Раздел: Инвестиционный риск регионов (1996—2020 гг.)

Инвестиционный риск в российских регионах в 2005 г. — Методика

Методика

Освоив российскую специфику рисков, иностранный инвестор начинает уделять все больше внимания потенциалу региона

Исходные методические положения рейтинга на протяжении всех десяти лет остаются практически неизменными. Прежде всего, "ноу хау" нашего рейтинга, отличающее его от других подобного рода оценок инвестиционного климата территорий, - это взаимосвязанная оценка двух "осей" инвестиционной привлекательности: риска и потенциала. В международной практике обычно под инвестиционной привлекательностью или инвестиционным климатом территории понимается лишь совокупность некоммерческих рисков "вхождения" инвестора в данную страну или регион и осуществления им инвестиционного проекта. В нашем рейтинге первоначально предполагалось, что учет инвестиционного потенциала - мера временная, обусловленная особенностями переходного периода в России и российского менталитета. Действительно, до финансового кризиса отечественные эксперты - потенциальные и реальные инвесторы ориентировались, преимущественно, на инвестиционный потенциал, мало принимая во внимание риски. Напротив, зарубежный инвестор четко следовал "за риском". После 1998 года отечественные инвесторы "исправились" и стали отдавать приоритет учету инвестиционных рисков, как и их зарубежные коллеги. Однако в последние два года экспертное мнение поменялось на прямо противоположное по сравнению с серединой 90-х годов. Как российские, так и зарубежные инвесторы, по-видимому, адаптировавшись к российской специфике инвестирования, дружно стали ориентироваться в большей мере на инвестиционный потенциал, отодвинув риски на второй план (график 10).

Напомним, что величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Интегральный риск складывается из семи видов риска. Ранг региона по каждому виду риска определялся по значению индекса инвестиционного риска, - относительному отклонению от среднероссийского уровня, принимаемому за единицу. Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, такие как насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие параметры. Совокупный инвестиционный потенциал региона во всех предыдущих рейтингах складывался из восьми частных потенциалов, каждый из которых в свою очередь характеризуется целой группой показателей. Ранг каждого региона по каждому виду потенциала зависит от количественной оценки величины его потенциала как доли (в процентах) в суммарном потенциале всех 89 российских регионов. В этом году удалось оценить потенциал еще одной важной сферы инвестирования - туризма.

Общий показатель потенциала или риска рассчитывается как взвешенная сумма частных видов потенциала или риска. Показатели суммируются, каждый со своим весовым коэффициентом. Итоговый ранг региона рассчитывается по величине взвешенной суммы частных показателей. В результате, каждый регион помимо его ранга характеризуется количественной оценкой: насколько велик его потенциал как объекта инвестиций и до какой степени велик риск инвестирования в данный регион по сравнению со среднероссийским.

Результаты исследования представлены в форме таблиц и графиков, показывающих распределение, динамику, группировку регионов и их географию по показателям рейтинга потенциала и риска и их составляющим, а также сопроводительный текст. Собственно рейтингом является распределение регионов по значениям совокупного потенциала и интегрального риска на группы (таблица 2, график 2 и график 3).

Представленный рейтинг - последний, в котором "участвуют" 89 субъектов федерации, поскольку, начиная с 1 декабря 2005 года их число будет постепенно уменьшаться за счет объединения.

В ходе оценки составляющих инвестиционного риска и потенциала в этот раз было использовано около двух сотен исходных количественных и качественных характеристик. Основными информационными источниками , как обычно, являются собираемые ежегодно по всем регионам и по единой методике данные Федеральной службы госстатистики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства регионального развития РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Центробанка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства внутренних дел РФ, а также базы данных Рейтингового агентства "Эксперт РА" и новостных лент российских информационных агентств.

При оценке законодательного риска была использована справочная правовая система нашего постоянного партнера - компании "КонсультантПлюс". Информация по распространению сотовой связи и уровню проникновения Интернета в регионах была предоставлена компанией "iKS-Consulting". Результаты федеральных и региональных выборов были взяты с интернет-сайта Центризбиркома РФ и избирательных комиссий субъектов федерации.

При составлении рейтинга также была использована информация по законодательству, стратегиям и программам регионального развития, представленная на сайтах регионов в Интернете, а также присланная администрациями отдельных субъектов федерации по собственной инициативе.

Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал или интегральный риск была получена в результате анкетирования, проведенного среди экспертов из российских и зарубежных инвестиционных, консалтинговых компаний и предприятий по специально разработанной анкете. Как и в прошлом году, содействие в проведении экспертной оценки факторов инвестиционного климата среди зарубежных инвесторов было оказано Союзом немецкой экономики в России.

Результаты сопоставления экспертных весов вкладов отдельных видов риска и потенциала за две даты представлены на графике 11 . Эксперты по-прежнему наиболее высоко оценивают значимость законодательного риска, а вот политический риск уступил второе место финансовому. Явление снижения значимости политического риска вполне закономерное, учитывая, что "властная вертикаль" еще больше усилилась, а, следовательно, возросла зависимость региональной власти от единого центра. Достаточно знать и предвидеть политику в отношении инвестора на федеральном уровне, чтобы спрогнозировать отношение к инвесторам на региональном. С другой стороны, "перетекание" финансовых ресурсов из регионов в центр, в федеральный бюджет, либо в штаб-квартиры крупнейших холдингов повышает фактор финансового риска, поскольку снижает возможности поддержки внешнего инвестора со стороны как региональной власти, так и местных предприятий-реципиентов инвестиций.

Трудовой и потребительский потенциалы уступили в мнении экспертов свое место ведущих факторов инвестирования инфраструктурному и производственному. Это не удивительно, поскольку с повышением цен на топливо растут общие затраты на производство и доставку продукции. Также инвесторы отмечают значимость для ведения бизнеса не только физической доступности региона, но и обеспеченности его средствами телекоммуникации.

Поэтому в связи с ростом издержек в производственной и распределительной сферах должна вырасти инвестиционная привлекательность услуг населению, в том числе, туризма и отдыха. Однако инвесторы пока лишь "присматриваются" к этой сфере, а этот потенциал рассматривается ими в качестве наименее интересного.

Полная версия методики