Ножницы централизации

Риски с федерального уровня продолжают перетекать на региональный. Кардинально снизить региональные риски удастся в лучшем случае лет через пять

Григорий Марченко, Ольга Мачульская

На первый взгляд, экономические, политические и социальные процессы в России благоприятствуют улучшению инвестиционного климата регионов. Неплохие показатели экономического развития и возросшие объемы инвестиций привели, наконец, к долгожданному процессу ускоренного обновления основных фондов. Наделение полномочиями глав исполнительной власти почти трети субъектов федерации также повышает предсказуемость их действий по отношению к инвесторам. Особенно выросло доверие иностранных инвесторов к России, за что они активно "проголосовали" в прошлом году привычным долларом, желанным евро и даже пытались это сделать подозрительным, пока что, юанем.

Тем не менее, до пресловутого населения финансовый "жирок" в 2004 году еще не дошел. Уровень бедности вновь вырос - с 22,5% в начале 2004 года до 24,6% населения с доходами ниже прожиточного минимума на начало 2005 года. И лишь монетизация льгот несколько "подправила" ситуацию: по оценкам МЭРТ РФ на середину 2005 году доля бедных у нас сократилась до 17,5%.

Фактическое снижение жизненного уровня большинства населения не замедлило сказаться на социальной стабильности. Уровень забастовочного движения в 2004 году вырос в 36 с половиной раз! В забастовках, проходивших в 36 регионах России под лозунгами повышения заработной платы, участвовало более 200 тысяч человек. Вновь вырос уровень преступности - еще на 10% возросла вероятность стать жертвой преступления. Контраст между богатством страны в целом и социальными проблемами, возникающими вследствие низкого жизненного уровня населения заставляют вспомнить известное выражение, характеризующее хроническую российскую болезнь: "Государство богатеет, народ нищает".

Но оказывается, что ухудшение ситуации начинается уже с регионального уровня. Половина регионов сохраняет хронический дефицит бюджета и не в состоянии в полной мере выполнять возложенные на власти субъектов федерации конституционные функции без помощи федерального центра. Естественно, такая ситуация оказывает негативное влияние и на инвестиционный климат регионов. Проведенное исследование вновь подтвердило усиливающуюся тенденцию "ножниц": разрыв между страновым и региональными рисками неуклонно растет.

Наибольший вклад в рост среднерегионального уровня риска внесли экономический, социальный и, особенно, финансовый риск, что подтверждает ухудшение ситуации с региональными бюджетами.

В связи с этим очень своевременным стало заявление Президента РФ, сделанное в Калининграде о предстоящем делегировании части полномочий из центра регионам. Если за этим последуют и финансовые ресурсы, то напряжение в бюджетной сфере регионов, и, соответственно, финансовый риск должны снизиться. Поэтому в следующем рейтинге по итогам 2005 года можно ожидать некоторого улучшения инвестиционного климата регионов и снижения их среднего риска.

Однако уже в 2006 году в действие вступит новый мощный фактор риска - муниципальная реформа, порождающая бесчисленное множество муниципальных образований, с далеко не всегда профессиональными администрациями, распыляющими бюджетные средства.

Лишь через 3-4 года после завершения сегодняшнего этапа реформирования, можно ожидать коренного улучшения инвестиционного климата большинства регионов.