Раздел: Рэнкинг банков по привлеченным средствам физических лиц
Таблица 9. Топ-30 банков по депозитам физических лиц — Аналитика
Российские банки в 2014 году: проверка на прочность
Содержание |
Резюме
Банковский сектор вошел в период масштабной перестройки, который продлится как минимум до середины 2015 года. Банкам предстоит адаптировать бизнес-модели под новые «правила игры»: сужение возможностей экстенсивного роста, ухудшение качества активов (доля «кредитов под стрессом» в 2014 году может вырасти с 15 до 20%), системный дефицит ликвидности и усиление регулятивного надзора. Перестройка будет сопровождаться ростом концентрации активов на крупных игроках, при этом банкам придется ограничить объем высокорискованного бизнеса, наращивать долю комиссионных доходов, более активно работать с МСБ и развивать дистанционные сервисы.
В 2014–2015 годах банковский сектор будет развиваться в условиях резкого сужения возможностей экстенсивного роста (темп прироста кредитного портфеля не превысит 15% в 2014 году), ухудшения качества активов, системного дефицита ликвидности и усиления регулятивного надзора. Российским банкам предстоит привыкнуть к более низким темпам роста и рентабельности, что потребует от них корректировки бизнес-моделей и снижения риск-аппетитов. Ключевые направления – оптимизация издержек и автоматизация бизнеса, диверсификация активов и сокращение доли высокорискованного бизнеса, рост доли комиссионных доходов. Высокий риск-аппетит сохранят только банки, собственники которых готовы оперативно «закрывать» возможные временные убытки.
В 2014 году активы банковского сектора прибавят 13% (16% годом ранее), а в следующем – не более 10%, что уже сопоставимо с темпом роста цен в экономике. В наибольшей степени притормозит розничное кредитование – с 29% в прошлом году до 23% в 2014-м и 20% – в 2015-м. Основной вклад в замедление сегмента внесет необеспеченное кредитование физлиц (23% против 32% в 2013-м), в то время как ипотека сохранит достаточно высокие темпы роста портфеля – на 28% в 2014-м (против 34% в 2013-м). Торможение продолжится и в сегменте кредитования МСБ: портфель прибавит не более 13% в 2014 году. Ключевые причины – ухудшение качества обслуживания и снижение спроса. Кредитование крупного бизнеса в 2014 году ожидает ускорение с 10% до 12% благодаря рефинансированию российскими банками внешнего долга крупных компаний.
Ухудшение качества активов затронет в 2014–2015 годах все сегменты кредитования, кроме ипотеки. Хотя стагнация в экономике и ухудшение доступа к внешнему фондированию ударят в первую очередь по крупным предприятиям, большинство банков предпочтут реструктурировать крупные кредиты либо рефинансировать долги таких компаний. Наибольшими темпами будет расти просроченная задолженность в необеспеченной рознице, причем ее пик придется, по нашим оценкам, на конец 2014 года. Вместе с тем мы ожидаем, что в ипотечном кредитовании доля просроченной задолженности останется на текущем уровне – в пределах 1,5–1,7% (против 8–9% по необеспеченным кредитам).
Системный дефицит ликвидности сохранится в секторе до середины 2015 года, вследствие чего доля средств Банка России в пассивах может вырасти до 10-11%. Наиболее уязвимы региональные банки: концентрация привлеченных средств на одном-двух регионах повышает подверженность локальным вспышкам «паники вкладчиков». Дополнительное давление на систему создают крупнейшие госбанки, которым зачастую выгоднее направлять избыточную ликвидность не на рынок МБК, а на реализацию собственных розничных проектов. При этом рефинансирование продолжает распределяться по системе неравномерно (более 70% приходится на крупнейшие банки с госучастием), а рынок МБК в периоды паники вкладчиков практически закрывается для небольших банков, вследствие чего они вынуждены держать избыточную «подушку» ликвидности.
Новая политика Банка России заметно снизит привлекательность кредитования связанных сторон и проведения сомнительных операций. С мая текущего года повышены критерии высокой вовлеченности банка в сомнительные операции (максимальная доля таких операций в дебетовых оборотах клиентов снижена с 5% до 4%), а с января 2015 года вводится норматив максимального риска на связанных лиц (Н25) и более жесткие критерии отнесения заемщиков к связанным сторонам. В качестве «пряника» регулятор расширяет возможности для банков зарабатывать на инструментах РЕПО, постоянно увеличивая объемы рефинансирования. Действия ЦБ РФ стимулируют банковский бизнес к снижению риск-аппетитов и большей прозрачности, что в перспективе полутора-двух лет повысит уровень доверия к банковской системе.
Активность в сфере банковских сделок M&A в ближайший год возрастет, в основном за счет применения механизма санации. Для банка-санатора это позволит как разделить риски укрупнения бизнеса с государством, так и улучшить рыночные позиции за счет освоения клиентской базы санируемого банка. «Рыночные» сделки M&A будут носить скорее единичный характер: с одной стороны, слишком затруднительна оценка качества активов, с другой, на рынке мало игроков, готовых к активному расширению за счет M&A. Увеличение с 1 января 2015 года нормативного минимума по капиталу также не станет катализатором роста М&A: большинство банков с капиталом менее 300 млн уже имеют конкретные планы по приведению его в соответствие с законом.
Развитие банковского сектора в 2014–2015 годах будет сопровождаться ростом концентрации активов на крупных банках. Крупнейшие банки (частные и с госучастием) уже увеличили свою долю на рынке за счет перетока части средств населения и компаний из малых и средних банков. Дополнительную динамику их бизнесу придаст замещение внешнего долга крупных компаний, а также возможность получить рефинансирование от ЦБ РФ под залог инвестиционных кредитов. Под давлением окажется рентабельность розничных банков и небольших региональных кредитных организаций. Первым следует сосредоточиться на оптимизации расходов и расширении кросс-продаж некредитных продуктов. Небольшие банки получат шанс более активно кредитовать МСБ в результате смещения приоритетов крупных банков в сторону крупного бизнеса. В качестве точки роста для малых банков мы также видим рынок тендерного кредитования: объем рынка госзаказа с ежегодным оборотом в 10 трлн рублей далек от насыщения кредитными ресурсами.