«Российский химический рынок обладает большим потенциалом. По уровню потребления химической продукции российский рынок сопоставим с Бразилией и Индией»

Сергей Андреев, ГлаваBASF в России и СНГ

- Насколько нам известно, на сегодняшний день Вы работаете в 8 регионах России (в том числе в Москве и Санкт-Петербурге). Назовите, пожалуйста, ключевые факторы, которые повлияли на выбор конкретного региона для локализации производства компании BASF (на примере 1-2 проектов).

- BASF имеет производство в Московской, Волгоградской областях, а также в Республике Татарстан. Во всех случаях ключевыми факторами при выборе места размещения производственной площадки стали: наличие инфраструктуры (инженерных коммуникаций, подъездных путей, складских помещений), урегулированные вопросы собственности на земельные участки, близость потенциальной площадки к основным рынкам сбыта продукции, а также конструктивные отношения с местными и региональными органами власти и их заинтересованность в реализации проекта.

В остальных субъектах Российской Федерации находятся региональные офисы продаж или представительства компании, не ведущие производственной деятельности.

Кроме того, в Ямало-Ненецком автономном округе расположены газодобывающие мощности дочерней компании BASF – Винтерсхалл. Учитывая специфику отрасли, в которой работает эта компания, место размещения ее производства напрямую связано с источником сырья – природного газа.

- Если можете, сравните, пожалуйста, между собой работу в разных регионах России. Есть ли заметные различия? Если да, то где бизнес-климат Вам кажется наиболее комфортным, а где наименее? И почему?

- В настоящее время в условиях проводимого Правительством Российской Федерации курса на перераспределение полномочий в пользу регионов, субъекты Российской Федерации сталкиваются с необходимостью увеличения доходов своих бюджетов. Добиться этого можно только при условии улучшения бизнес-климата с последующим ростом налоговой базы, увеличением количества рабочих мест и т.п. Все больше и больше российских регионов начинают проводить подобную политику. Есть несколько регионов, которые наиболее активно взаимодействуют с инвесторами, применяют новые механизмы, такие как сопровождение инвестиционного проекта со стороны администрации, создание особых экономических зон и промышленных парков. 

- Какие основные административные и (или) бизнес-структуры выступили ключевыми контрагентами для Вашей компании при начале работы в регионе?  Если это административные структуры, то, как Вы оцениваете эффективность их работы? (на примере 1-2 проектов).

- В первую очередь, это администрации соответствующих регионов, а также профильные министерства. Кроме того, в некоторых случаях контрагентами выступали администрации промышленных парков. Все партнеры демонстрировали высокий профессионализм,  нацеленность на достижение результата и готовность создать максимально комфортные условия для реализации наших проектов.

- Получила ли Ваша компания какие-то преференции и (или) меры поддержки со стороны региональной и (или) федеральной власти? Если да, то какие? (на примере 1-2 проектов).

- Преференций не получали, но мы знаем, что такие механизмы существуют. В частности, льготы по региональной составляющей налогов, льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, а также обнуление таможенных пошлин при ввозе определенных видов оборудования. В настоящее время мы занимаемся изучением таких возможностей (механизмов) и постараемся ими воспользоваться при реализации нашего следующего инвестиционного проекта.

- Какие меры потенциально могли бы облегчить ведение Вашего бизнеса, а также создание новых производств в российских регионах, но на сегодняшний момент они отсутствуют?

- Мы бы выделили следующие меры: строительство смежной инфраструктуры, бесплатное подключение сетей, приемлемая стоимость строительства, прозрачность процедур получения разрешительной документации, таможенные льготы на ввоз нового оборудования.

- В последние 2 года в России ведется много разговоров, об улучшении инвестиционного климата. Почувствовали ли Вы на себе какие-либо заметные улучшения или на настоящий момент результат не очевиден?

- Инвестиционный климат – это совокупность факторов, определяющая привлекательность ведения бизнеса в регионе. Мы всегда чувствовали себя в России комфортно. Вместе с тем новые механизмы позволят  придать уверенности инвесторам, ускорить процесс принятия решений, добиться более быстрой окупаемости проекта. Особенно мы хотели бы отметить несколько регионов, с которыми у нас складывается наиболее позитивное сотрудничество, это, в частности, Республика Татарстан, Калужская область, а также, с приходом нового руководителя, Московская область.

- Какие Вы видите ключевые барьеры для ведения бизнеса в России сегодня с точки зрения Вашего бизнеса?

- На наш взгляд существуют следующие барьеры: должное исполнение судебных решений, более гибкое трудовое законодательство, учитывающее интересы, в том числе, и работодателя, развитие складской и транспортной инфраструктуры, особенно в регионах. Прозрачное техническое регулирование особенно в химической отрасли, четкий механизм борьбы с контрафактной продукцией.  Устранение этих барьеров  позволит значительно продвинуться в деле дальнейшего улучшения инвестиционного климата России.

- Как Вы оцениваете перспективы российского химического рынка для Вашей компании? Как выглядит Россия на фоне рынков других стран присутствия BASF?

- Мы считаем, что российский химический рынок обладает большим потенциалом. По уровню потребления химической продукции российский рынок сопоставим с Бразилией и Индией. На сегодняшний день вырисовываются контуры приоритетов промышленной политики государства в химической отрасли согласно Плану  развития газо-химической отрасли до 2020. Реализация этого плана позволила бы России вернуться в число мировых лидеров по производству химической продукции. В настоящее время есть положительные примеры создания новых производств, в частности в области базовых полимеров. Строительство таких мощностей имеет мультипликационный эффект для всей химической отрасли.