«В 2008 г. все начиналось точно также – сначала рынок замер ожидая кризис с валютой. Сейчас похожая ситуация»

Дмитрий Астафьев, Генеральный директор «DMG Россия»

- В октябре 2012 г. было начато строительство Вашего завода в Ульяновске. На какой стадии реализации находится Ваш проект? Почему был выбран именно этот регион. Все ли Вас там устраивает?

- Сейчас ведутся земляные работы.

Все в данном проекте нас абсолютно устраивает. Местное правительство полностью нас поддерживает. Это проявляется в организации встреч, как на локальном, так и на федеральном уровне (в том числе с Министерством промышленности и торговли РФ). Кроме того, нам оказывается содействие в организации процесса обучения и подбора персонала, предоставляется возможность общаться с университетами и профтехучилищами. К тому же мы можем рассчитывать на поддержку в работе с местными крупными заказчиками.

- Расскажите, пожалуйста, подробней, как осуществляется поддержка Минпромом?

- Минпром защищает российского производителя различными методами. В том числе косвенными (таможенные пошлины) и прямыми (Постановление Правительства №56, в котором написано, что государственным учреждениям нельзя закупать иностранную продукцию, если есть российские аналоги).

- Что повлияло на решение по размещению в России производственных мощностей?

- Россия является одним из самых важных рынков, и не удивительно, что последний проект реализуется именно здесь. Мы хотим развиваться на новых рынках. Эта цель лучше всего может быть достигнута при условии удобной для заказчика логистики – как в производстве, так и в эксплуатации. Наша цель – максимально удовлетворить требования наших заказчиков. Сотрудничая с нашим новым заводом в Ульяновске, им не придется нести потери при конвертации валюты, ведь платежи будут осуществляться в рублях. Будут сокращены сроки поставки заказанного оборудования и снижены расходы на транспортировку, нашим клиентам не придется платить таможенные пошлины.

- Какова сумма инвестиций, направленных на строительство завода и его проектная мощность?

- Концерн «Гильдемайстер АГ» (общее название концерна, в который входит бренд «DMG») планирует вложить в общей сложности около 20 млн евро. Сначала мы планируем выпускать 500 станков серии ECOLINE в год, а по завершении второго этапа строительства – до 1000 машин в год. Помимо производственного цеха на заводе будут находиться образовательный и технологический центры. Если производство будет и дальше расти, концерн рассматривает возможность расширения своего производства в Ульяновске. Инвестиции в другие регионы пока что не запланированы.

- Сколько сотрудников будет работать на заводе в Ульяновске? Это будут только ульяновские кадры?

- Около 150 человек в 2013 г. и потом еще 100 в 2014 г. Это, в основном, местные кадры, сейчас мы уже набрали первых 30 человек. Сначала им предстоит пройти стажировку на нашем заводе в Польше, который также производит станки серии ECOLINE.

- С какими учебными заведениями Вы сотрудничаете?

Это Ульяновский Технический университет и Ульяновский государственный университет. Что касается других регионов, мы сотрудничаем Министерством труда в Новосибирской области, с которым мы совместно выстраиваем всю систему профессионального технического образования, именно для заказов подготовки и, что самое важное, аттестации кадров.

Что касается профессионального образования, мы рассматриваем возможность внедрения системы дуального обучения на предприятии в Ульяновске.

- Какие структуры выступили основным контрагентом, когда Вы пришли в регион?

- На региональном уровне основным проводником стала Корпорация развития Ульяновской области. На федеральном уровне – Министерство экономического развития России.

- Кто является основными потребителями Вашей продукции?

- Нельзя выделить какое-то одно предприятие, но в основном, это госкорпорации, поскольку у них имеется достаточное финансирование.

- Какова сейчас общая ситуация на рынке? Сказывается ли как-то на нем стагнация мировой экономики?

- В 2008 г. все начиналось точно также – сначала рынок замер ожидая кризис с валютой. Сейчас похожая ситуация. Например, традиционно июнь был очень удачный месяц, ведь проведение выставки «Металлообработка» создавало очень сильную инерцию в плане продаж, в этом году мы подписали контакты на сумму 36,7 млн евро, это немного меньше, чем мы рассчитывали. А с учетом того, что мы также в большей степени работаем с госкорпорациями, хорошие продажи были также ближе к концу года. Тем не менее, Ассоциация машиностроителей Германии прогнозирует рост рынка станков, равный 7,3%.

- Какой объем рынка Вы занимаете в России?

- По данным Oxford Economics Scool и немецкой ассоциации машиностроителей, мы занимаем седьмое место по объемам продаж в России. Объем потребляемого оборудования в нашей стране в марте 2013 г. оценивался экспертами в 1,9 млрд евро. Доля рынка DMG в России 16%. Мы искренне надеемся, что сможем занять треть после того как заработает наш Ульяновский завод. Что касается работы всего подразделения, то Россия занимает порядка 90% от всего объема сбыта. Остальные 10% ранжируются следующим образом: второе место занимает Белоруссия, третье – Украина и четвертое – Казахстан. Также мы продаем свое станки в Прибалтику, Азербайджан и прочие страны постсоветского пространства. Хотелось бы подчеркнуть, что 2012 г. стал самым успешным за всю историю присутствия DMG на территории бывшего СССР: был установлен абсолютный рекорд в истории продаж нашего оборудования в России и Украине. Мы заключили договоры на поставку 450 машин общим объемом свыше 105 млн евро.

- Как по Вашим ощущениям, чей рынок активней рынок России или, например, рынок Китая?

- Рынок Китая значительно больше (около 36% мирового потребления станков – прим. авт.), но рынок России (немного более 2% мирового потребления станков – прим. авт.) более активный. У них рынок уже насыщен, сформирован и прекратил свой рост. Здесь же он растет и имеет в дальнейшем потенциал для роста. Но не забывайте, что рынок станочного оборудования от всех остальных отличается сильной волатильностью. Мы можем упасть на 200% (особенно в условиях кризиса), а потом опять вырасти на 300%.

- Полная ли линейка продукции будет производиться в России?

- Нет, на заводе в Ульяновской области будут производиться только станки серии ECOLINE. Все остальное остается в Европе.

- Планируется ли в будущем расширение Вашего производства и, возможно, инвестиции в какие-то другие регионы России?

- Если в перспективе бизнес будет развиваться успешно, то Концерн рассматривает возможность производства другой части основной линейки продукции, скорее всего, также на заводе в Ульяновской области.

- Можете ли Вы выделить, что самое сложное при ведении бизнеса в России? Есть какие-либо серьезные барьеры, с которыми Вам приходится сталкиваться? Что возможно Вам хотелось бы улучшить?

- В нашем случае это исключительно особенности географии - большие расстояния. Реально сложно организовать систему сбыта. Менеджеры по сбыту живут в разных городах и, порой, разница в часовых поясах действительно усложняет общение.

- Как преимущественно доставляется продукция до заказчика, ввиду ее больших размеров?

- В России практически все доставляется на фурах, за исключением продукции, которая поставляется на Дальний Восток. Тогда станки везут морем (через юг).

- Спасибо большое за Ваше интервью.