«Все просто: если нет современногооборудования, ученый теряет квалификацию»

Николай Кудрявцев, Ректор Московского физико-технического института (2016)

– Современная высшая школа в России пребывает в состоянии реформирования. Как этот процесс повлиял на МФТИ: что меняется в научно-образовательном процессе и какие конкурентные преимущества Физтеха необходимо сохранить?

– В высшей школе происходят позитивные значимые изменения, и, естественно, Физтех – активный участник этого процесса. Для нас катализатором больших изменений в Институте стало участие в программе Национальных исследовательских институтов и в Программе «5–100». То, что происходит сейчас на Физтехе, – это ренессанс, возвращение к истокам. Что я имею в виду? Нашими отцами-основателями продекларировано: ученые должны принимать активное участие в образовательном процессе, и мы всегда стремились привлекать ученых к преподаванию общих дисциплин, так как наличие научного подхода важно для становления будущего исследователя, ведь вместе с предметом он усваивает и этот опыт.

Создание лабораторий и школ в институте – это и есть тренд, который мы реализуем. В момент основания Физтеха говорилось о том, что на основании научных прорывов строится образовательный процесс. Это то, что мы сейчас и делаем на новом этапе: выявляем эти тренды разными методами и пытаемся строить вокруг них образовательный процесс. Раньше – и в первую очередь в силу финансовых трудностей – создать Физтех с мощной научной базой не было возможности. Сейчас такая возможность появилась, а это значит, что в дополнение к мощной, разветвленной сети базовых кафедр есть возможность создать общие векторы и собрать этот мощный потенциал оптимально вокруг школ.

– Один из ключевых трендов в сфере высшего образования – курс на интернационализацию. Можно ли достичь такого баланса, при котором МФТИ будет не только «донором умов» для Запада, но и «акцептором умов», привлекающим из-за рубежа действительно сильнейших студентов, ученых, преподавателей?

– Конечно, эта дорога с односторонним движением раздражает, но надо понимать, что одними лозунгами дело не поправишь – здесь должны быть конкретные действия. В свое время мы анализировали, почему все-таки люди уезжают работать за пределы нашей Родины, и знаете, что выяснилось? Главная причина – это совсем не зарплата или жилищные условия, а оборудование, на котором ученому нужно работать. Все просто: если нет современногооборудования, ученый теряет квалификацию. Оказалось, что это основная причина, почему они уезжали, и только потом – условия для жизни, зарплата и проч.

Первым шагом в направлении возвращения на Физтех ученых было насыщение института современным оборудованием. Ко всеобщему удивлению оказалось, что как только появляется первоклассное оборудование, вокруг него сразу начинает клубиться активная научная жизнь: образуются международные альянсы ученых, появляются заинтересованные студенты, аспиранты – и пошло-поехало. Здесь все очень просто – им не надо мешать. Администрация с помощью разных ресурсов создает перспективные и трендовые – в научном понимании – лаборатории, чтобы ученым было интересно работать. И сейчас мы видим, что многие возвращаются. В высокой науке, так же как в высоком искусстве, должна быть среда. И очень немного мест в мире, где такая среда есть. Физтех – одно из таких мест.

– МФТИ участвует в программе повышения конкурентоспособности «5–100». Какие цели, поставленные перед университетом, следует признать наиболее амбициозными? И достаточно ли ресурсов для их достижения?

– Повышение конкурентоспособности нельзя сводить только к вхождению в рейтинги, хотя, конечно, рейтинги имеют для нас важное значение. Чтобы повышать свою конкурентоспособность, необходимо знать, как делают это ведущие мировые вузы. Три года назад Международный совет МФТИ возглавил президент Массачусетского технологического университета Рафаэль Райф – в наш совет на уровне ректоров и президентов входят ведущие европейские и американские университеты. Здесь мы тестируем наши планы и идеи, получаем обратную связь от людей, которые сами много сделали для развития своих лучших мировых университетов. Конечно, они не дают нам никаких конкретных указаний: «Делайте так и никак иначе», – у российской науки и образования своя специфика, вектор и скорость движения. Но такой способ взаимодействия с организаторами ведущих мировых школ дает нам главное: целостное представление, картину того, как оптимально развивать университет.

Развитие университета – это баланс нового и поддержание традиций, это дозированное количество изменений в единицу времени. У нас создано около 50 научных лабораторий, научные площади увеличены в 10 раз, приглашены перспективные ученые – и молодые, и маститые. Вся эта работа направлена на развитие, а попадание в рейтинги – следствие этого развития, только так и никак иначе.

Программа «5–100» ориентирована на человеческий капитал, и это очень важно для нас. Реализованная ранее на Физтехе программа Национальных исследовательских институтов дала нам оборудование, а программа «5–100» – человеческий ресурс. Развитие научных направлений на Физтехе – это сейчас главная и самая амбициозная задача нашего университета.

– Как развивается взаимодействие МФТИ с работодателями: какие формы сотрудничества наиболее перспективны и что целесообразно к заимствованию у Физтеха другими российскими вузами?

– Первые заинтересованные в наших выпускниках стороны – это наши базовые организации. По статистике, 40% идут в академию, 40% – в технологические предприятия, а 20% – это частный технологический бизнес. Традиционная модель Физтеха позволяет успешно работать с крупными работодателями. Что мы привносим нового в эту систему? У нас появляется мощная научная база, и мы хотим теснее соединить образовательный процесс с научным взаимодействием. Мы ведем переговоры о том, чтобы базовые предприятия имели здесь свои интерфейсы, а наши студенты выполняли на них свои научные работы. На эти научные работы предприятия принимают наших студентов уже на 2–3-х курсах. И мы хотим и дальше расширять проектную деятельность студентов прямо с первых лет: давать им возможность с самых ранних курсов решать научные и прикладные задачи – это и есть эффективное научное погружение и основа развития навыков ученого.

– Государство понуждает вузы к коммерциализации научных разработок и созданию инновационных предприятий. Каким образом эта схема работает в рамках Физтеха?

– В Америке технологические компании гоняются за светлыми умами, и это определяет коммерциализированность научных разработок. Физтехи склонны к инновационной деятельности, и без всяких условий и образования в этой области в предыдущие годы было создано много компаний, которые обеспечивали технологические прорывы в нашей стране и в мире. Замечательный тому пример – российские предприниматели Ратмир Тимашев и Сергей Белоусов, и десятки других людей, добившихся колоссального успеха в области технологий. Вопрос в том, как это сделать на студенческой скамье. Инновационная деятельность всегда находится рядом с научной. И в этом плане мы привлекаем на Физтех крупные инновационные компании, чтобы они, находясь здесь, решали свои инновационные задачи с помощью наших сотрудников и студентов.

– Будет ли МФТИ становиться более многопрофильным университетом, чем сейчас? Если да, то освоение каких новых сфер наиболее целесообразно?

 

– Когда создавали Физтех, один из его основателей, Петр Капица, высказывал мнение, что нужно фокусироваться, что институт должен быть компактным. Другой основатель, Николай Семенов, считал, что нужна разветвленная, многопрофильная система.То есть и в начале не было единого мнения. Конечно, в самом начале нужно было сформулировать конкретную цель: какие задачи будет решать институт. Тогда это была оборонка. В самом начале мы готовили в основном физиков и радиотехников, а что происходит сейчас? «Био» – совершенно новая для физтеха тема, и когда мы ее начинали, то слышали немало упреков в свою сторону. Физические и математические подходы в медицине и фармакологии дают возможность рвануть вперед в области биотехнологий. Только медики не могут решить проблемы, например, онкологии или старения – они разрабатывают траектории лечения этих болезней исходя из имеющихся средств, а физики смотрят вперед. И в этом плане наше сравнительное новое направление «Биофизика» работает на будущее и обогащает другие,казалось бы, области знаний.