Раздел: Годовые отчёты коммерческих организаций (2012—2024 гг.)
Рейтинг годовых отчётов коммерческих организаций, 2023 год — Аналитика
Конкурс годовых отчётов RAEX («РАЭКС-Аналитика») 2023 года юбилейный – он организуется в 25-й раз. За четверть века конкурс заслужил высокую репутацию в профессиональном сообществе. 22 ноября 2023 года RAEX назвало лучших в номинациях на конференции «Годовые отчёты: опыт лидеров».
Обзор годовых отчетов за 2022 год
Содержание
- Годовые отчёты коммерческих организаций
- Годовые отчёты НКО
- Годовые отчёты общественных организаций
- Годовые отчёты образовательных организаций
Скачать полную версию аналитических материалов в PDF
Для участия в нынешнем, юбилейном – 25-м – конкурсе годовых отчётов, организованном RAEX («РАЭКС-Аналитика»), была допущена публичная нефинансовая отчётность 235 различных организаций. Самая большая и по числу представленных в рейтинге коммерческих организаций, и по усредненному качеству отчётов отрасль – это энергетика. В 2,75 раза увеличилось представительство в нынешнем конкурсе благотворительных и социально ориентированных НКО. Средний уровень качества отчётов в данной группе достаточно высок, это же следует сказать о ПНО образовательных организаций, которые из презентаций, подготовленных изначально как отчёт ректората, постепенно эволюционируют в полноценную публичную отчётность.
Численный состав участников нынешнего конкурса оказался самым представительным за все годы его проведения. Из 235 организаций, чья публичная нефинансовая отчётность была допущена к конкурсу, 81 пришлось на коммерческие организации, 21 – на образовательные организации, 124 – на некоммерческие благотворительные и социально ориентированные организации и 9 – на общественные организации.
В группу отчётов высшего и высочайшего качества в рейтинге коммерческих организаций попало 87% рассмотренных ГО – это заметно больше 74% в прошлогоднем рейтинге. Резкий рост доли самых качественных отчётов объясняется тем, что большинство отраслевых лидеров не стало отказываться от популяризации своей ПНО, тогда как среди компаний второго-третьего ряда оказалось гораздо больше тех, кто решил временно уйти в тень.
В рейтинге корпоратов представлена 81 компания из 24 отраслей. Безусловный лидер среди них – электроэнергетика, на долю отчётов компаний которой пришлось в нынешнем рейтинге 28% всех рассмотренных и оцененных ГО. За энергетиками с большим отрывом следуют нефтяная и нефтегазовая промышленность (10% отчётов). Что касается среднего показателя качества отчётов по отраслям, то здесь расстановка почти совпадает с количественным распределением – у энергетиков средний балл отчёта составляет 4,35, у нефтяников и газовиков – 4,5.
В нынешнем конкурсе число НКО, представивших свои отчёты на рассмотрение, возросло в 2,75 раза (124 против 45 в прошлом году). В результате впервые в корпусе рейтингуемой отчётности НКО оказались представлены все виды, которые присутствуют на поле организованной (институциональной) благотворительности: частные, корпоративные, фандрайзинговые, фонды местного сообщества и фонды целевого капитала. Большая часть (61%) рассмотренных отчётов НКО относится к двум высшим классам: 19 ГО получили на нынешнем конкурсе 5 звёзд, еще 57 – 4 звезды, а средний по рейтингу ранг составил 3,75 звезды.
В нынешнем рейтинге группа отчётов образовательных организаций численно сократилась: если по итогам 2021 года в конкурс RAEX попали ГО 30 вузов и 1 школы, то по итогам 2022-го нами был рассмотрен 21 отчёт (включая ГО всё той же школы «Летово»). Уменьшение численности в целом сопровождалось повышением качества представленной отчётности: средний балл ПНО этой группы достиг 4,08 звёзд против 3,84 в прошлом году. Образовательные организации продолжают – и достаточно интенсивно – осваивать опыт коллег из корпоративного сектора. Слабым местом ПНО вузов остается изложение финансовых аспектов деятельности университетов. За исключением лучших отчётов отсутствует не только анализ указанных показателей в динамике, но даже и некоторые ключевые сведения из данной области.
Информация об участниках
Численный состав участников нынешнего, 25-го ежегодного конкурса годовых отчётов, проводимого RAEX, оказался самым представительным за все годы его проведения. Из 235 организаций, чья публичная нефинансовая отчётность была допущена к конкурсу, 81 пришлось на коммерческие организации, 21 – на образовательные организации, 124 – на некоммерческие благотворительные и социально ориентированные организации и 9 – на общественные организации.
Динамика числа участников конкурса годовых отчётов RAEX
Рекордное число участников достигнуто прежде всего за счёт взрывного роста ПНО, представленной на конкурс благотворительными и социально ориентированными некоммерческими организациями, – количество НКО, отправивших свои отчёты, выросло по сравнению с прошлым годом в 2,75 раза.
А вот число коммерческих организаций, сократившееся в прошлом году (причина очевидна – вызванная санкциями необходимость в ограничении публикуемой информации), стабилизировалось: точно как и в предыдущем конкурсе, заявило свою отчётность 81 корпората. В их числе – ещё одно «дословное» совпадение – представлены 4 банка, один из которых иностранный. Что же касается ПНО образовательных организаций, то она количественно сократилась – при этом вырос средний уровень представленных отчётов.
При оценке представленной на нынешний конкурс ПНО коммерческих организаций мы, как и в прошлом году, учитывали, что в целом ряде случаев в отчётах имеются лакуны – некоторая, в том числе весьма значимая, информация либо отсутствует вовсе, либо представлена в сокращённом или фрагментарном виде. Напомним, что такие лакуны в отчётах обусловлены положениями, содержащимися в директивных документах Правительства и Банка России, которые предоставили публичным компаниям право отказываться от раскрытия финансово-экономической информации, а в некоторых случаях даже запретили это делать (см., например, Постановление Правительства № 351 от 12 марта 2022 года и решение совета директоров ЦБ от 14 апреля 2022 года).
Поэтому, сталкиваясь с очевидными пробелами в ПНО той или иной структуры, мы смотрели, были ли отсутствующие или неполно представленные данные отражены надлежащим образом в отчётности за 2020 год, когда указанные выше ограничения ещё не действовали. Если информация в предыдущих отчётах обнаруживалась или была представлена в более полном виде, то мы закрывали глаза на пробелы в отчётности последнего периода.
Формируя списки оцениваемой на конкурсе отчётности, мы были вынуждены отказаться от рассмотрения некоторых документов – в итоге в рейтинги нынешнего года не попали, хотя и были представлены на рассмотрение, ПНО ряда организаций. Так, в итоговом рейтинге годовых отчётов образовательных организаций отсутствует представленный на конкурс «Отчёт о самообследовании Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина».
Напомним, что согласно методике оценки ПНО вузов «к оценке не принимаются документы образовательных организаций, разработанные в рамках обязательной ведомственной и статистической отчётности. Структура, информационная насыщенность, манера подачи, представление о потенциальной аудитории годового отчёта образовательной организации в рамках ГО должны формироваться ею самостоятельно» . Между тем, отчёты о самообследовании не отвечают указанному требованию, поскольку их подготовка ведётся согласно письму Министерства образования и науки РФ от 20 марта 2014 г. № АК-634/05 «О проведении самообследования образовательных организаций высшего образования».
Также было отказано в рассмотрении на конкурсе документу, представленному Урайским комплексным центром социального обслуживания населения (бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры). Дело в том, что заявленный данной структурой «Публичный отчёт о развитии добровольчества (волонтёрства)» посвящён крайне узкой тематике, адекватность и качество отражения которой в ПНО не могут быть оценены на базе существующей методики – тем более в приложении к бюджетному учреждению.
Ещё один отказ от включения в список рассматриваемых на конкурсе отчётов относится к документу, представленному Омским региональным отделением Общероссийского общественного движения «Молодёжная ассамблея народов России "Мы – россияне"». Причина – в наличии на обложке недопустимой символики. Мы не считаем себя компетентными в вопросах дизайна и не учитываем особенности и качество оформления, когда определяем интегральную оценку ПНО. Однако мы полагаем абсолютно недопустимым использование свастики – с какими бы причинами ни было связано её появление на обложке отчёта.
Отчётность коммерческих организаций
Для участия в нынешнем конкурсе и рейтинге годовых отчётов, составленных по итогам 2022 года, подали заявки 81 коммерческой организации, из них 4 – это банки. О причинах резкого – в 3-4 раза – сокращения по сравнению с досанкционными временами числа участников, представляющих на конкурсе финансовый сектор, уже сказано выше. Что касается общего сокращения (на 20-25%) численности копроратов, решивших поучаствовать в конкурсе, то оно произошло преимущественно за счёт компаний из отраслей, наиболее тесно связанных с рынками ЕС и США, по крайней мере ранее: черной и цветной металлургии, а также нефтяной и нефтегазовой промышленности.
Снижение числа участников конкурса от корпоратов, отмечаемое последние два года, в целом положительно сказалось на среднем уровне качества представленной отчётности. Большинство отраслевых лидеров не стало отказываться от популяризации своей ПНО, тогда как среди компаний второго-третьего ряда оказалось гораздо больше тех, кто решил временно уйти в тень.
В результате общий уровень подготовки отчётов, представленных в рейтинге корпоратов, заметно вырос: если в прошлом конкурсе отчёты двух высших классов (4 и 5 звёзд) занимали 74%, то в нынешнем – 87%.
Распределение представленных на конкурс отчётов коммерческих организаций по рейтинговым классам (доля в общей численности участвующих в конкурсе соответствующего года отчётов)
В целом 81 компания, чьи отчёты участвовали в нынешнем конкурсе, представляют 24 различные отрасли.
Безусловный лидер среди них – электроэнергетика, на долю отчётов компаний которой пришлось в нынешнем рейтинге 28% всех рассмотренных и оцененных ГО. За энергетиками с большим отрывом следуют нефтяная и нефтегазовая промышленность (10% отчетов), транспорт и логистика (9%), цветная и чёрная металлургия (9%), химическая и нефтехимическая промышленность (8%), розничная торговля (6%) и банки (5%).
Что касается среднего показателя качества отчётов по отраслям, то здесь расстановка почти совпадает с количественным распределением – у энергетиков средний балл отчёта составляет 4,35, у нефтяников и газовиков – 4,5.
Распределение годовых отчётов коммерческих организаций по отраслям
***От одного до трёх годовых отчётов на нынешний конкурс прислали компании, относящиеся к следующим отраслям: агропромышленный комплекс; биржа; жилищно-коммунальное хозяйство; инжиниринг, промышленноинфраструктурное строительство; интернет-сервис, ИТ; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; лизинг; машиностроение; многоотраслевые холдинги; пищевая промышленность; промышленность драгоценных металлов и алмазов; сервис проката,телекоммуникации и связь; угольная промышленность.
Как уже было сказано выше, работая над отчётностью, компании и в прошлом, и в нынешнем году сознательно и вынужденно шли на разного рода недоговорки и лакуны при подаче информации. Тем не менее, сопоставляя ГО по итогам 2022 и 2021 годов, можно выявить ряд тем, отражение которых улучшилось.
Прежде всего, это относится к тематике развития персонала. По-видимому, неизбежная реакция руководства компаний на возрастающий кадровый голод, всё более ощутимую нехватку квалифицированных рабочих рук вызывает такие изменения в текущей деятельности корпоратов, которые не могли не пройти мимо составителей отчётов. Что касается улучшения в ПНО качества информации, связанной с ресурсосбережением, то, как представляется, – это эхо дефицита комплектующих, вызванного санкциями.
Что же касается тем, отражение которых в анализируемых отчётах в среднем сравнительно ухудшилось, то здесь стоит отметить в первую очередь взаимодействие с поставщиками и описание стратегических перспектив развития компаний. С поставщиками всё предельно ясно – зачем излишние подробности способов обхода многочисленных санкций? Вполне разумно избегать в эпоху возрастающей неопределённости излишней конкретики и при описании среднесрочных перспектив.
Наиболее полно раскрытые разделы в ГО коммерческих организаций
Здесь и на графике 4 представлена дельта среднего балла за раздел, посчитанного по всем компаниям,
и среднего интегрального балла, посчитанного по всем компаниям в рейтинге (7,28). Если дельта больше 0, то раздел положительно
повлиял на интегральный балл, если меньше — отрицательно.
Наиболее слабо раскрытые разделы в ГО коммерческих организаций
Отчётность благотворительных и социально ориентированных НКО
Как уже было сказано выше, в нынешнем конкурсе число НКО, представивших свои отчёты на рассмотрение, возросло взрывным образом (124 против 45 в прошлом году). Как результат – впервые в корпусе рейтингуемой отчётности НКО оказались представлены все виды, которые присутствуют на поле организованной (институциональной) благотворительности: частные, корпоративные, фандрайзинговые, фонды местного сообщества и фонды целевого капитала.
Большая численность и всеохватность ПНО некоммерческих организаций, наблюдаемая впервые на нашем конкурсе, позволяет сделать некоторые выводы о качестве, сильных и слабых сторонах отчётов в данном секторе. Большая часть (61%) рассмотренных отчётов относится к двум высшим классам: 19 ГО получили на нынешнем конкурсе 5 звёзд, еще 57 – 4 звезды. Средний по рейтингу ранг составил 3,75 звезды, что является достаточно высоким показателем.
Анализ всей представленной отчётности НКО на прошлом и нынешнем конкурсе позволяет отметить среди безусловно улучшившихся разделов подачу информации о финансировании не только в общем виде, но и по программам. Такая разбивка сейчас является практически неотъемлемой частью отчёта уровня 4 и 5 звёзд, тогда как еще три года назад была характерной лишь для самых лучших отчётов.
Среди других явный улучшений – большее внимание со стороны частных и корпоративных НКО к отражению формальной информации: доступности сведений о структуре и составе органов управления, о банковских реквизитах и т. п.
Вместе с тем отчётности НКО явно есть куда расти. И наиболее очевидным направлением для такого роста – особенно это касается фандрайзинговых организаций – более чёткое представление о целевой аудитории, на которую ориентирован отчёт. Пока, как представляется, у многих НКО, работающих над своей публичной нефинансовой отчётностью, нет структурированного видения данной проблемы.
Отчётность образовательных организаций
В нынешнем рейтинге группа отчётов образовательных организаций численно сократилась: если по итогам 2021 года в конкурс RAEX попали ГО 30 вузов и 1 школы, то по итогам 2022-го нами был рассмотрен 21 отчёт (включая ГО всё той же школы «Летово»).
Уменьшение численности в целом сопровождалось повышением качества представленной отчётности: средний балл ПНО этой группы достиг 4,08 звёзд против 3,84 в прошлом году.
Образовательные организации продолжают – и достаточно интенсивно – осваивать опыт коллег из корпоративного сектора. Еще 3-4 года назад среднестатистический годовой отчёт вуза представлял из себя слегка переработанную презентацию, подготовленную изначально для отчёта ректората о проделанной работе. Сегодня в лучших своих образцах годовой отчёт – это разносторонний документ, по своей структуре и содержанию приближающийся к ГО корпоративных структур. Конечно, чисто отчётов такого уровня у университетов еще не стало преобладающим, но тенденция уже наметилась.
В ГО образовательных организаций практически сплошным стало отражение информации о занимаемых вузами местах в отечественных и зарубежных рейтингах, о ключевых достижениях в научной и исследовательской деятельности за отчётный период.
Вместе с тем рассказ о достижениях – если не брать отчёты самого высокого уровня качества – до сих пор носит во многом назывной, перечислительный характер. Отсутствует раскрытие связи этих достижений как с миссией вуза, видением его стратегических перспектив, так и с национальными целями развития (нацпроектами), а также планами развития территорий присутствия.
В значительной мере – и это вполне понятно – сократились разделы, посвящённые академическим связям вузов, программ студенческого обмена. Очевидно, что прежние связи оказались разорванными, а новые еще недостаточно развились.
Слабым местом в ПНО вузов остаётся изложение финансовых аспектов деятельности университетов. За исключением лучших отчётов отсутствует не только анализ указанных показателей в динамике, но даже и некоторые ключевые сведения из данной области.