективный сервис, который был по достоинству оценен нашими заказчиками. Это подтверждается обеспечением высокой конкуренции покупателей на торгах, в среднем 3,2 заявки на лот за 2019 год, а также повышением стоимости реализации имущества в ходе торгов более чем на 42% по торгам вторсырьём, 29% – по торгам земельными участками, 14% – по торгам коммерческой недвижимостью. С 2017 по 2019 год общая сумма реализованного имущества составила 30 млрд рублей, а средняя начальная цена лота – 37,5 млн рублей.

Относительно торгов по приватизации и прочих государственных торгов мы находимся в начале пути, однако обладаем всеми функциональными возможностями для работы в этом направлении. Из ключевых заказчиков мы уже сотрудничаем с Росимуществом, Правительством Москвы и рядом регионов. Считаем это одним из перспективных направлений своей деятельности, которое планируем усилить в ближайшее время.

Отдельно хочется выделить сервис юридичнски значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО). С конца 2017 года мы являемся оператором ЮЗЭДО, уполномоченным ФНС. Уже более 18 000 клиентов используют нашу систему электронного документооборота. Электронные документы между участниками закупок передаются в ЭДО ТЭК-Торг через интернет за считанные секунды, что приводит к существенному сокращению затрат и времени на отправку и обработку документов, а также обеспечивает сохранность и безопасность передачи данных. Если ранее закрывающие документы поступали через 2–3 недели после отправки, то через ЭДО ТЭК-Торг участник получает их уже на следующий день. Сейчас мы запускаем новые проекты, которые позволят на базе нашей системы ЮЗЭДО создать полноценный сервис контроля и мониторинга исполнения контрактов для наших заказчиков и поставщиков.

— Какие факторы в наибольшей мере тормозят развитие электронного рынка в настоящее время?

— По-моему мнению, есть несколько факторов, которые влияют на снижение скорости и эффективности развития. Первый из них – большое количество изменений законодательства. Когда принимается закон или другой нормативный акт – это только начало огромной работы по реализации и имплементации его в жизнь. С одной стороны, конечно, всё должно совершенствоваться итерационно, но с другой – все уже устали от постоянных изменений. Стабильность в законе хотя бы на 3–5 лет крайне важна для организации эффективного процесса развития рынка.

Второй фактор – требования постановления правительства РФ по достижению минимальной доли рынка. Для площадок, которые только с 2019 года начали работать на рынке 44-ФЗ, достижение требуемой доли в ограниченные 2 года требует огромной концентрации ресурсов именно на работе по привлечению заказчиков, особенно с учетом того, что рынок 44-ФЗ был распределён в течение 10 лет до отбора. Если бы правительство предоставило больший срок на достижение этой цели, то ресурсы можно было бы спланировать по-другому и сконцентрироваться на развитии новых сервисов.

— С момента проведения реформы 223-ФЗ, серьезно повлиявшей на развитие рынка услуг ЭТП, прошло более полутора лет. Остаётся ли рынок услуг ЭТП в регулируемом сегменте межкорпоративной торговли конкурентным? Какие факторы конкурентоспособности на этому рынке в настоящее время являются наиболее значимыми?

– Эти полтора года показали, что расширение количества ЭТП, которые получили право работать в сегментах 44-ФЗ и 223-ФЗ (МСП), было очень правильным решением. Новые игроки, борющиеся за долю рынка, катализировали и старых игроков на улучшение сервиса и конкурентную борьбу за клиента. И заказчики, на мой взгляд, должны были по достоинству оценить положительные изменения. Конкуренция вынуждает быстро адаптироваться под требования заказчика, дорабатывать площадки, развивать сопутствующие сервисы, такие как обучение, расчет НМЦК и многие другие, формирующие комплексное ценностное предложение.

Традиционно мы предоставляем один из самых лучших комплексных сервисов, что оценено заказчиками и конвертируется в вывод процедур к нам.

В настоящее время на нашей площадке работают более 1250 аккредитованных организаторов и более 350 000 поставщиков. Суммарный объём опубликованных процедур в денежном выражении превышает 8,6 трлн рублей, из них закупки на 2,4 трлн рублей были опубликованы только в 2019 году.

— Вопреки прогнозам, реформа регулирования 223-ФЗ не привела к существенной консолидации рынка услуг ЭТП. Рынок не покинул ни один крупный оператор ЭТП, не прошедший отбор. Это временная ситуация, или же рынок окончательно адаптировался к реформе и все крупные игроки нашли свои ниши?

— Считаю, это ожидаемая ситуация. В отрасли последние два года постоянно идут существенные изменения. Это отнимает очень большой ресурс у ЭТП, которые прошли отбор, и не позволяет сфокусироваться на других сегментах, в частности на коммерческих заказчиках. Площадки, которые не прошли отбор, прежде всего работают именно в сегменте коммерческих закупок. Дальнейшее развитие ситуации сложно спрогнозировать наверняка, но движение к универсализации, оказанию со стороны отобранных ЭТП полного цикла услуг, однозначно есть. В долгосрочной перспективе, думаю, это все-таки приведет к консолидации на отобранных площадках основных крупных заказчиков, которые выберут аутсорсинговый сервис закупок, как минимум в части функций ЭТП.

— Одно из ключевых направлений развития сервисов ЭТП в настоящее время – создание электронных магазинов B2B для проведения простых и малых закупок. Какие специфические потребности компаний нефтегазовой отрасли в этой сфере вы могли бы отметить? Какие подходы к созданию такого рода сервисов использует «ТЭК-Торг»?

— В основе работы нашего Интернет-магазина лежит система управления номенклатурой закупаемой продукции. На данный момент она насчитывает 125 420 позиций реально закупаемого товара и услуг. Происходит непрерывный процесс наполнения справочника Интернет-магазина – с середины 2019 года прирост новых позиций увеличился более чем в 2 раза и на конец января 2020 года составил 10435 позиций в месяц. Ядро справочника составляет общероссийский классификатор ОКПД2, по аналогии с государственным Каталогом товаров, работ и услуг. Между нашей системой НСИ и КТРУ установлены взаимосвязи. Каждая позиция номенклатуры кроме ОКПД2 и КТРУ привязана еще к справочникам заказчиков. Это позволяет нам прозрачно взаимодействовать с заказчиками и поставщиками с точки зрения идентификации того, что одни хотят закупить, а вторые – продать.

Основными особенностями компаний нефтегазовой отрасли, как и электроэнергетической, являются большая географическая распределенность, высокие требования к уровню конкуренции и преобладание производственных позиций в закупках. Это требует от нас развитого сервиса работы, как с поставщиками, так и с номенклатурой.

—На ваш взгляд, какие изменения в правовом регулировании закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ могут оказать наиболее заметное влияние на развитие рынка электронной торговли в ближайшие два года?

Дальнейшее развитие и совершенствование функционала ЕИС приведёт к появлению целостной и прозрачной закупочной экосистемы, созданной для упрощения и автоматизации закупочных процессов. Я уже упоминал о внедрении электронного актирования и создании универсальной, а также расширении специальной предквалификации поставщиков, которые приведут к повышению качества исполнения контрактов. Кроме этого, на развитие и автоматизацию электронных процедур повлияют такие факторы, как введение электронного обжалования в ФАС через ЕИС, оптимизация расходов на банковские гарантии (рейтинг деловой репутации), переход к структурированным электронным документам в ЕИС, оптимизация правил нормирования, исключение рисков злоупотребления, связанных с односторонним расторжением контракта, развитие независимого регистратора как основного инструмента контроля электронных площадок, дальнейшее развитие электронных магазинов по закупкам малого объёма.