Раздел: …в т.ч. аудиторские группы, ранжированные по выручке от аудита (2002—2024 гг.)
Крупнейшие аудиторские группы и сети по выручке от аудита (2017 год) — Аналитика
Исследование рынка крупнейших аудиторских организаций России по итогам 2016 года
Ревизия для ревизоров
Вартан Ханферян
Очередной ежегодный рэнкинг крупнейших аудиторских организаций России, составленный рейтинговым агентством RAEX (Эксперт РА), выявил отсутствие роста доходов в сегменте аудита и их ощутимый прирост в сегменте услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Изменяй, но проверяй
Нынешний выпуск ежегодных рэнкингов аудиторских групп и организаций, двадцать второй по счету, отличается от предыдущих – и по принципам отбора участников, и по методике, которая была обновлена (см. справку «Как мы считали»; подробная методика доступна на сайте: www.raexpert.ru).
Причин пересмотреть подходы к составлению рэнкингов несколько. Во-первых, государство поступательно усиливает регулирование и надзор на финансовом рынке в целом. Аудиторов этот процесс затронул пока косвенно, но весьма неприятным образом: в ходе чистки банков ЦБ выявил, что у многих из структур, лишившихся лицензий, были вполне положительные заключения аудиторов. В СМИ даже проходила информация о возможном введении уголовной ответственности аудиторских компаний в подобных случаях.
Во-вторых, сам отечественный рынок аудиторско-консалтинговых услуг достиг определенного уровня зрелости – в России уже сформировались субъекты аудиторской деятельности. Прежде всего, это собственно аудиторские компании – юридические лица, которые и оказывают аудиторско-консалтинговые услуги. Рэнкинг таких структур представлен в таблице 1. Активно идет процесс кристаллизации групп аудиторских компаний (см. таблицу 2), аффилированных по вполне определенным принципам: либо через участие в капитале, либо через управленческую иерархию.
А вот с партнерскими сетями в России, как говорится, не срослось. В международной практике эти объединения аудиторских компаний занимаются гармонизацией бизнес-процессов, формулированием предложений по отраслевым стандартам и так далее. У нас же такие сети нередко формировались не столько в целях развития общего бизнеса, да и самой отрасли аудита, сколько для механического наращивания масштаба деятельности группы компаний. Таким методом достигалась вполне понятная цель – принадлежность к солидному по внешним признакам объединению позволяла ее участникам повышать шансы на победу в тендерах на оказание услуг. На деле же принципы формирования таких сетей во многих случаях оказались размытыми, а условия участия – ни к чему по большому счету не обязывающими. Это и послужило основанием для отказа от составления рэнкингов российских партнерских сетей, во всяком случае до момента формирования соответствующего реестра со стороны госрегулятора (реестр национальный сетей).
«Необходимо понимать, что создание сети требует от компаний значительных затрат и привлечения высокопрофессиональных человеческих ресурсов: на формирование и поддержание единой системы обеспечения и контроля высоких стандартов качества, методологии аудита, обучение сотрудников. Кто из российских аудиторских компаний способен на подобные инвестиции, большой вопрос. От объединяющего ядра – той компании, которая может стать консолидирующей для конкретной российской сети, и будет зависеть, не превратится ли идея создания российских аудиторских сетей в тривиальный маркетинговый ход, направленный на попытку занять более высокое место в рэнкинге посредством суммирования выручки компаний», – рассуждает Владислав Погуляев, генеральный директор компании «БДО Юникон».
Наконец, еще одним существенным мотивом для пересмотра принципов составления рейтинга стало ужесточение принципов верификации информации, учитываемой при составлении списков. Это позволяет четче провести грань между аудиторско-консалтинговой деятельностью и некоторыми иными услугами, приносящими доход участникам рэнкингов, но к основному профилю не имеющими отношения.
Консультант – с плюсом
Суммарная выручка участников рэнкинга крупнейших аудиторских организаций составила по итогам 2016 года 22,17 млрд рублей, а темпы ее роста за год равняются 6% (здесь и далее в расчетах динамики приведены сопоставимые данные).
Почти две трети организаций из списка (69 компаний) завершили год с положительным темпом роста выручки. На их долю приходится почти 17,6 млрд рублей (79%) от совокупной выручки по рэнкингу, падением доходов год закончился для 36 компаний.
Почти две трети доходов (13,95 млрд рублей, или 63%) участники рэнкинга получили от аудита – это обязательный и инициативный аудит плюс сопутствующие аудиту услуги (всего по меньшей мере 12 тыс. выданных аудиторских заключений); оставшиеся 8,22 млрд рублей, или 37%, – от прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью, прежде всего от консультаций (см. график 1). Если же смотреть на динамику роста суммарной выручки участников рэнкинга, то здесь две основных ее составляющих меняются местами: доходы от консультаций за год приросли на 17%, тогда как доходы от аудита стагнировали – прирост за год не превысил и процента, составив 0,5%.
Такое существенное расхождение в темпах роста указанных сегментов в известной степени объясняется сугубо формальными причинами: часть своих доходов (например, выручку от аудита по международным стандартам) компании проводили по графе «прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью». Тем не менее вклад рыночного спроса в положительную динамику доходов от консультаций, подчеркивают участники рынка, неоспорим.
Президент компании «РСМ Русь», Елена Лоссь отмечает: «В последние годы существенно возрос спрос на услуги, связанные с управленческим и ИТ-консалтингом. По-прежнему очень востребованы услуги финансового консалтинга: постановка систем внутреннего контроля и управления рисками, консультации по ведению бухгалтерского учета и его аутсорсинг. В краткосрочной перспективе будут продолжать пользоваться спросом услуги, связанные с организацией учета по МСФО. Но в нашем случае рост объема услуг связан как с аудитом по МСФО, так и с притоком клиентов от сети RSM».
Также растет спрос на налоговый и юридический консалтинг, в том числе связанный с конкурсным производством. «Среди таких услуг – финансовый анализ, инвентаризация, оценка конкурсной массы. Другое направление связано с услугами по защите налогоплательщика в ФНС и арбитражных судах: различные экономические экспертизы, доказывающие правоту налогоплательщиков или правоту предприятий в хозяйственных спорах. В 2016 году давление на бизнес со стороны государства было беспрецедентным. А потому эти услуги востребованы, заказчики готовы платить деньги за экспертное мнение консультантов», – утверждает Егор Чурин, генеральный директор ООО «Инвест-аудит».
Рост спроса на консультации в связи с практикой взаимодействия бизнеса и налоговых органов отмечает и Марина Ризванова, генеральный директор аудиторской компании «Уральский Союз»: «Предприятия активнее оспаривают старые начисления и доначисления (в частности, на пределе срока давности), а при сопровождении проверок инспекторов ограничивают рамками закона, который налоговики без помощи аудиторских компаний могут легко нарушить. Это ведет к потере интереса у проверяющих, которые из-за своей загрузки стараются добиться доначислений с наименьшими усилиями и без сопротивления».
Цены и ценности
Что же касается доходов непосредственно от аудита, то их доля в суммарной выручке участников списка за 2016 год сократилась с 65 до 63%. Здесь, очевидно, сказалось, в первую очередь, неважное состояние экономики в целом, а также неизбежное в такой ситуации стремление заказчиков сэкономить, особенно на обязательном аудите, и как следствие стала расти конкуренция между аудиторами, в которой одним из основных аргументов для привлечения клиентов выступает стоимость услуг.
«Заказчики, как и раньше, стараются добиться меньшей цены. Это уже стало нормой. Сейчас экономические тенденции не дают повода говорить о том, что выручка аудиторских компаний будет расти. Стагнация очевидна, а серьезных предпосылок для роста просто нет. Наблюдать можно лишь перераспределение клиентов и рост по отдельным компаниям. Рост можно ожидать только в 2018 году вместе с ростом самой экономики, ВВП и так далее», – считает Егор Чурин.
Участники рынка сетуют на нарастание проблемы демпинга, а также на снижение спроса со стороны клиентов на качественную отчетность. Последним зачастую интересна только печать под аудиторским заключением, а не его содержание. «Именно такой спрос порождает предпосылки для текущего статуса аудиторского рынка – тот, кто подтвердит недостоверную отчетность за меньшие деньги, и получает контракт. В настоящее время говорят об уголовной ответственности аудиторов, но никто не говорит о синхронизации ответственности клиента и аудитора. Только в этой ситуации может измениться динамика развития рынка», – утверждает на условиях анонимности представитель одной из ведущих аудиторских компаний.
Двойные стандарты
Ожидаемое оживление отдельных секторов рынка его участники связывают с обязательным переходом в нынешнем году на аудит по международным стандартам (МСА). Для аудиторской компании этот переход обязателен, в случае если ее договор на проведение аудита заключен с заказчиком, начиная с 2017 года. Применение международных стандартов может повысить стоимость услуг.
В большей степени эти новшества сулят профит тем аудиторским компаниям, которые давно специализируются на предоставлении услуг по ведению отчетности по стандартам МСФО («большая четверка», крупные и средние аудиторские организации – члены международных аудиторских сетей или зарубежных ассоциаций в области аудита и бухгалтерии). «Для членов международных сетей изменилось немного, так как они изначально проводили аудит по МСА. Методологи крупных фирм перевели для работников своих компаний общие принципы проведения аудита по международным стандартам в конкретные методологические руководства по аудиторским процедурам и выработали многолетнюю практику по их выполнению. Тем не менее в настоящее время в связи с признанием МСА будет проводиться доработка внутренних методик работы во всех аудиторских компаниях. Несмотря на регулярность таких доработок, в нынешнем году такие усовершенствования, скорее всего, будут более значительны», – говорит Светлана Николаенко, руководитель службы обучения, методологии и контроля качества компании «Бейкер Тилли Русаудит».