«Кредитный портфель сократился, но клиентская база малых и средних компаний в целом у нас растет»

Владимир Шаталов, Заместитель председателя правления - руководитель блока «средний и малый бизнес» Промсвязьбанка

Как изменился рынок кредитования МСБ в 2015 году по сравнению с 2014 годом? Какие основные тенденции на рынке вы можете выделить? С какими вызовами столкнулся Ваш банк в прошедшем году?

В 2015 году объем кредитования малого и среднего бизнеса серьезно сократился. Несмотря на некоторое смягчение условий кредитования в третьем квартале прошлого года, рынок продолжил стагнировать.

Слабая динамика кредитования в сегменте МСБ -- результат высоких ставок и значительных рисков кредитования сегмента, связанных с ухудшением финансов предприятий малого бизнеса. На рынке остается все меньше хороших заемщиков.

На фоне роста неопределенности в экономики банки были вынуждены ужесточать риск-правила, в том числе, и по отношению к заемщикам малого и среднего бизнеса. Закономерно, что это привело к снижению объемов выдач и сжатию кредитных портфелей. Промсвязьбанк не исключение.

В 2016 году ситуация вряд ли изменится. Объем новых кредитов, вероятнее всего, останется на уровне прошлого года. Мы не ждем серьезного роста портфелей в этом году.

Прокомментируйте динамику кредитного портфеля МСБ в 2015 году. Как за прошедший год изменилось количество кредитных заявок, полученных от малых и средних предпринимателей? Каковы ваши ожидания относительно уровня спроса со стороны субъектов МСБ на кредитные продукты в 2016 году?

В прошлом году мы в месяц выдавали чуть ли ни в 10 раз меньше кредитов, чем, например, в 2012 -м году -- самое благоприятное для кредитования время. Три года назад в пиковые периоды банк выдавал малому и среднему бизнесу кредитов на общую сумму до 4-5 млрд рублей в месяц. В 2015-м ежемесячный объем выдач сократился до 400-500 млн рублей. Бизнес проявляет низкий спрос на кредитные ресурсы. Предприниматели живут в условиях падения продаж и прибыли. Стоимость заемных средств выросла, и не все готовы переварить высокую долговую нагрузку. По данным исследования Индекса Опоры RSBI, в 4-м квартале 2015 года лишь 10% опрошенных предпринимателей брали банковские кредиты, в то время как потребность в них испытывали 22% опрошенных предпринимателей. По нашим прогнозам, в 2016 году ждать роста или оздоровления сегмента не стоит.

Как реклассификация заемщиков (в связи с изменениями критериев отнесения юрлица к субъекту МСБ в июле 2015 года) повлияла на размер кредитного портфеля МСБ вашего банка? Какова была бы динамика портфеля в 2015 году без учета данных изменений?

Маловероятно, что банки в своих программах буквально ориентировались на параметр этой классификации, в Промсвязьбанке мы этого не делали. Реклассификация нужна государству, чтобы обозначить круг адресатов льгот и субсидий. Банк пользуется собственными критериями. Например, в Промсвязьбанке к малому бизнесу в регионах мы относим компании с выручкой до 360 млн рублей. Клиенты с выручкой от 360 млн рублей до 1,5 млн рублей в год -- это уже средний бизнес. В Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области несколько другие масштабы: малым бизнесом здесь считаются компании с выручкой до 540 млн рублей. На портфеле МСБ Промсвязьбанка реклассификация отразилась в том, что больше компаний стали попадать под инструменты господдержки.

Кредитный портфель сократился, но клиентская база малых и средних компаний в целом у нас растет. Банк активно развивает обслуживание и расчетные сервисы, поэтому нам удается компенсировать снижение кредитного портфеля. В 2016 году мы рассчитываем увеличить количество ежемесячно открываемых счетов на 10-15% за счет улучшения действующих и ввода новых продуктов, а также благодаря удобству входа в банк.

Как изменился процент одобрения заявок по кредитам МСБ в 2015 году? Каковы наиболее частые причины отказа в выдаче кредита?

В разных сегментах по-разному. Например, более рискованное беззалоговое кредитование микро-предприятий, фактически заморожено. Мы стали жестче относится к обеспечению кредитов. На фоне роста неопределенности в экономике оборотных средств и выручки для кредитования уже не достаточно. Банк стал требовать дополнительных гарантий, обеспечения кредитов недвижимостью, ликвидными залогами, поручительством Корпорации МСП и региональных гарантийных фондов. В целом количество отказов в заемном финансировании МСБ выросло на 20-30%.

Какова динамика качества кредитного портфеля МСБ в 2015 году? Каковы ваши ожидания относительного уровня просроченной задолженности по кредитам МСБ в 2016 году?

Просроченная задолженность по кредитам увеличилась в 2014-2015 годах у всех банков. Объемы выдачи новых кредитов снизились, уровень просроченной задолженности в процентном соотношении закономерно стал расти. Уровень просрочки по кредитам микро предприятий доходит до 20%, у малых компаний он составляет порядка 6%. Но мы своевременно среагировали: стали аккуратнее подходить к выбору заемщиков, начали чистить портфель, сокращали проблемную задолженность. Благодаря этому в 2015 году наши показатели с точки зрения просрочки оказались лучше прогнозируемых. Банк еще в конце 2013 года стал увеличивать обеспечение кредитов. Пик по объему вновь создаваемых резервов мы прошли в начале 2015 года, теперь он только сокращается.

Какие отрасли вы можете назвать наиболее привлекательными и наиболее рискованными для кредитования в условиях кризиса?

Спад наблюдается во всех отраслях, исключений нет. Есть отдельные предприятия, которые могут извлечь дополнительную прибыль от ситуации. Например, производство продуктов, попавших в санкционные списки, у таких предприятий чуть лучше ситуация со сбытом. Но это конъюнктурный, точечный эффект. Инвестировать средства в такие проекты рискованно -- не сегодня, так завтра санкции отменят. Есть отдельные компании, которые выигрывают от того, что слабые конкуренты уходят преждевременно с рынка.

По данным Индекса Опоры RSBI, отрасли показывают разные темпы падения деловой активности и снижение доходов: быстрее проваливается сфера услуг и торговля, медленнее это происходит в производстве. Но, к сожалению, негативная тенденция проявляется во всех отраслях и сказать что какая-то отрасль сегодня выглядит для кредитования более привлекательно, чем другая, сложно.

Как за прошедший год изменился спрос со стороны бизнеса на долгосрочные кредиты на инвестиционные цели? Готов ли ваш банк предоставлять МСБ длинные кредиты в текущих экономических условиях? Какие меры поддержки, на ваш взгляд, способны помочь расширить доступ МСБ к долгосрочным заемным ресурсам?

Готовность предпринимателей вкладывать собственные деньги в развитие бизнеса сейчас ниже, чем оценка бизнесом доступности заемные средства, об этом свидетельствуют данные Индекса Опоры RSBI. Лишь 12% предпринимателей готовы расширять бизнес за счет своей прибыли. Это минимальное значение за всю историю наблюдений. В условиях, когда предприниматели сами не готовы инвестировать собственные средства в расширение бизнеса банк сильно задумается, стоит ли вкладывать в такие предприятия.

Развитие государством гарантийного механизма, предоставление большего объема гарантий и выделение целевого недорого фондирования на такие проекты – все эти меры могу обеспечить малому бизнесу длинные кредиты. Подобные программы поддержки отдельных отраслевых сегментов сейчас реализуются государственными институтами, но пока это лишь капля в море. Нужно расширять объемы гарантийной поддержки и целевого финансирования инвестиционных проектов. При этом в кризис важно поддерживать всех, независимо от отраслевой принадлежности. Производству нужны длинные деньги, а торговле -- гарантии на краткосрочные оборотные кредиты.

Какие изменения в продуктовой линейке для субъектов МСБ произошли в 2015 году? Какие изменения планируется провести в 2016 году?

Кредитная продуктовая линейка регулярно корректируется. Мы отказались от большей части беззалоговых кредитов, а также сократили объемы кредитных лимитов. В тоже время в продуктовой линейке банка появились льготные кредитные продукты, реализуемые совместно с МСП Банком и Корпорацией МСП, мы продолжаем развивать сотрудничество с Агентством ЭКСАР.

Из кредитных направлений в будущем году приоритетным является факторинг для малого бизнеса, а также банковские гарантии. Эти направления мы намерены развивать. Факторинг, по сути, тот же кредит, но завязанный на финансировании конкретной сделки. Допустим, клиент -- поставщик крупной торговой сети. В этом случае банк видит его конкретную поставку, рисков у инвестора меньше и такую сделку для банка финансировать эффективнее, нежели выдавать бланковый кредит или кредит под товарный оборот.

Но работа с малым и средним бизнесом -­ это не только кредитование, это комплексное обслуживание потребностей компании. Для удобства бизнеса мы оптимизировали процесс открытия счета, теперь это делается за один визит. А в скором времени достаточно будет 15-30 минут. Карту к расчетному счету предпринимателя теперь тоже можно получить сразу, в день подписания заявления на открытие счета, а не через пять дней, как раньше. Наши клиенты – предприниматели не привязаны ко времени работы кассы и операциониста. Мы сделали возможным вносить выручку компании клиента на расчетный счет посредством банкоматов cash-in.

Дистанционные каналы обслуживания МСБ позволяют полностью онлайн открыть второй рублевый и валютный счет, а также оформить целый ряд продуктов банка. В январе 2016 года банк запустил онлайн услугу оформления депозита для бизнеса, и для новых и для действующих клиентов. Также в интернет-банке PSB-online можно вести весь документооборот по валютному контролю, заказывать карты для бизнеса, направлять запрошенные документы в Банк, подключать услугу смс-информирования по счетам. Для удобства «входа» в банк мы развиваем выездной канал открытия счетов. Теперь у нас менеджер сам выезжает к предпринимателю, собирает пакет документов, подписывает все бумаги с клиентом, выдает ему карту для бизнеса и e-token для входа в интернет-банк. В этот же день счет готов к работе. Все это позволяет бизнесу меньше времени тратить на банк.

Мы вводим специальные условия поддержки внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для компаний, чья деятельность связана с импортом и экспортом, установлены льготные условия входа в банк.

Каких мер поддержки ждет рынок от государства и регулятора? Какой вклад в восстановление рынка может внести Корпорация МСП и НГС?

От предпринимателей мы неоднократно слышали, что условия ведения бизнеса в стране сложные. Обратную связь мы, с Опорой России, получаем ежеквартально, опрашивая более 2 тысяч предпринимателей по всей России, в ходе подготовки Индекса Опоры RSBI. В конце прошлого года индекс деловой активности снизился до минимального значения с момента старта наблюдений во втором полугодии 2014 года – 38,2. Бизнес неоднократно жаловался на несправедливую налоговую нагрузку (46%, опрошенных предпринимателей), слишком частую смену законодательства (35%). Малые и средние компании чувствуют себя крайне нестабильно. В таких условиях бизнес не склонен инвестировать ни собственные средства, ни использовать заемные ресурсы.

Очевидно, что в первую очередь необходимо создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.

Антикризисный план 2016 года направлен на снижение налоговой нагрузки на бизнес, развитие патентной системы, имущественную поддержку. Ряд важных для бизнеса мер, таких например, как увеличение доли малого бизнеса в госзакупках, юридическая защита малого бизнеса, заявлены в плане работы Корпорации МСП на 2016 год. Зависит от того, как будут реализованы эти меры. В текущей ситуации не стоит быть слишком консервативными, нужно использовать все эффективные инструменты поддержки бизнеса. В кризис нужно расширять гарантии?ные механизмы на сферу торговли и услуг. Европейский и американский опыт показывает, что расширение гарантийных программы и программы поддержки, а не их фокусировка на отдельных отраслях, способствуют стабилизации экономики.

Какие факторы и драйверы будут определять динамику рынка кредитования МСБ в 2016 году?

Еще в 2014-2015 годах банковское сообщество, совместно с Центробанком России, разработало ряд мер, стимулирующих кредитование МСП. Мы совместно с Опорой России участвовали в разработке этих мер, многократно встречались с руководством Центробанка и представителями федеральных органов власти. Речь идет о снижении аллокации капитала под кредиты МСП, развитии рынка секьюритизации и развитии системы кредитных бюро для юридических лиц и ИП. Многие инициативы были поддержаны руководством ЦБ РФ и уже реализуются. По итогам наших предложений, ЦБ РФ включил в проект новой редакции 139-И пониженный сниженный до 75% коэффициент аллокации капитала по кредитам малому бизнесу. Это должно повысит привлекательность доходность кредитования МСП относительно розничным розничного и корпоративным корпоративного, которым оно в обычных условиях уступает кредитованием. Однако сейчас очевидно, что без улучшения условий для ведения бизнеса эти меры не дадут эффекта. В первую очередь необходимо поддерживать именно бизнес, поскольку проблемы кредитования, по сути, это производные от проблем бизнеса. Если бизнес плохо себя чувствует, это приводит к невозможности обслуживания кредитов и в итоге страдает и сам бизнес и банк-инвестор. Только серьезные и реальные реформы, стимулирующие развитие предпринимательства, могут способствовать восстановлению экономики и стать драйвером роста.